Притча о мнениях
Притча о мнениях
Люблю путешествовать. Сядешь в поезд, и он увезёт тебя от всех проблем. Обретается даже некая свобода от себя, если, конечно, повезёт с попутчиком. Хороший попутчик — это подарок судьбы, а она в последнее время скупа на такие подарки. Но я расскажу про случай благодушного её расположения, когда попался мне не просто хороший, а очень хороший попутчик.
Сначала мы о чем-то поспорили. За давностью я уж и не помню о чём, о ерунде какой-то, наверняка. Однако наш разговор повернул в такое русло, что я до сих пор помню все дальнейшие его подробности. Даже запах растворимого кофе, стоявший тогда в нашем купе. Чтобы запомнить самое ценное — путёвое, я решил после записать всё по памяти.
Помню, высказал своё мнение о чём-то, и это моё мнение сильно не совпадало с мнением попутчика. Я настаивал на своём, и тогда он спросил:
— На чем основано ваше мнение?
Я, не нашёлся что ответить, и сказал, что это МОЁ мнение, и неважно на чём оно основано. Просто оно — МОЁ.
Мне казалось, что аргумент я высказал самый существенный, на который возразить невозможно. Ведь это ж всем понятно, что мнений так же много, как и людей, и что все они — равны, так как каждый имеет право на своё мнение.
Но попутчик мой рассмеялся. По-доброму, потому что он не был злым или надменным. Он просто был умным, более умным, чем я, и потому я смог у него кое-чему научиться. Его умность не «наехала на меня танком», а «поманила кокетливо» из-за угла. Он рассказал мне притчу о мнениях. А теперь я расскажу её вам. Вот она.
.
* * *
.
В некоем городе жили самые обычные люди, но однажды утром они забыли открыть свои глаза и как бы стали слепыми. Город превратился в Город слепых. Постепенно его жители совсем забыли о том, что когда-то были зрячими, что жизнь в принципе может быть иной — зрячей. Они быстро приспособились к новым условиям, а для решения глобальных вопросов был создан Совет мудрейших.
И вот однажды на главной площади этого города появился небольшой стол, и на нём — стакан с обычной питьевой водой. Несколько часов простоял стол никем не замеченный, пока на него не наткнулся — совершенно случайно — один маляр. Он же обнаружил и наличие стакана, за что был сразу же принят в Совет мудрейших, так как сумел увидеть недоступное другим.
Началось заседание Совета. Все его члены пытались понять и откуда появился стол, и кто его принёс, и что налито в стакане, и зачем… Каждый высказывал своё мнение, исходя из личного опыта и личного мировоззрения.
— Я уверен, что в стакане — пиво, — поспешил высказать своё мнение маляр.
— Аргументируйте! — торжественно произнёс старейший член Совета.
— Да что тут говорить, на прошлой неделе я поспорил со своим троюродным братом, сказал, что ничто в жизни меня не может удивить. А он не согласился и назвал меня дураком, который ничего не смыслит. Он пообещал, что вскоре я откажусь от своих слов и прибегу к нему с бутылкой коньяка, отпраздновать моё просветление. Вот я и решил, что это его проделки. А пиво… Он знает, что я — поклонник пива, как он — коньяка. Всё сходится!
— Да, действительно всё сходится. Может вы и правы. Но мы послушаем другие мнения, вдруг у кого-то сойдётся больше вашего…. — совсем тихо произнёс старейший член Совета.
— Нет, маляр ошибается. На то он и маляр. В стакане не пиво: я его ненавижу и чую его за три версты. У меня аллергия на пивной запах. В этом стакане — молоко. Я во сне разговаривал с Небесной Коровой, и она обещала, что исцелит меня своим молоком, если я вовремя буду приходить на работу. У меня есть такой грешок: люблю знаете ли поспать с утра. Ещё прабабка моя грозилась, что я скоро доиграюсь. И, когда Небесная Корова начала приходить ко мне по ночам, она так и сказала: «Доигрался!»
— Небесная корова? Молоко? — едва сдерживая смех произнёс старейший. Лично я совершенно уверен, что там просто вода, потому что это — самый простой, недорогостоящий продукт. Кому охота ради авантюры тратить свои средства? Да никому.
— Нет, нет! Там — томатный сок. Я это знаю наверняка. Я просто обожаю его, и мой нос легко улавливает любимый запах — вскричал, перебивая старейшего, младший член Совета.
— Не слушайте никого! В стакане — обычный рассол. Мой тесть всё время пьёт эту солёную дрянь, потому что всегда — с похмелья. Он и принёс её сюда, поближе к залу заседаний палаты мудрейших, чтобы досадить мне. Он просто ненавидит меня и готов на все, лишь бы вывести меня из равновесия…
Члены Совета спорили долго. Сначала вежливо выслушивая друг друга, затем перебивая, доказывая, что только его мнение может быть правильным. Каждому казалось, что он-то ближе всех к истине. В конце концов они начали драться, таскали друг друга за волосы, норовили выцарапать и без того невидящие глаза. Каждый стоял на своём.
А в это время, никем не замеченный, к столу подобрался чей-то ребёнок. Он был ещё слишком мал, а потому не знал, что живёт в городе слепых — его глаза были совершенно открытыми. Даже не зажмурившись, он выпил стакан с водой, вытерся рукавом и хотел было бежать дальше. Но его сёрбание было услышано членами Совета, и они стали спрашивать его о содержимом стакана. Узнав, что ребёнок выпил воду, все загалдели. А старейший член Совета возликовал:
— Видите! Видите! Я был прав! Я знал! Знал!
.
* * *
.
— А теперь вопрос! — неожиданно обратился ко мне попутчик. — Зависело ли от мнений действительное содержимое стакана?
— Кажется, нет.
— Правильно, не зависело! — подтвердил попутчик. — Что бы кто ни думал о стакане с водой, в нём была вода и только вода! Вот вам и цена мнений! Видите? Важны не мнения, а истина, то есть то, что есть на самом деле.
— Ин-те-ре-сно, — задумавшись протянул я. — Но ведь старейший угадал!
— В том-то и дело, что угадал, а не знал. Ему просто повезло. Цена его мнения тоже невелика. Единственный, чьё мнение действительно стоит нашего внимания, — это малыш. Он — знал, потому что попробовал.
— Но ведь в стакане мог быть яд!?
— Да, малышу тоже повезло: не всегда полезно без рассуждения выпивать то, что случайно оказывается перед нами. Но бывает, что кто не рискует испить — не рискует и узнать.
— А кто же всё-таки принёс этот стол и зачем? — решился спросить я, хоть и боялся выставиться дураком.
— Зачем? Ну, чтобы вы поняли, что мнение само по себе, даже если оно «МОЁ», то есть — ваше и только ваше, — ничего не значит, если оно ни на чём, кроме этого самого «МОЁ», не базируется. А вот кто принёс стол — неважно.
— То есть, как неважно?
— А так! Притча то о мнениях, а не о столах!