Память наших улиц…
Память наших улиц…
Иосиф Юльевич Каракис
Помните эти строки из известной песни Юрия Антонова? Думаю, что, да. А часто ли задумывались над тем, кто формировал облик этих улиц, особенно, центральных и важных. Как коренной киевлянин, я горжусь архитектурой центральной части родного Киева, его улицами Институтской, Липской, конечно же, Крещатиком. И мне, немного обидно, когда я вижу группы туристов в сопровождении экскурсовода, рассказывающего о центре Киева и упоминающего имя лишь одного известного архитектора – Владислава Владиславовича Городецкого. Обидно потому что, в тени остается имя человека создавшего облик Киева – Иосифа Юльевича Каракиса.
Имя этого человека, чье творчество связано с Киевом и многими другими городами Украины и России – Киевом, Москвой, Харьковом, Ленинградом, Донецком, вписано золотыми буквами в историю отечественного градостроения.
Сегодня, гуляя прекрасными улицами Киева, Донецка и Луганска мы смотрим на величавые дома до и послевоенной постройки и вспоминаем, что современный облик этих крупнейших центров – творение рук Иосифа Юльевича, которому 29 мая исполняется 110 лет. Причем исполняется в то самое время, когда прекрасный Киев, весь в цветущих каштанах и кустах пахнущей сирени, будет отмечать День Города.
Рожденный в 1902 году в еврейской семье на Одесщине, проведший детские годы на Виннитчине, он в суровые годы Гражданской войны прибыл в Киев, который полюбил на всю оставшуюся жизнь. Лишь в годы Великой Отечественной войны он временно «изменил» родному Киеву, да и то для того, чтобы восстанавливать Ленинград, Донецк, Луганск.
Киев 30-х годов ушедшего столетия, хоть и являлся крупным индустриальным и культурным центром, все же не имел того вида, который был присущ именно столицам. Да и по политическим мотивам, с учетом административно-территориального положения, Киев серьезно «опережал» Харьков. Но для того чтобы «создать» столицу, град Киев нужно было привести в «столичное соответствие». Мир даже сегодня имеет немного примеров того, как за короткое время создавались новые столицы, или реконструировались самым революционным образом, старые. Возвращение столичных функций в Киев летом 1934-го, это как раз пример настоящей революции в отечественной советской архитектуре.
И когда стал вопрос, о создании группы архитекторов «киевского направления», то не было особых споров по вопросу, а кому же возглавить ее и кому поручить создание нового столичного облика Киева. Выбор сразу же пал на Иосифа Каракиса, молодого, но талантливого архитектора, имеющего за плечами курский вокзал Москвы и Дом Красной Армии и Флота в Киеве (ныне – Центральный Дом офицеров).
О колоссальной работоспособности Иосифа Каракиса, о его таланте и новаторстве в современной энциклопедии архитектуры, словами вице-президента Национального союза архитекторов Украины Юрием Худяковым, сказано: «Жилые дома Каракиса, построенные в 30-е годы, интересны во многих отношениях и, прежде всего, учетом масштаба Киева, его силуэта, рельефа. Это высокопрофессиональные работы. Но, кроме того, в них заложены новаторские планировочные решения: входы в квартиры с разных уровней, очень широкий корпус, совершенно необычные планировки, которые актуальны даже сегодня. Это были открытия: ничего подобного до того не было, ведь киевские «доходные дома» имели совершенно другую структуру и планировку. Здания Каракиса можно и нужно изучать с точки зрения плана, пластики, силуэта, материала. В пределах возможностей того времени архитектор смог максимально реализовать свой талант».
Типичным примером данного высказывания является дом под № 15-17 по улице Институтской, который и сегодня остается украшением и всего города, и Печерска.
А «многоквартирные» шедевры на Арсенале и Золотоворотской улице и сегодня привлекают внимание своей красотой и монументальностью.
И неслучайно, что уже к 1936 году Иосиф Каракис становится главным архитектором Киева, что было признано всеми маститыми зодчими. Но главной заслугой Иосифа Юльевича в строительстве нового Киева было то, что он никогда не проектировал новостроек вместо памятников архитектуры, впрочем, и рядом с ними, чтобы не разрушать культурно-исторический баланс города.
Даже свой знаменитый шедевр – музей истории Украины, получивший имя «Дворец Каракиса», он создал в таком месте, чтобы не наложить его на останки древней Десятинной церкви, разрушенной в 1240 году. Вот так понимал патриот Киева задачу сохранения историко-культурного наследия.
Но страшные годы Великой Отечественной и ужасы фашистской оккупации Киева сделали то, с чем не мог свыкнуться талантливый архитектор. Несмотря на то, что основные здания, построенные им в центре Киева, сохранились, Иосиф Юльевич страшно переживал за разрушения, которые уничтожили Крещатик и примыкающие к нему кварталы.
