Возвращение Домой

Если одним словом выразить главную проблему Русского мира, то её можно назвать коротко: «Забвение». Болезнью этой страдают миллионы соотечественников, названные очень метко: «Иванами, не помнящими родства».  Это - многоголовое и многоликое племя людей, носящих, порой, русские имена и фамилии, но не являющихся по духу и мировосприятию русскими, которые считают всё отечественное смешным, глупым и едва ли не постыдным. «Грязь, вонь, клопы и тараканы/ И надо всем хозяйский кнут/ И это русские болваны святым Отечеством зовут», - писал накануне революции  один  такой «поэт». Выход из этого им виделся один: если уж нельзя поменять Родину, то её нужно хотя бы поскорее забыть. Об опасностях такого умопомрачения более 100 лет назад предупреждал великий патриот России, праведный Иоанн Кронштадтский: «Русский народ, ты забыл, что ты Русский!»

.

Результаты этого забвения известны: крушение сначала Российской Империи, затем СССР;  разрушенные, поруганные храмы и засиженные голубями памятники вождям революции;  облупившиеся обелиски павшим солдатам Победы и заросшие бурьяном сельские погосты, а следом - заброшенные пашни и вымирающие деревни. И звучащая повсюду, вперемежку с матерной бранью, навязчивая англоязычная «попса», словно символ оккупированной Родины... Этот страшный смысловой ряд можно продолжать и продолжать: это и испещрённые сатанинскими и нацистскими граффити подъезды; это и миллионы брошенных детей и бездомных стариков, просящих милостыню в переходах; это использованные шприцы возле школ и позорное первые места в Европе и мире по подростковым суицидам, алкоголизму и абортам…
«Иванынепомящиеродства» появились не на ровном  месте. Ф.М. Достоевский выписал омерзительный образ лакея Смердякова - типажа, появившегося в России в середине XIX века, после знакомства Русских с освобождённой от Наполеона Европой. А уже в начала ХХ века Россия – основа Русского мира стала ареной для чудовищного эксперимента, проводившегося  пришедшими к власти при помощи непомнящих своего родства «смердяковых» инородцев и богоборцев. Сначала её порезали границами «братских советских республик», потом узаконили языковый барьер и, наконец, взялись за общую, единую для нас всех историю! К чему это привело, показывают трагические события на бывшей окраине России – в милой когда-то сердцу каждого русского Малороссии. Получается так, что едва ли не последним рубежом Русского Мира, единого мировоззренческого пространства, общего духовного поля остаются только Православная Церковь и выросшая и воспитанная в ней Русская Культура. Последняя, порой, и заменяла народу Духовность в страшные годы.
.
Объединить эти две могучие опоры Русского мира и решили организаторы III Межрегионального фестиваля славянского искусства «Русское поле», посвященного 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежскому. Он проходил 5 июля в Коломенском – древнем и славном месте первопрестольной, бывшей летней резиденции Самодержцев Российских, местом чудесного явления иконы Божией Матери «Державная». Обнадёживал и один из главных девизов акции «Покажи ребёнку Родину!». Этот призыв организаторов был своего рода главным и мощным антидотом от морока беспамятства и забвения и, по моему мнению, бил в самую суть проблемы! И москвичи это поняли и услышали! Фестиваль посетили несколько десятков тысяч гостей, среди которых было немало молодых семей,  детей и подростков.
Их взору и вниманию была представлена обширная программа, вместившая в себя, пожалуй, наиболее яркие грани Русского мира. Со сцены звучали голоса, наверное, лучших фольклорных  коллективов из различных регионов центральной России от белгородчины до Самары и от Ярославля до тамбовщины. Блистали мастерством виртуозы хорового исполнения духовных и русских народных песен из Патриаршего мужского хора «Благозвонница» и хора Сретенского монастыря, напомнившие всем звучавший из глубины веков завет предков: «Русь Святая! Храни веру Православную!». Ярким, запоминающимся было и выступление великолепных артистов театра русского танца «Гжель». Радовали