Крымский выбор
Крымский выбор
.
С учетом победы кандидатов от «Единой России» во всех одномандатных округах, ее фракция получит в Госсовете 70 мандатов, еще пять достанется ЛДПР. Коммунисты и эсеры остались за бортом. Евросоюз и США волеизъявление не признали, а Украина угрюмо наблюдала за ним, обложив перешеек бронетехникой.
.
Руководители Крыма упирали на то, что досрочные выборы необходимы, чтобы обновить власть на полуострове. Кроме того, историческое воссоединение обретало посредством выборов представительной власти очередную (и окончательную) легитимизацию.
.
Самой популярной на полуострове оказалась «Единая Россия». Ее костяк сформировали из украинской Партии регионов и партии «Русское единство». До мартовского референдума, если бы кто-то сказал, что члены этих партий сольются в одну, над ним бы просто посмеялись. Как можно объединить вместе тех, кто активно занимался насильственной украинизацией Крыма, привозил в Крым львовскую самодеятельность и поднимал над Евпаторией «самый большой флаг Украины», с теми, кто все эти годы отстаивал права русскоязычного населения, боролся за русский язык и находился «под колпаком» СБУ? Но чего только не бывает в истории. В «Единую Россию» обе партии привели их крымские руководители Владимир Константинов и Сергей Аксенов, которым удалось практически без единого выстрела вернуть Крым на историческую Родину, конечно же, при поддержке Кремля. А чтобы в местной «Единой России» не было конфликтов между кандидатами, партийные списки поделили строго пополам.
.
Свой коммунистический электорат быстро нашел в Крыму и Геннадий Зюганов. Практически в полном составе в КПРФ записались члены Коммунистической партии Украины. Все остальные крымские отделения российских партий формировались, можно сказать, стихийно. Одни выбирали партию по названию, например «Родина» или «Патриоты России», других привлек харизматичный лидер. Ну, как не вступить в ЛДПР Жириновского, если он говорит именно то, что хотели бы услышать большинство жителей Крыма? Проще всего на выборах, конечно же, было работать избирательным штабам «Единой России». Им требовалось всего лишь вселить в сознание избирателей связь между своими кандидатами и «партией Путина».
.
Сами выборы были отмечены единичными нарушениями, правда, порой довольно существенными. Так, по данным Комитета избирателей Республики Крым, в некоторых регионах Крыма в бюллетенях для голосования были указаны неверные сведения либо вообще отсутствовали фамилии зарегистрированных кандидатов. В городе Саки у одного из выдвиженцев напротив фамилии были указаны данные о двух судимостях, в то время как кандидат был абсолютно чист перед законом. В Керчи в бюллетене для голосования не оказалось фамилии одного из зарегистрированных кандидатов. Тем не менее, согласно выводу наблюдателей, процент нарушений был довольно низким, более того, их удавалось вовремя выявить.
.
В итоге в Государственный совет первого созыва избраны 75 депутатов (50 — по республиканскому избирательному округу и 25 — по мажоритарной системе). Всего в выборах приняло участие 53,61% от общего числа зарегистрированных избирателей, что сегодня является весьма высокой явкой.
.
По республиканскому избирательному округу пятипроцентный барьер преодолели две политические партии — Крымское региональное отделение ВПП «Единая Россия» (70,18%) и Крымское региональное отделение партии ЛДПР (8,49%). По всем 25 одномандатным избирательным округам победу одержали кандидаты, выдвинутые «единороссами».
.
Итогами выборов оказались недовольны крымские лидеры КПРФ, которые считают, что им помешал административный ресурс, задействованный «партией власти». Сейчас коммунисты готовятся отстаивать свои права в судах. Другой точки зрения придерживается председатель Общественной палаты РК Григорий Иоффе. По его мнению, зюгановцы не смогли пробиться в Госсовет в связи с тем, что лево-патриотический электорат был растянут между большим числом партий этого спектра, такими как «Родина» (2,77%), «Коммунисты России» (1,99%), Партия пенсионеров (1,9%), «Патриоты России» (1,12%), КПСС (0,83%) и Партия ветеранов России (0,65%).
.
Нельзя не отметить, что плебисцит проходил в несколько тревожной обстановке. По данным Крыминформа, к государственной границе в районе Армянска и Чонгара со стороны Херсонской области были стянуты танковые и артиллерийские подразделения украинской армии, а также батальоны «территориальной обороны». Более того, нашими соседями зачем-то были заминированы подступы к подстанциям электросетей и головному сооружению Северо-Крымского канала. В то же время в самом Крыму единый день голосования выдался очень спокойным: не было ни звонков о якобы заложенных бомбах, ни акций протеста, ни отключений электроэнергии. Это при том, что в Крыму продолжают свободно вещать (и нагнетать обстановку) украинские кабельные телеканалы. Правда, поскольку они активно агитировали против выборов в так называемый «День тишины», возможно, теперь появятся основания для введения ограничений на враждебные трансляции с территории Украины. С другой стороны, отрадно, что крымчане не обращают на них никакого внимания. И ровно так же относятся ко всякого рода протестам со стороны Брюсселя и Вашингтона.
.
Сегодня для жителей полуострова главное — избавиться от наиболее одиозных чиновников-украинизаторов Крыма, которые остаются на своих постах уже после объединения. И.о. главы Республики Крым Сергей Аксенов во время предвыборной кампании пообещал, что после выборов заменит 90% чиновников, доставшихся в наследство от «жовто-блакитной самостийности».