Нет, он не Байрон, он drugoi

Почему не забыты мечты сбросить с корабля современности Пушкина, Гоголя и Лермонтова

 

Вокруг псевдо-события и псевдо-личности раскручивается спираль абсурда. Некто Адагамов, любитель фотографировать и проявлять либеральную едкость в мыслях, делает обиженный вид. Оскорбляет Общественный совет при Минкульте. Мол, не меня из него выгоняют, а я сам выхожу. Какую ценность для российской культуры и общенационального дискурса представляет заурядный блогер с сознанием скептика-обывателя, понять невозможно. Если кто-то о нём и слышал, то, скорее всего, в связи подозрениями в педофилии. Раздутая донельзя фигурка Адагамова – симптом неблагополучия общественного сознания.

Тем временем отечественной культуре может быть нанесён поистине страшный удар. Ведь без образования культуры не бывает. Разработана программа по литературе для средней школы, в которой не нашлось места лучшим произведениям русских писателей. Если учесть, что для нашей культуры литературная классика есть столп и основание, значение вводимого новшества переоценить невозможно. Не случайно считается, что наряду с некоторыми другими (например, с античной философией или искусством эпохи Возрождения) русская литература – одна из вершин мировой культуры. И не случайно Льва Толстого и Фёдора Достоевского издают и читают везде: от Японии и Китая – до Нью-Йорка и Буэнос-Айреса.

С нового учебного года в некоторых школах в качестве эксперимента начнется апробация «модернизированной» программы общего (полного) среднего образования по литературе. Программы утверждены Российской академией образования.

Итак, литературу начнут преподавать по-новому. Без всяких там лишних отсылов к классике. Теперь учеников не будут даже поверхностно знакомить с творчеством  И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, поэтов пушкинской поры. А также А. К. Толстого, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, И. С. Шмелева, В. И. Белова, К. М. Симонова, М. В. Исаковского, Н. М. Рубцова. В модернизированной программе не нашлось места  для «Евгения Онегина» Пушкина и «Мёртвых душ» с «Ревизором» Гоголя.

Коса прошлась по всему «золотому наследию» русской словесности. Но это ещё не всё. Природа не терпит пустоты и вместо золота школьники получат опавшие блёстки полудиссидентских и постмодернистских творений В. П. Аксёнова, А. Т. Гладилина, Ю. О. Домбровского, В. С. Маканина, В. О. Пелевина, А. Н. Рыбакова, Л. Е. Улицкой и А. И. Эппеля.

Ну не получается «слепить» из названных авторов «новых классиков» силами заказной критики и неслыханного пиара. Остаётся один способ – назначение в классики решением чиновников.

Может ли знакомство с Гоголем для российского подростка ограничиться прочтением одного «Невского проспекта»? На фоне того, что  Пелевину с Улицкой будет уделено повышенное внимание.

Как указывает академик РАН Всеволод Троицкий, филологические знания современного ученика  окажутся на уровне, «при котором у школьника не может сложиться должного представления о самых значительных явлениях русской словесности в историческом развитии, в основополагающих национальных устремлениях к человечности и любви, в соцветье важнейших её идеалов, патриотизма, пафоса созидания, уважения к труду, стремления к Истине, добру, справедливости и вере в окончательную победу добра».

Оно и впрямь, ну как можно изучать русскую литературу без упоминания гоголевской Руси-тройки, гоголевского же Тараса Бульбы? И в чём причина «вычёркивания» из программы памятника казацкой славы, навсегда оставляющего у познакомившегося с ним чувство гордости за православно-славянское единство и принадлежности к нему? Уж не вызывают ли аллергию у «модернизаторов» вещие и вечные слова: «Да разве найдутся на свете такие огни и муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»...

По мнению академика Троицкого, изымать творчество Н. В. Гоголя из школьной программы – значит лишать молодое поколение завещанных ему сокровищ: «Это – откровенное преступление перед нацией, перед молодыми поколениями… И это преступление должно быть осуждено властью, если она считает себя хоть сколько-нибудь обязанной служить народному благу. Виновники этого преступления должны быть отстранены от возможности продолжать вредительскую деятельность в образовании, а в государственные программы для школы должна быть возвращена русская классика».

Не найти в новой программе стихотворений А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...», «Смерть поэта» и «Родина» М. Ю. Лермонтова. Выброшен с «корабля современности» человеколюбивый бытописатель русской Атлантиды И. С. Шмелёв, певец русского Лада В. И. Белов. Обойдён стороной Н. М. Рубцов, названный Георгием Свиридовым «тихим голосом великого народа, потаённым, глубоким, скрытым»…  

Попала ли ключевая для культуры нашего Отечества тема в «топы» обсуждений, на первые полосы газет? Упоминается ли о ней в первых строках интернет-изданий? Ничуть не бывало. Зато везде только и слышно, как некто drugoi, он же Адагамов, «выходит из общественного совета при Министерстве культуры», по-хамски называя его «богадельней».

Что самое смешное, делает это уже после того, как министр культуры  Владимир Мединский публично пообещал добиться исключения блогера из совета.

Понятно, что этот и подобные ему мелочные персонажи могут стать медийными героями лишь для сознания, отсечённого как от вечных понятий, так и от размышлений на тему «героя нашего времени» (соответствующему произведению Лермонтова в новой программе также не нашлось места). И тогда изгнанное из школы стихотворение поэта  «Нет, я не Байрон, я другой…» получит удручающе гротескное прочтение. Разумеется, с заменой последнего слова первой строки на «drugoi».

5
1
Средняя оценка: 2.77434
Проголосовало: 226