Все четыре года войны он с семьей находился в эвакуации, но и там его талант архитектора был востребован, как никогда остро и злободневно. Кто не знает, скажу – создание столь нужной для Узбекистана, а значит – и всей страны, Фархадской ГЭС – это полностью его заслуга.
Увидев родной Киев и Крещатик в 1944-м, Иосиф Юльевич сразу же согласился с предложением начать самые активные работы по его… Нет, не восстановлению, ибо восстанавливать было просто нечего. Он принялся за работу, вместе с архитекторами Штейнбергом, Добровольским, Жежериным и Копоровским по созданию нового Крещатика, как символа нового центра столицы Украины.
Практически все проекты застройки Крещатика, предложенные Каракисом, были воплощены в жизнь и являются настоящим украшением нашего города.
Судьба улыбалась Иосифу Юльевичу, и в предвоенные годы, и в годы восстановления и строительства родного города. Но… наступил 1950-й, год махровой борьбы с космополитизмом. Многим известны печальные события того года, как «Дело врачей» в Москве или всесоюзная борьба с космополитами. Не минула сия чаша и Киев, когда известные архитекторы Яков Штейнберг и Иосиф Каракис были объявлены «буржуазными националистами». Итог той «всенародной борьбы» - исключение из союза архитекторов и запрет на профессию. Иосифу Юлбевичу «вспомнили» даже гостиницу «Украина» в Луганске, которая и по сей день является украшением города.
Жизнь еще достаточно молодого, а главное, талантливого человека и патриота своего города, остановилась в прямом смысле этого слова, настолько, что даже не на что было купить продукты. Дочь, круглая отличница, была лишена повышенной стипендии, жена вышивала рисунки на скатертях… А на фото-открытках с видами Киева, вымарывали имя Каракиса, если оно было указано, как имя архитектора. Но друзья, как и ученики Иосифа Юльевича, не бросили архитектора в беде, пригласив его восстанавливать города Донбасса – Донецк, Горловку, Краматорск. Лишь в 1958-м смог приступить к любимой работе в любимом городе архитектор, да и то, потому, что нужен был именно он – талант, могущий создать станции метрополитена именно такими, чтобы восхищались ими во всем мире.
На рубеже 50-х – 60-х годов проявился еще один талант Каракиса, как архитектора, ученого и педагога – строительство школ нового типа. Благодаря его творчеству и настойчивости, школы становятся многооконными, освещенными естественным светом, с просторными спортзалами и музыкальными классами. Я сам в 70-е годы отучился в одной из таких киевских школ, построенной по проекту Иосифа Юльевича.
Была еще одна серьезная тема в творчестве Иосифа Юльевича, над которой, он работал со времени возвращения в Киев. Немногие знают, что он автор шести проектов мемориала погибшим в Бабьем Яру, ни один из которых, так и не был воплощен…
В последние годы жизни Иосиф Юльевич посвятил родному Киеву, предлагая проекты застройки киевских массивов Русановка, Оболонь, живя при этом, на своей даче на Русановских садах. Жизнь выдающегося архитектора всесоюзного значения оборвалась 23 февраля 1988 года, когда весь советский народ отмечал 70-летие несокрушимой и легендарной Красной Армии, а его похороны не стали событием для Киева, лишь родные люди, да, не менее родные, созданные им улицы, провожали великого зодчего в последний путь. Но все созданные им архитектурные произведения сегодня являются памятниками архитектуры и находятся под охраной государства.
Прошло 110 лет со дня рождения мастера архитектуры, но до сих пор на стене его родного дома под № 5 в Рыльском переулке не установлена мемориальная доска. И еще, что хочется сказать. За всю свою многолетнюю службу во имя искусства градостроения, Иосиф Юльевич, не получил ни одной награды. Объективности ради, все же, следует отметить, что в Украине достаточно широко отмечалось и его 90-летие, и, конечно же, вековой юбилей. Однако сегодня стоит все же, вспомнить заслуги Каракиса и не постесняться руководителям от украинской архитектуры представить его к самой высшей награде страны, а Президенту Украины издать соответствующий Указ. И я, просто уверен, что ни у кого не возникнет сомнения в его правильности и нужности. И сделать это нужно сегодня, чтобы помнили не только улицы, ставшие украшением Киева благодаря Иосифу Юльевичу, но и помнили о выдающемся зодчем те, кто по ним ежегодно ходит и любуется. Да и в преддверии Евро-2012 стоит напомнить киевским, харьковским и донецким экскурсоводам, особенно молодым, что имя Каракиса – это достояние республики, как и дела его, и свершения.