глаз и веселили сердце многочисленные хореографические ансамбли в шикарных национальных костюмах русского Севера и Центрального Черноземья. Настоящий подарок гостям фестиваля сделали инструменталисты, собравшиеся в итоге под сенью большой сцены, едва вместившей всех музыкантов. Этим сводным оркестром дирижировал легендарный маэстро генерал-лейтенант Валерий Халилов. Зафиксирован был на «Русском поле» и своеобразный рекорд – самый большой хор, составленный из всех участников и желающих гостей фестиваля, заполнивших всё пространство перед сценой. Младшему хористу было около трёх  лет, а самому старшему перевалило за 70! Как прекрасно было слышать на берегах Москвы-реки, в древнем селе Коломенском, под колокольный перезвон величественных храмов: Вознесенского, Казанского, Иоанна-Предтеченского, разлившееся  в многоголосии тысяч русских сердец признание в любви к Родине!
.
Помимо мастеров сцены на фестивале гудела и шумная ярмарка изделий народных промыслов и ремесел. Всем желающим можно было не только поторговаться с одетыми в нарядные сарафаны и косоворотки продавцами и приобрести, наконец, приглянувшуюся вещицу, но и попытаться сплести или вылепить ее своим руками. А за торговыми шатрами-палатками раскинулось игровое поле, где, звеня доспехами, бились на мечах, метали в цели на дальность пики и стрелы настоящие русские ратники. Каждый желающий мог на минуту почувствовать себя Алёшей Поповичем или Добрыней Никитичем и немедленно  вступить в схватку с соперником. Здоровую конкуренцию им составили игроки в лапту, городки и другие народные забавы. Но по настоящему покорили сердца гостей фестиваля наездники из волгоградской конно-спортивной школы имени казачьего генерала Якова Бакланова. Эти совсем молодые ребята и девушки вытворяли совершенно головокружительные трюки и проявляли настоящие чудеса молодчества и удали, к которым трудно подобрать слова. Например, рискуя свернуть себе шею, они не только соскакивали на ходу в огонь, но и выстраивали двух и трёхъярусную «пирамиду», стоя на спинах летящих во весь опор коней.
И просыпался у зрителей, гостей и участников фестиваля от ласкающих слух и услаждающих сердце песен, от этих прикосновений к ожившей глине или дереву, от этих картин борьбы неукротимой природы с не уступающей ей ни в чём ловкостью, от лихих посвистов и цепкой казачьей хватки, дремлющий в людях русский дух!
.
Кульминацией фестиваля стало освящение деревянного храма, построенного во имя преподобного Сергия за… одни сутки! Эта постройка обыденной (однодневной) церкви была достаточно широко распространенной на Руси традицией и стала, как бы духовным стержнем «Русского поля», который и пронизывает весь пласт славянской Культуры.  Церковь возводили не профессиональные плотники, а крепкие духом и телом парни из общественного движения «Сорок Сороков», объединяющего в своих рядах известных спортсменов. Помогали им в этом благом деле участники другой общественной организации «Общее дело. Возрождение храмов Севера», которая насчитывает в своих рядах несколько сот добровольцев. Храм будет передан на этот раз в один из южных регионов России.
Да, велик русский народ, составляющий основу Русского мира! Величие его выражается не только в численном или территориальном превосходстве над другими нациями и землями, но в его духовном и культурном богатстве, отшлифованном столетиями жертвенного служения  Богу и ближним! Поле Русского Мира безбрежно и непоколебимо, вобрав в себя силу и славу побед и поля Куликова, вымоленного преподобным Сергием Радонежским и поля Бородинского, где русские молились пред Смоленской иконой Богородицы! И поля Прохоровского, где решающее сражение состоялось в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла!
.
Подводя итог, можно отметить, что фестиваль удался! Даже пришедшее под вечер сообщение о падении Славянска и кончины Главы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата блаженнейшего митрополита Владимира, не смогло испортить общего настроя. Мы  всё равно обязательно победим!

5
1
Средняя оценка: 2.67521
Проголосовало: 234