Реки Центральной Азии ждут политического согласия

Решить вопросы рационального использования водных ресурсов без участия России и ООН центрально-азиатские государства не смогут - договориться помешают экономические и политические интересы стран, полагает руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин

 

13 февраля в Бишкеке открылась конференция Европейского союза и Центральной Азии, посвященная сотрудничеству в области охраны окружающей среды и водных ресурсов. Водная проблема - самая острая в Центрально-Азиатском регионе. Большинство водных ресурсов сосредоточено в двух высокогорных республиках - Киргизии и Таджикистане, на ледниках которых находятся истоки Сырдарьи и Амударьи.
Душанбе и Бишкек хотели бы использовать воду этих рек для выработки электроэнергии. Однако расположенные ниже по течению Узбекистан, Казахстан и Туркмения настаивают на преимущественно ирригационном использовании водного потенциала. Для них сельское хозяйство важнее, вода нужна для полива полей.
Можно ли достичь компромисса по использованию двух рек, "Голосу России" рассказал руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

 

 

- Проблема нехватки воды в мире очень остра. По последним данным чуть ли не половина населения Земли испытывает нехватку питьевой воды. Если говорить о Центрально-Азиатском регионе, о постсоветском пространстве, как там обстоят дела с этой проблемой?
- Вы совершенно справедливо отметили, что это общемировая проблема. Для Центральной Азии она стоит очень остро. Достаточно сказать, что две ведущие водные магистрали региона - Амударья и Сырдарья - сейчас почти не доходят до Арала. Озеро-море фактически распалось на две части и продолжает деградировать - это следствие того, что воды рек не доходят до него, они разбираются на нужды аграрного сектора, промышленности.
Ясно, что если проекты "верхних" государств - Таджикистана и Киргизии - будут реализованы, это создаст дополнительные проблемы для нижележащих государств, в первую очередь для Узбекистана, который совершенно варварскими методами тратит гигантское количество воды на выращивание хлопчатника.
- Почему варварскими?
- Если посмотреть официальную статистику ООН, такие объемы водопотребления, которые имеют место в Узбекистане, мы не можем увидеть ни в одной точке земного шара. Гигантские пространства заливаются, вода испаряется, заиливаются каналы, дельты, создаются и постепенно деградируют многочисленные водные накопители.
Водная ирригационная система, которая создавалась в советское время, за более чем 20 лет независимости не улучшалась, только распадалась, как, впрочем, и остальная инфраструктура. Средства на ее реабилитацию, модернизацию выделяются крайне незначительные. Все это происходит спорадически. Ясно, что инфраструктура приходит в упадок, отсюда и ухудшение общего состояния ирригационной системы всей Центральной Азии.
- На ваш взгляд, могут пять государств (Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан) в будущем договориться и сообща решать эту проблему?
Пять центрально-азиатских государств неоднократно пытались решить этот вопрос. Собиралось бесконечное число форумов, создавались многочисленные структуры по спасению Арала, велись консультации, выдвигались вполне здравые идеи (создание регионального водного консорциума, в котором все государства участвовали бы своими инвестициями, инфраструктурой, капиталами).
Но из года в год ситуация только ухудшается. Эгоизм национальных элит, экономик и хозяйственных комплексов, которые существуют в пяти государствах, не позволяет им договориться. Чем дольше я смотрю на эту ситуацию, тем больше убеждаюсь, что без серьезного внешнего арбитра, беспристрастного и не включенного во внутреннюю региональную систему взаимного недоверия, связанного с водопользованием, наверное, не обойтись.
- А Россия может выступить таким арбитром?
- Да. Поскольку, во-первых, Россия пока никаким серьезным образом не участвует в этих конфликтах. Но если Россия всерьез намерена участвовать в развитии гидроэнергетического комплекса Киргизии, о чем в конце 2012 года были достигнуты договоренности, она де-факто станет одним из участников этого затянувшегося конфликта. Но пока мы являемся незаинтересованной стороной.
Во-вторых, кто строил всю эту ирригационную систему? Де-юре - единый Советский Союз, а де-факто - российские специалисты. Разбираться в многочисленных узлах взаимных противоречий проще, мне кажется, с участием российских специалистов, российского арбитража.
Естественно, это не исключает того, что необходимо привлекать международное сообщество, структуры ООН, которые имеют определенный опыт решения кризисных ситуаций с водопользованием на африканском континенте или Ближнем Востоке. Другое дело, что этот опыт не всегда применим на сложной центрально-азиатской модели, но теоретически это возможно.
- Возможно, что на открывшейся в Бишкеке конференции по охране окружающей среды и водных ресурсов будут найдены какие-то решения?
- На это хотелось бы надеяться.
- Может так случиться, что этим странам придется покупать воду у кого-нибудь, например, у России?
- Вполне возможно. Тем более, что ледники тают. Есть масса катастрофических сценариев, что через 20-30 лет Амударья и Сырдарья вообще исчезнут.

 

 

Источник:   http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/104614397.html

 

5
1
Средняя оценка: 2.77707
Проголосовало: 157