Грузия лечит собственное достоинство Сталиным

В Телави появился двухметровый "отец народов"

 

Сталинское прошлое вплотную подбирается к Тбилиси. Скульптура вождя появилась всего в 100 километрах от столицы. И хотя власти прямого отношения к этому не имеют, такое историческое настроение, как полагают эксперты, исходит именно от них.

Новое правительство Грузии изначально дало понять, что не станет чинить препятствия возвращению различных архитектурных вариаций на тему Иосифа Виссарионовича. Поэтому напоминания о нем то там, то здесь уже начали вписывать в местные пейзажи. Но все это были только первые ласточки. А этот, в Телави, - уже орел.

Двухметровый бронзовый монумент в самом центре Восточной Грузии. На такую высоту уважение к "отцу народов" после его низложения в стране еще не поднимали. Это, конечно, не 7 метров в Гори -  самый знаменитый памятник Кобе на его малой родине, свергнутый Саакашвили летней ночью 2010 года, обещают открыть 21 декабря - в 134-й день рождения Иосифа Джугашвили.

Пока же ветераны и его почитатели довольствуются малым в смысле формы, но принципиальным по содержанию возвращением. Оно было торжественным и народным. Изваяние создавали на пожертвования, несколько лет хранили тайну о нем и прятали от режима до лучших времен.

Накануне встречали как самого дорогого - не гостя даже, хозяина. Цветами, стихами, воодушевлением. Расположили неоднозначную "бронзу" рядом с мемориалом павшим в Великой Отечественной войне. В том числе и для того, чтобы такое соседство не оставляло сомнений в том, за что именно здесь чтут самого известного грузина.

Тот, кто претендовал на этот статус последние несколько лет, назвал, правда, Сталина "антигрузином". Но это потому, что самого Саакашвили все это время следовало именовать "недогрузином". И потому, что ему было не до Грузии. И потому, что своей политикой именно он заставил ее с благодарностью вспомнить о "великом и ужасном".

Страну обрекли на тоску по сильным историческим эмоциям и настоящим личностям. Ведь Сталин для нее, ко всему прочему, это то, чего ее лишил Саакашвили - сила и независимость. Именно поэтому для людей он по-прежнему самый главный.

Саакашвили метил на это звание, навязывал аналогии с Давидом Строителем и даже царицей Тамарой. Но дослужился лишь до "жалкой копии диктатора", потому что взял от него только кровожадность и мстительность.

Но замашки тирана не позволили ему долго держать Грузию в страхе. Сбросив его, она Сталина реанимирует не столько из великой любви. Для нее это восстановление исторической последовательности. Его возвращение - это не государственная политика, это стихийный выход народа из забытья, в которое его пытались ввергнуть.

Так лечится чувство собственного достоинства. Для этого Грузии мало было смести режим Саакашвили. Ей следовало выправить саму себя ментально, психологически, не обращая внимания на то, как это оценят со стороны. Сталин - это, пожалуй, самое сильное средство но эффективное. Страна реабилитирует не его, а свою биографию и совершает поступок, может быть, даже более принципиальный, чем голосование за "Грузинскую мечту".

5
1
Средняя оценка: 2.8232
Проголосовало: 181