Морская стихия Ивана Айвазовского. 195 лет со дня рождения художника
Морская стихия Ивана Айвазовского. 195 лет со дня рождения художника
Иван Айвазовский (автопортрет)
Россия, будучи самой большой страной в мире, тем не менее, является всё же континентальной, а не морской державой. Но вместе с тем российский флот с момента своего появления ещё в петровскую эпоху, всегда играл значительную роль в военной и общественной жизни страны.
Соответственно, сама роль флота в российской действительно изначально должна была способствовать появлению и художника, который бы мог всё это отразить и нанести на холсты, тем более, что фотографии ещё не существовало.
И такой художник появился. 17 (29 по новому стилю) июля 1817 года в Феодосии у мелкого торговца Константина Гайвазовского (Геворга Айвазяна) и его жены Репсиме родился сын – Ованес, который больше известен миру, как знаменитый русский маринист Иван Айвазовский. Геворг Айвазян был выходцем из Галиции, поэтому и писал свою фамилию на польский манер.
Семья Гайвазовских поселилась в начале XIX века в Феодосии – прибрежном крымском городе, где заканчивались Крымские горы и начинались степи. Город был многонациональным. Отец будущего художника был небогатым человеком, а пришедшая в город в 1812 году чума и вовсе его разорила. Тогда Константин, чтобы прокормить семью, стал помогать людям составлять разные документы и бумаги, так как знал несколько языков. Его жена Репсиме была искусной вышивальщицей. Из их дома открывался вид на море, и маленький Ованес любил наблюдать за водным простором, который всегда был разным – то умиротворённо тихим, то очень грозным.
В 1821-1829 годах в Греции полыхало освободительное восстание. Приезжавшие купцы привозили миниатюры о сражениях и освободительной борьбе греков за свою свободу. Маленький Ованес с интересом рассматривал эти миниатюры, начал их перерисовывать. Когда заканчивалась бумага, он рисовал прямо углём на стенах дома. Один из таких рисунков попался на глаза градоначальнику Феодосии Александру Ивановичу Казначееву. В 1830 году А.И.Казначеева перевели в Симферополь и назначили губернатором Таврии. Он взял с собой и юного художника, чтобы тот мог закончить гимназию.
С Казначеевыми были дружны Нарышкины. Наталья Фёдоровна Нарышкина сыграла значительную роль в судьбе художника, потому что смогла решить вопрос с его обучением в Российской Академии художеств. Айвазовский был определён в класс профессора Максима Воробьёва, который уделял самое пристальное внимание пейзажной живописи. У Айвазовского рано открылся талант к изображению морских пейзажей и Воробьёв это всячески приветствовал. В собрании Императорского Эрмитажа Айвазовский смог познакомиться с картинами старых мастеров – маринистов голландской школы и Клода Лоррена. Айвазовский делал копии, старался уловить тонкости изобразительной техники своих предшественников. В доме Воробьёва, куда Айвазовский был вхож, он знакомится с Василием Жуковским, Иваном Крыловым, известным коллекционером живописи Алексеем Томиловым.
В начале 1835 года по приглашению Николая Первого из Парижа приехал известный маринист Филипп Таннер. Айвазовского определили ему в помощники. Художник быстро усвоил технику Таннера, но, не желая быть лишь его тенью и стремясь к самостоятельному творчеству, пишет картину «Этюд воздуха над морем». Картина имела серьёзных успех, и Айвазовский даже получил за неё от Академии художеств серебряную медаль. Таннер пришёл в большой гнев и нажаловался Николаю Первому. Картины Айвазовского сняли с выставки и лишь вмешательство Жуковского, Крылова и профессоров Академии предотвратил более серьёзное наказание. Впрочем, вскоре Таннер вынужден был достаточно бесславно покинуть Россию.
В 1836 году в составе кораблей Балтийского флота Айвазовский участвовал в плавании по Финскому заливу. Он увидел совсем другое море, мало похожее на черноморские просторы его детства.
Спустя год, в 1837 года Айвазовский, как лучший выпускник, по окончании Академии художеств получил золотую медаль. Это давало ему право на целых шесть лет уехать за границу, чтобы продолжить своё образование. Но, прежде чем уехать в Италию, Айвазовский на два года приезжает в Феодосию, где пишет целую серию пейзажей. Айвазовскому довелось участвовать в боевых действиях на Кавказе. Под впечатлением от этих событий он пишет картину «Десант в Субаши». Два года пролетели быстро и, собираясь уезжать в Петербург, Иван Айвазовский пишет одну из своих самых известных картин – «Морской берег».
Иван Айвазовский «Морской берег».
