Украина как зеркало геополитики

В Киеве в условиях, приближенных к боевым, открылся саммит ОБСЕ

 

 

Киев сейчас, пожалуй, самое подходящее место для саммита ОБСЕ, и не потому, что Украина завершает годовое председательство. Где, как ни здесь лучше всего можно понять суть и возможности этой организации? И уже не нужно никаких "предлагаемых обстоятельств". Чтобы оценить роль ОБСЕ, достаточно условий, приближенных к боевым.

 

Украина - это зеркало геополитики. А на него, как известно, нечего пенять, коли есть возможность от него отвернуться. Как, например, госсекретарь США Джон Керри. Его демаршем Штаты продемонстрировали отношение не к официальному Киеву в частности, а к безопасности в принципе. Она для них имеет смысл только тогда, когда вписывается в их стратегические интересы. А Украина выпала из них, когда отказалась подчинить себя Евросоюзу.

 

Однако не только отсутствие Керри превратило этот саммит в наглядную иллюстрацию несовершенства и двусмысленности ОБСЕ. Дело не в том, что организацию возглавляет страна, которую саму впору защищать. А в том, что защищать ее надо прежде всего от вмешательства государств, которые все еще думают, что задают тон и диктуют правила.

Но и для них в Киеве 4 декабря если не сделали, то сказали все, чтобы выглядеть конструктивно. Оппозицию разве что в здание правительства, как в Таиланде, не пригласили. Азаров позвал ее вместе согласовывать позиции по ассоциации с ЕС. Глава МВД Захарченко согласился ввести ее активистов в состав патрульных групп. Первый вице-премьер Арбузов сенсационно объявил о готовности обсуждать досрочные выборы - и парламентские, и президентские.

 

 

Конечно, это все ради красного словца. Янукович не похож на самоубийцу, хоть и остановился у пропасти в ЕС в самый последний момент. Эти заявления призваны, во-первых, несколько снизить уличное напряжение во время важного международного мероприятия. Во-вторых, они должны выгодно отличить дипломатичность власти от радикализма оппозиционеров.

 

Оппозиционеры постарались создать для саммита нужный информационный фон. Блокаду административных зданий, в конце концов, никто не отменял. Только суд. А он для мятежников не указ. Тем более что сейчас министры иностранных дел обеспечивают им гарантию неприкосновенности.

Что будет, когда гости разъедутся, предсказать не берется никто. Но, скажем, экс-президент Польши Квасьневский уверен, что судьба, как он ее называет, "революции" решится в ближайшие 48 часов. То есть, сразу после саммита. Силовых разгонов не предвидится. Но, как сказал Азаров, "если, протянув оппозиции руку, мы опять нарвемся на кулак, ответим адекватно".

 

Вообще, саммит ОБСЕ для Киева - это большая удача. Такой международный масштаб - уже свидетельство того, что ситуацию в стране не считают критичной, а легитимность власти не подвергают сомнениям. В принципе, этого было бы достаточно, чтобы лишить мотивации тех, кто все еще надеялся, что заграница им поможет.

 

Но некоторые из министров приехали сюда только для того, чтобы воспользоваться поводом и поддержать протест. К примеру, в иной ситуации присутствие главы МИД Германии Вестервелле на Майдане расценили бы как вмешательство во внутренние дела. А так это можно объяснить живым интересом к самой главной сейчас киевской достопримечательности - все равно же здесь.

 

Из Киева политолог Владимир Фесенко.

 

Шейнкман: Александр Квасьневский предположил, что судьба украинской революции определится в ближайшие 48 часов. Получается, после саммита министров ОБСЕ. Здесь есть какая-то взаимосвязь?

 

Фесенко: Я думаю, что вокруг этого заявления скорее больше конспирологии. Эти 48 часов очень напоминают голливудский сценарий. Сценарий, который мог иметь в виду Квасьневский, - это начало переговоров.

То, что сейчас проходит конференция ОБСЕ, может способствовать тому, что европейские политики и представители данной международной организации, которая всегда занималась урегулированием различных "горячих точек", региональных конфликтов, могут выступить посредниками между властью и оппозицией.

Либо начинаются переговоры о выходе из политического кризиса, либо ситуация может развиваться в другом, более конфликтном и кризисном, формате.

 

Шейнкман: Досрочные выборы - и парламентские, и президентские - это тоже тема переговоров?

 

Фесенко: Я думаю, что это показано даже общественным мнением. То, что Арбузов высказал такую готовность, проявил гибкость, очень хорошо. Это не означает, что власть готова согласиться на данный сценарий - пока это только готовность к переговорам, не более того.

5
1
Средняя оценка: 2.72477
Проголосовало: 218