На исторической глубине

В Москве на 92-м году жизни умер известный историк Сигурд Оттович Шмидт.

 

 

Благородные черты лица, внимательные глаза, доброжелательная улыбка, размеренная ясная речь — таким запомнится Сигурд Оттович. Было в нём что-то общее с Андреем Сахаровым, Дмитрием Лихачёвым — это лица, личности из другой эпохи.

 

 

Патриарх российской исторической науки, он, без сомнения, был одним из столпов российского учёного сообщества.

 

 

Сигурд Шмидт родился в 1922 году, он был сыном известного географа Отто Шмидта. Окончив исторический факультет Московского университета в 1944-м, спустя четыре года Шмидт начал преподавать в Московском историко-архивном институте, которому посвятил более шестидесяти лет жизни. С 1956 года он одновременно работал и в Институте истории Академии наук. Уже в 1970 году Сигурд Оттович — профессор.

 

 

Источниковедческий кружок Шмидта составил основу мощной научной школы. Долгие годы он руководил Археографической комиссией. В 1989-м ему было присуждено звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации, а с 1992 года Шмидт стал академиком Российской академии образования. В 2009 году он получил премию «Триумф» в номинации «Гуманитарные науки».

 

 

Чтобы понять вклад Сигурда Шмидта в науку, недостаточно сказать, что он — автор более 500 научных трудов по истории культуры, источниковедению, археографии и т.д. Подобная плодовитость среди гуманитариев не редкость. Практически каждая его работа — это серьёзный вклад в науку, авторитетное слово большого специалиста. А ещё — он учитель сотен учеников. В среде историков-архивистов понятие «ученик Шмидта» — синоним не только профессионализма, но и порядочности.

 

 

Центральной областью интересов историка была допетровская Русь. Мало кто знал источники по истории России так, как он. Дмитрий Лихачёв называл Шмидта лучшим знатоком источников по истории России XVI века. Среди его книг — труды по архивоведению и археографии, истории повседневности, исследования эпохи Ивана Грозного и становления русского самодержавия.

 

 

Многие годы Сигурд Шмидт был председателем Союза краеведов России. Краеведение было для него не просто профессией, но  образом жизни, порывом души. Девяносто лет Шмидт прожил в одном доме, на одной улице — Арбате. Много лет он настойчиво убеждал столичных чиновников, что у Арбата должно быть не развлекательное, а культурное и духовное назначение. Знавшие Шмидта рассказывают, что его мечтой было восстановление древнего храма Николы Явленного на Арбате, снесённого в 1931 году — ещё мальчишкой он видел, как это происходило. Учёный «федерального» уровня, Шмидт, будучи знатоком истории московских переулков, создал школу научного москвоведения.

 

 

Странно, что ни членом большой Академии наук, ни даже почётным гражданином столицы он так и не стал. Городскими чиновниками и чиновниками от науки его дар — как ещё назвать десятки лет беззаветного профессионального труда? — по достоинству оценён не был.

 

 

До конца жизни, уже будучи весьма пожилым человеком, Сигурд Оттович сохранял человеческую и научную бодрость. На одной из недавних исторических конференций, проведённых, кстати, при поддержке фонда «Русский мир», он очень живо и убеждённо говорил о том, как важно увлечь широкие массы историей — не только страны, но и своей малой Родины.

 

 

Ещё при жизни в академической среде Шмидт стал едва ли не живой легендой. Для непосвящённых источниковедение и археография — главные области научного интереса Сигурда Оттовича — вероятно, самая скучная часть истории. Между тем без них невозможна вся остальная научная деятельность. Именно на этом глубинном, базисном уровне и работал Шмидт.

 

 

Источник:   http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/author/article0461.html

5
1
Средняя оценка: 2.7037
Проголосовало: 189