Русь, Чингисхан, Евразия
Русь, Чингисхан, Евразия
С распадом СССР Монголия, как и все страны бывшего соцлагеря, принялась за возведение новой системы идеологических координат. Стране срочно требовались новые герои, столпы будущей монгольской государственности.
И в Монголии такой герой появился очень быстро. Им стал Чингисхан.
Вокруг этого великого человека вертится вся история Монголии, хотя со дня его смерти прошло почти 800 лет. Все, что посвящено Чингисхану, носит в Монголии характер крупного и необычного. Международный аэропорт Улан-Батора, главная воздушная гавань страны, назван в его честь. Его конная статуя в окрестностях Улан-Батора – самая крупная конная статуя в мире - привлекает множество туристов. Его облик украшает купюру в 20 000 тугриков. Чингисхан в Монголии – второй после Бога.
.
***
.
В 1920-х гг. в среде белогвардейской эмиграции сложился коллектив историков, филологов, этнографов, публицистов, музыкантов (среди них такие видные имена, как Георгий Вернадский, Петр Савицкий, Николай Трубецкой, Эренжен Хара-Даван), призвавших по-новому взглянуть на историю взаимоотношений Руси и монголов. Этот кружок получил название евразийцев, а их идеология – евразийства.
Россию они называли страной-континентом, Россией-Евразией, считали, что у нее особый исторический путь, не похожий ни на Европу, ни на Азию. В дальнейшем эти тезисы были развиты ими в глубокие геополитические, исторические, культурологические, лингвистические теории, с которыми подробно знакомить читателя мы здесь не будем. Но подчеркнем, что в монгольском наследии Руси евразийцы видели плюс, а не минус.
Традиционная точка зрения гласила, что монголы были дикими завоевателями, отбросившими Русь, в культурном развитии, на много лет назад. В то же время, с Запада Русь черпала прогрессивные идеи и зачатки будущей демократии.
Евразийцы категорически противились такому однобокому подходу. Они утверждали, что главным поработителем Руси выступал Запад, и его экспансия достигла апогея в петровские времена. Этот период российской истории они так и называли – романо-германское иго. Вместе с техническими новинками, пришедшими на Русь благодаря гению Петра, пришли эпоха подавления начал народной русской жизни, насильственная ломка ее культуры.
Евразийцы не были неолуддитами (луддиты – участники стихийных акций по уничтожению станков и машин в Англии XVIII в., из-за внедрения которых они теряли работу, наивно полагая, что технический прогресс лишит их куска хлеба): они высоко оценили пользу, которую принесла России политика Петра I. Но не менее высоко они оценили ущерб, нанесенный цивилизационному облику России политикой того же лица.
.
***
.
Кем же были для евразийцев монголы? Пришедшими из глубины Евразии жестокими захватчиками, но такими, чья жестокость не шла дальше военной необходимости. Покоренные народы не вырезались под корень, вливаясь в состав Монгольской империи на правах подданных. Не благодаря ли этому эта империя не знала себе равных в истории по территориальному размаху, при численности всех монголов всего в миллион человек? Ни Древний Рим, ни Византия, ни империи Александра Македонского и Наполеона, ни Третий Рейх Гитлера не могли сравниться с империей Чингисхана, простиравшейся от Вьетнама до Дуная.
Кем был Чингисхан: только ли дремучим варваром? Но он объединил разрозненные племена, даже не называвшиеся еще монголами, в единый монгольский народ. Создал свод законов для пятидесяти народов. Не зная иностранных языков, привлекал к себе на службу мудрых философов. Ни дня не прожив в городе, содействовал восприятию монголами достижений городской культуры. На высокие посты назначал не по знакомству, или знатности происхождения, а по личным достоинствам. Был не чужд благородства: щадил пленных солдат противника, сражавшихся до последнего, и казнил тех, кто предавал своего вождя.
После себя на Руси он оставил разработанную систему почтового сообщения (ямские станции), элементы централизованного государственного и юридического устройства, передовую на то время военную тактику.
Над Европой XIII в. стоял запах жареной человеческой плоти. Это католическая церковь жгла на кострах еретиков. Над Европой стоял лязг мечей. Это европейские рыцари собирались в четвертый по счету крестовый поход, чтобы сеять смерть и ужас в Северной Африке и Палестине.