Летом 1840 года в компании со своим другом Василием Штернбергом Айвазовский отправляется в Италию. Этот период в его жизни был очень насыщенным и успешным. В Италии Айвазовский близко сошёлся с Николаем Гоголем, который был достаточно избирательным в общении. Рим особенно поразил художника и своим размахом, и обилием архитектурных памятников. В Италии сложился и свой авторский стиль работы Айвазовского – он не писал с натуры, а, обладая цепкой памятью, просто воспроизводил то, что видел ранее, соединяя всё это в удивительные сюжеты и морские пейзажи. Айвазовский много работает, его картины хорошо продаются. Художник посещает Испанию, Мальту, Англию, Францию, Швейцарию, Германию, Голландию. За выставку своих картин в Лувре Айвазовский был удостоен золотой медали. Заговорили даже о том, что он, имея такую популярность, вряд ли захочет возвращаться в Россию. Но Айвазовский, узнав о таких разговорах, на два года сокращает своё пребывание в Европе и отправляется на родину. В 27 лет о уже член Петербургской, Амстердамской и Рисмкой академий художеств.
По возвращении в Россию художник впервые в отечественной истории удостаивается звания художника Главного Морского штаба. При этом Айвазовский получил право носить мундир Морского министерства. Впрочем, последнее обстоятельство было в большей степени моральным стимулом, так как обычного при этом постоянного жалования не полагалось. Справедливости ради стоит отметить, что успешный художник, картины которого хорошо продавались, в этом особенно и не нуждался. Это был первый такой случай во взаимоотношениях Морского министерства и художника. Помимо признания заслуг Айвазовского в Министерстве были заинтересованы, чтобы он продолжал свою деятельность.
От Морского министерства И.Айвазовский впервые получил и официальный государственный заказ – ему предстояло изобразить крепости Свеаборг и Гангут, а также виды Петербурга, Кронштадта и Ревеля со стороны моря. Айвазовский с этим блестяще справился, так как вообще имел обыкновение делать зарисовки всех портов и мест, где он бывал и делал это с топографической точностью. При этом это не были «фотографии», сделанные красками. Это были самостоятельные картины, в которых художник привносил своё видение – лунную ночь, закат, шторм и т.п.
В 1839 году в Крыму были проведены военные морские маневры. Иван Айвазовский принял в них активное участие, тем более, что пятнадцать кораблей флота вошли для принятия войск на борт в бухту его родной Феодосии. Тогда он и познакомился с командовавшим эскадрой контр-адмиралом В.А.Корниловым, известными флотоводцами П.С.Нахимовым и М.П.Лазаревым.
В 1845 году вместе с адмиралом Литке Айвазовский принял участие в юном походе к берегам Османской империи – Малой Азии и Греции. Айвазовский и адмирал Ф.П.Литке были уже давно знакомы. В 1836 году, когда Айвазовский, которому тогда было всего девятнадцать лет, был художником на кораблях Балтийского флота. Адмирал Ф.П.Литке в тот период был наставником малолетнего великого князя Константина Николаевича. Именно тогда и установились хорошие отношения между молодым художником и известным адмиралом. А Константин Николаевич стал впоследствии генерал-адмиралом русского флота.
Плавание к турецким берегам стало для Айвазовского запоминающимся и важным событием. Айвазовский во время этого путешествия не писал картин красками, но очень активно делал зарисовки в карандаше. Из плавания он привёз эскизы видов Смирны, разрушенной Трои, Синопа и Синопской бухты, Константинополя и бухты Золотой Рог. Запомнилось ему и Мраморное море, тихое, прозрачное, имеющее совершенно особый цвет воды. Подмечал он и интересные моменты приморской архитектуры южных народов. Всё это впоследствии найдёт своё отражение в его многочисленных полотнах. Во время этого южного плавания двадцати восьмилетний Айвазовский много времени уделял и изучению самой конструкции парусных судов, их мельчайшим деталям, системе управления. Это также позволило ему добиться поразительной точности в изображении парусников, причём не только статичном, но и динамичном – во время бури, быстрого хода, кораблекрушения.
Айвазовский написал и целую серию картин, посвящённых морским сражениям русского военного флота, начиная от времён Петра Первого, и заканчивая современными ему событиями. Картины исторически весьма точны из-за скрупулёзной прописки деталей парусников и их оснащения, а также поведения кораблей во время их движения, маневра и стрельбы артиллерии. Для Айвазовского даже устраивали показательные стрельбы, чтобы он могт наблюдать полёт ядер и их поведение при ударе о морскую поверхность. К наиболее знаменитым полотнам относятся картины, посвящённые Гангутскому сражению, битве в Хиосском проливе, Чесменскому сражению. Известна и картина, на которой Айвазовский увековечил подвиг брига «Меркурий».
Иван Айвазовский «Бриг «Меркурий».
Маленький русский корабль с одной линией орудий, зажатый между двумя турецкими линейными кораблями с тремя и двумя линиями пушек, принял неравный бой и, понеся значительные повреждения, тем не менее, смог нанести туркам серьёзный урон и уйти непобеждённым навстречу русской эскадре.
Крымская война стала особой страницей в жизни знаменитого русского мариниста. Айвазовский несколько раз ездил в осаждённый Севастополь, делал зарисовки и эскизы. Тогда же родилась знаменитая работа «Синопский бой», запечатлевшая победу русского флота над турецким. По итогам всех этих поездок Айвазовский написал несколько картин и приехал с выставкой в Севастополь.
