Балтийский путь Серебрянного века

Какое-то однобокое пристрастие к русской культуре питают Латвия и ее прибалтийские соседки. Изгоняя все русское из общественного простанства, школ и даже детских садов, они наслаждаются русским искусством на сцене театров, в концертных залах и стенах музеев. Даже друг другу показывают, хвастаясь – смотрите, дескать, какими сокровищами мы обладаем.
В прошлом году Эстонский художественный музей инициировал проведение большого международного проекта под названием «Русское искусство из коллекций стран Балтии». Участвуют в нем семь государственных музеев из трех стран, в том числе два латвийских – Национальный художественный музей (ЛНХМ) и Музей литературы и музыки. Собрание ЛНХМ отличается наибольшей полнотой. На него и легла основная тяжесть и, пожалуй, честь представлять русское искусство в Таллине, Риге и Вильнюсе.

Весной 2012 года жители и гости эстонской столицы смогли познакомиться с экспозицией «Неизвестные шедевры. Середина XIX века – 1930-е годы». Но для Риги, где русское изобразительное искусство представленно, хотя и в несколько урезанной, но все-таки постоянной экспозиции, придумали иной разворот сюжета, или, как говорят музейщики, концепции: «Серебряный век. Произведения русского искусства из музейных собраний Балтии. 1890 – 1930». Без малого 180 экспонатов: 130 принадлежат Латвии, 30 прибыли из Эстонии, 18 – из Литвы. Живопись, графика, скульптура, фарфор. В таком же примерно составе в 2013 году экспозиция отправится в Вильнюс.

«Расцвет Серебрянного века приходится на первые два десятилетия ХХ столетия. Однако художники, покинувшие Россию после революции, и в эмиграции продолжали развивать творческие идеи начала века. Мы расширили хронологические рамки специально, чтобы включить в экспозицию искусство художников-эмигрантов», - пояснила замысел выставки в музее «Рижская Биржа» ее куратор, хранитель русской части собрания ЛНХМ Ксения Рудзите.

Такое расширительное толкование эпохи может показаться избыточным, но, в конце концов, больше – не меньше. Как говорится, «лишку припасешь, взыску не будет». Многие экспонаты хорошо знакомы любителям живописи. Общение с ними, словно встреча со старым другом – невозможно наговориться. Портреты и пейзажи кисти Кустодиева, Сурикова, Левитана, Коровина, Исупова, Жуковского, братьев Васнецовых, Богаевского, Юона. Среди них настоящие шедевры. Например, «Пейзаж с поездом» Левитана. Созерцая его, слышишь отдаленный паровозный гудок и невольно вспоминаешь Чехова: «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна». Или малявинский «Крестьянин» – двухметровый детина, врастающий в почву или вырастающий из нее, как бы вылепенный из земли, страшный и притягательный одновременно. Или «Натюрморт с камелиями» Машкова, красочное и чувственное дитя французсской и русской школ. Или настоящее дитя – пастельный «Портрет сына Черкесовых» Зинаиды Серебряковой. Мальчик играет в солдатики, весь в лучах родительской любви.

А неподалеку играет в солдатики совсем другое, нелюбимое дитя – император Павел. Этюд к большой работе Александра Бенуа «Парад при Павле I». Не шедевр, но его присутствие на выставке необходимо. Как и присутствие полотен Николая Рериха. Правда, они относятся совсем к другому, гималайскому периоду его творчества. Но как здесь обойтись без имен Бенуа, Рериха и Машкова, которые в разное время возглавляли объединение «Мир искусства», ставшее олицетворением русского Серебрянного века.

Мирискусники в экспозиции преобладают, но нашлось в ней место и для их собратьев-соперников из объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет», и, вместе с тем, для поздних передвижников – Куинджи, Архипова, Богданова-Бельского, Виноградова. Два последних замечательны тем, что после революции осели и работали в Латвии. На выставке можно увидеть великолепную «Дачу на Волге» из собрания Литовского художественного музея, прибывший из Эстонии вид Замоскворечья Сергея Виноградова и его же «Раннюю весну», написанную уже в Латвии. Увы, Николаю Богданову-Бельскому повезло меньше. Он представлен салонными портретами супругов Эрхардт и малоудачной, псевдоимпрессионистской картиной на крестьянскую тему. Ретроспекция не самая льстивая дама. Свидетельством упадка творческой мощи такого блестящего колориста, как Константин Коровин, служит работа парижского периода. Даже большому таланту трудно бывает соблюсти себя, в отрыве от привычной среды. Зато Мстиславу Добужинскому, эмигрировавшему в Литву, это, кажется, удалось. Интересно было увидеть его работы каунасского периода из собрания литовского Национального художественного музея М.К. Чюрлениса.

Графический раздел выставки существенно дополняет живописный. Графикой представлен в экспозиции Михаил Врубель, Константин Сомов, Евгений Лансере, Остроумова-Лебедева, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов и даже Марк Шагал. Привлек внимание тонкий по исполнению пейзаж Исаака Бродского, кудрявый и милый, как его дети. Откровением явился большой пастельный портрет актера Малого театра Александра Ленского, работы Исаака Левитана.

Из гастролеров порадовали глаз привезенные эстонскими и литовскими музейщиками картины Степанова («Девочка у окна»), Бобровского («Капри»), Браза («Девушка в розовом»). Вместе с экспонатами из латвийских музеев они дают хотя бы отдаленное представление о целой эпохе в развитии русского искусства. Эпохе прекрасной, обогатившей нас, но погибшей в горниле исторических преобразований и потому не принесшей плодов, которых мы вправе были от нее ожидать. Дополнить экспозицию могли бы работы того же Вильгельма Пурвитиса, ученика Куинджи, который участвовал в выставках «Мира искусства» и не вычеркивается из истории этого объединения. Отсутствие ряда имен кажется просто кричащим. Не зря говорят, что аппетит приходит во время еды...

«Большие дела, хорошие дела рождаются в сотрудничестве», - справедливо отметила директор ЛНХМ Мара Лаце на открытии выставки 5 ноября. Устоявшейся и безусловно доброй традицией стало участие в подобных проектах посольства России в Латвии, а также Rietumu banka, профинансировавшего издание каталога выставки.

«Первое, что мне хочется сказать, это слова благодарности музеям стран Балтии, которые так бережно хранят русские художественные ценности в своих коллекциях. Благодоря этому бережному отношению к ценностям Серебрянного века, мы имеем сегодня возможность их видеть. Это было бурное время, время революций и войн, что было впитано и отражено художниками той эпохи. Поэтому данная выставка еще и говорящая история», - подчеркнул, в свою очередь, участвовавший в презентации посол России в Латвии Александр Вешняков.

Латышское и русское искусство не чужие друг другу. Их связывает кровное родство. И обязанность ЛНХМ как курпнейшего в Прибалтике хранилица произведений русских художников не только беречь, но и приумножать эту часть своего собрания.

 

 

Источник:   http://www.russkie.org.lv/node/181

5
1
Средняя оценка: 2.88382
Проголосовало: 241