Что в это время делал Чингисхан? Он заложил основы того, что позже назовут веротерпимостью. В его империи христианин, мусульманин, буддист, индус и язычник имели одинаковые права. Никто не имел права казнить человека за его веру. Сравните с историей славянского племени руян, обитателей одноименного острова на Балтике (сейчас о. Рюген в Германии). Весь XIII в. руяне провели в жестоких битвах с датскими и немецкими рыцарями: те хотели мечом и огнем стереть с лица земли ненавистных язычников. Итог: изможденные руяне пали, навсегда уйдя в небытие. Ушла руянская культура, руянские верования, руянский язык. А были еще лютичи, ободриты, другие славянские племена, вырезанные практически под корень.
А в это время на другом краю планеты «дикий монгол» одинаково благосклонно относился к любой религии, любой культуре, и не устраивал «жаркое» из христиан или мусульман на потеху шаманистам или буддистам, и наоборот. Как заметил калмыцкий евразиец Э. Хара-Даван, автор книги «Чингисхан как полководец и его наследие», Европа дойдет до этого только в XIX в., на пятьсот лет позже «монгольского варвара».
Да и то не везде. В Америке белые уже уничтожили к тому времени бесценные памятники культуры индейцев майя, инка, ацтеков, а уцелевшие аборигены были превращены в людей третьего сорта. Любой лондонский нищий считал себя выше индейского короля. Из Африки в Европу везли рабов. У чернокожих женщин отбирали детей, их самих подвергали надругательствам. Опиумные войны китайцев с Великобританией из-за запрета британцам ввозить наркотик на территорию Китая показали, что и под занавес ХIХ в. Европа еще не излечилась от расистского высокомерия, абсолютно несвойственного подданным Чингисхана.
Единственное его распоряжение в этом направлении – указ о том, что никто в его империи не может иметь монгола слугой или рабом. Да, читатель, при Чингисхане тоже были рабы, но не будем забывать – на дворе был XIII в. В Европе же последний раб был продан всего 200 лет назад.
.
***
.
Евразийцы подметили важный нюанс: с Востока в Россию шли религиозные учения (христианство, буддизм, ислам), с Запада – только технические новинки вперемежку с завоеваниями. От себя добавлю: и тоталитарные идеологии (нацизм, фашизм, либеральный фундаментализм). Между прочим, кровавый Пол Пот был выпускником Сорбонны. Даже исламский радикализм, и тот появился не без содействия Запада: англичане вскормили саудовца аль-Ваххаба, чтобы с помощью ваххабизма противостоять Османской империи в мусульманском мире; американцы вскормили талибов в Афганистане для борьбы с Советским Союзом.
Монголы не покушались на религию народов, а, значит, не покушались на их душу. Запад всегда стремился похитить сначала душу, чтобы потом переварить тело. В ход шла агрессивно-католическая пропаганда (походы «псов-рыцарей» в XIII в.), затем - униатство (польско-шляхетское ярмо на западнорусских землях в XIV-XX вв.), с единственной целью - взломать культурный код русского народа, стереть его цивилизационную память, сделать его другим, не тем, кем он есть.
Заметьте: новые национальности из числа «бывших русских» появляются только на западе. Это украинцы и белорусы, которым западные доброхоты толкуют, что они – не русские, и даже наоборот. Запад откусывает куски от Русского мира, и, с опорой на них, дальше ведет свой Drang nach Osten. Последствия такой политики мы видим сейчас на Украине.
У восточных границ Русского мира «бывших русских» нет, потому что у Востока отсутствует цивилизационный алгоритм переделки соседних народов «из Ивана в Степана», что продемонстрировал Чингисхан, и все азиатские завоеватели после него, оставляя завоеванные народы наедине с их богами, языками и нравами.
Евразийцы призывали смотреть не на Запад, а на Восток, там искать энергии нового политического будущего, оттуда черпать цивилизационное вдохновение. Сейчас, когда все мировые агентства пишут о смещении центра мировой экономической силы в Азию, а европейские страны, одна за другой, спешат утвердиться на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, их пророчества обретают осязаемые очертания.