Иван Айвазовский «Синопский бой»
Выставка имела большой успех, особенно среди морских офицеров. Адмирал П.С.Нахимов отмечал достоверность и точность работ Айвазовского. Крымская война, которая не была удачной для России, во многом оставила трагическую память и в душе Айвазовского. Во время боёв погибли его товарищи – адмиралы В.А.Корнилов и П.С.Нахимов. А корабли, составлявшие гордость русского парусного флота, не раз изображённые на картинах художника, были затоплены у входа в Севастопольскую бухту, чтобы предотвратить вход на севастопольский рейд флоту врага. После войны художник периодически возвращался к теме обороны Севастополя. Особенно эпической получилась картина «Оборона Севастополя», представляющая собой панораму обороняющегося города.
Иван Айвазовский «Оборона Севастополя»
Уже на склоне лет, в 1892 году художник, отдавая дань памяти погибшим адмиралам-товарищам, пишет «Корабль «Мария» во время шторма». «Мария» - это флагманский корабль Нахимова, на котором он командовал Синопским сражением. Через год Айвазовский пишет картину «Малахов курган», посвящённую обороне Севастополя и на обороте делает трогательную надпись: «Место, где смертельно был ранен Корнилов».
Сражения русско-турецкой войны 1877-1878 годов также не оставили художника-патриота равнодушным. Появились и новые элементы в творчестве. Так, картина «Великий князь Константин» на Сухумском рейде во время минной атаки» изображала уже пароход, а не парусный корабль. Любопытно, что «Великим князем Константином» командовал С.О.Макаров, получивший известность во время русско-японской войны 1905 года. Так кисть великого мариниста соединила воедино судьбы русских флотоводцев разных поколений и эпох. В связи с тем, что боевые действия на Чёрном море приближались к Феодосии, художник уехал из города и увёз свою семью. Потом стало ясно, что это было верное решение - в его дом в итоге угодило два снаряда, разбившие часть стен и расколовшие мраморные бюсты Пушкина и самого Айвазовского, стоявшие в гостиной.
После русско-турецкой войны Айвазовский меньше уделял времени изображению морских сражений. Но не потому, что утратил к ним интерес. Постепенно приходила новая эпоха – эпоха одетых в броню пароходов. Парусники уходили в прошлое.
Но было немало других славных страниц русского флота, которые стремился увековечить Айвазовский. Его работа «Ледяные горы» была посвящена антарктической экспедиции русского флота в 1819-1820 годах. Сам Айвазовский не участвовал в этом плавании, но о нём ему много рассказывал адмирал М.П.Лазарев, который в этой экспедиции командовал шлюпом «Мирный».
Иван Айвазовский «Ледяные горы»
Очень интересна и серия чисто морских пейзажей и картин: «Девятый вал», «Группа облаков», «Море», «Радуга», «Штиль у берегов Чёрного моря», «Чёрное море» и многие другие.
Иван Айвазовский «Девятый вал»
Иван Айвазовский «Чёрное море»
Айвазовский всегда старался помочь родной Феодосии. На его личные сбережения были построены два фонтана для питьевой воды, которой всегда в жарком Крыму не хватало. Вот что писал сам Иван Айвазовский в своём заявлении городским властям по этому поводу: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население города, я дарю ему 50 000 вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника». Это был по-настоящему щедрый дар испытывавшей недостаток питьевой воды Феодосии. Жители города в знак благодарности построили Айвазовскому фонтан-памятник, на котором было написано «Доброму гению».
Благодаря его усилиям расширили и реконструировали Феодосийский порт, в Феодосию провели железную дорогу, у многих горожан появилась достойная работа. Художник продолжал много путешествовать и активно работал. Помимо морских пейзажей он порой обращался и к иным темам – появились картины «Украинский пейзаж с чумаками при луне», «Мельница на берегу реки. Украина», «Волга у Жигулёвских гор», «Свадьба на Украине» и другие. Писал Айвазовский и на библейские цены – «Христос на берегу Галилейского озера», «Хождение по водам», «Переход евреев через Чёрное море» и другие.
Иван Айвазовский «Украинский пейзаж с чумаками при луне»
27 сентября 1887 года вся Россия отмечала 50-летия творчества знаменитого художника. Торжества были очень значительными и массовыми.
С годами Иван Айвазовский не утратил жажды к творчеству. Так, известная картина «Среди волн» была написана, когда художнику было уже восемьдесят. В свой последний день жизни 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года художник начал работу над картиной «Гибель корабля». Картина так и осталась не оконченной.
Айвазовский был не просто маринистом – он стал настоящим летописцем российского флота, любимым художником многих поколений моряков. Его картины будили и продолжают будить воображение, они словно зовут и манят в дальние странствия будущих матросов и офицеров.
30 июня - 8 августа 2012 года