Михново Богом хранимая христианская семья

В середине минувшего августа довелось побывать с друзьями в поместье Михново (это около 30 км от Вильнюса на юго-восток, близ Тургяле, Шальчининкский р-н) – обитель православных насельников, людей беззаветно преданных Богу и любящих трудиться во благо исполнения заветов Всевышнего. Поездка произвела на меня большое впечатление! Я, историк, как бы на машине времени переместился куда-то в русское прошлое, в крестьянскую общину, живущую своей повседневной размеренной созидательной жизнью, обеспечивающей достаточным и мудрым благосостоянием друг друга и окармливающую других.

А сам помещик, вроде, как бы выехал куда-то далече по делам…

Не имея надлежащего благословения на публикацию от своего имени рассказа о столь интересном и необычном социальном явлении нашего времени в Литве, расскажу об этой общине словами подаренной мне во время её посещения красочной брошюры «Михново Богом хранимая христианская семья».

.

Валерий Иванов

.

Михново Богом хранимая христианская семья

.

Татьяна Устименко

.

Под сенью шелестящей листвы, по дороге, ведущей к храму «Всех скорбящих Радость», невольно приходят мысли о том, что старые липы, на которых свили себе гнёзда аисты, помнят ещё времена пришедших сюда в 1812 году солдат армии Наполеона, хранят память о богатой истории этих мест, о людях, что здесь жили, служили Господу…

.

Меречь–Михновский или Михново, по-литовски – Микнишкес. В тени зелёных деревьев, вдоль извилистых берегов неторопливо несёт свои чистые воды река Меркис или, как её ласково называют михновцы, Меречанка.

.

Меречь-Михново – место намоленное. Здесь присутствует благодать Божия. Об этом свидетельствуют многочисленные паломники, приезжающие сюда с Востока и Запада, и даже неверующие люди.

.

На участке в Гае, в доме, где жил основатель Михновской православной общины протоиерей Понтий Рупышев, в его келье находится образ Казанской Божией Матери. Икону освятил 2 июня 1893 года святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовный наставник отца Понтия. Это он однажды, обняв о. Понтия, сказал «Ты мой друг, ты мой брат!».

.

В усыпальнице под церковью покоятся члены дворянской семьи Корецких – Николай Осипович, Анастасия Дементьевна и две их дочери Татьяна и Елена.

.

Рядом с храмом – каменная часовня с мраморным надгробием отца Понтия. Часовня в годовщину кончины подвижника (1939 г.) построили его многочисленные духовные чада. И по сей день к месту упокоения пастыря приходят богомольцы из Литвы, России, Белоруссии, Украины, Польши, Италии, Германии…

.

История создания михновской сельскохозяйственной христианской общины уводит нас в 1840-ой год. В этом году потомственный дворянин и статский советник при Виленском генерал-губернаторе Иосиф Корецкий купил большое имение Меречь-Михайловский у бывшего офицера наполеоновской армии. В 1866 году поместье унаследовал его старший сын Николай Иосифович. Это был рачительный хозяин, примерный и благочестивый семьянин. Пять его дочерей получили блестящее образование в Санкт-Петербургском Смольном институте благородных девиц.

.

После смерти мужа в 1912 году Анастасия Дементьевна в память о нём решила построить над семейной усыпальницей домовую церковь. В 1915 году вдова Корецкая со своим семейством совершила паломничество в Оптину пустынь, где получила благословение от оптинского старца Нектария на строительство храма и заказала список с иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», которую хотела поместить в новом храме. Шамординскими сестрами икона была написана и, несмотря на военные действия, чудесным образом доставлена в имение. В этом же году был возведён храм.

.

Первое время в домовую церковь помещиц Корецких приглашали служить по церковным праздникам и семейным датам священников из разных мест. Настоящим рождение церкви, а затем и самой общины можно считать 1921 год. Год, когда в Михново Промысел Божий привёл священника Понтия Рупышева. Здесь он прожил последние восемнадцать лет своей жизни.

.

Отец Понтий всегда помнил и чувствовал силу данного ему в 1901 году протоиереем Иоанном (Сергиевым) Кронштадтским благословения на начало пастырских трудов.

.

За плечами у о. Понтия были учёба в Виленской духовной семинарии, служба в годы Первой мировой войны 1914 - 1917 гг. священником на военных судах Российского Балтийского флота, революционный Петроград, где он неминуемо должен был подвергнуться аресту, о чём священника успели предупредить. Он чудом спасся и успел выехать из большевистской России.

.

Хозяйка поместья Анастасия Дементьевна Корецкая, узнав о том, что в Вильно приехал священник, беженец из России, ведущий подвижническую жизнь, обратилась к архиепископу Виленскому и Литовскому Елевферию (Богоявленскому) с ходатайством назначить о. Понтия Рупышева священником в её домовую церковь. Владыка пошёл навстречу просьбе Корецкой.

.

Первое богослужение в Меречь-Михновском храме отец Понтий совершил 27 февраля 1921 года. Но домовая церковь ещё не была освящена. И только 13 августа 1921 года архиепископом Елевферием было совершено её торжественное освящение.

.

29 сентября 1922 года архиепископ Елевферий по настоятельной просьбе А.Д.Корецкой назначил о. Понтия одновременно священником Побеньской Свято-Николаевской церкви и настоятелем домовой Богородице-Скорбященской церкви в имении Меречь-Михновский на постоянное служение.

.

С приездом в имение отца Понтия жизнь в семье Корецких кардинально изменилась. Все три сестры: Мария, Варвара, Анастасия и их мать Анастасия Дементьевна потянулись к той новой жизни, которую принёс в их дом о. Понтий.

.

Подвижник давно вынашивал идею создания христианской общины по образу общин апостольских времён, когда Церковь была единой семьей.

.

Господь внял его молитвам, его стремления и помог осуществить этот замысел.

.

Сёстры Корецкие с радостью предоставили своё имение для создания большой христианской семьи.

.

В их лице отец Понтий нашёл не только щедрых жертвователей, но и верных соратников, и единомышленников. Они собрали вокруг себя верующих людей и стали жить общинной жизнью по подобию общинной жизнью по подобию первых христиан. К такому решению подвигло сестёр Корецких полученное в семье воспитание, где их учили любить ближних, как братьев и сестёр во Христе.

.

Помещица Корецкая поделила имение. Три части получили дочери, а четвёртую, небольшую с садом и церковью, она оставила за собой.

.

Её дочери – Мария (1892-1978), Варвара (1892-1976) и Анастасия (1896-1979) жили по строгим церковным правилам. Всё своё имущество, земли и дома они разделили со вчерашними дворовыми и наёмными работниками.

.

Будучи старшими сёстрами на своих участках: в Михнове, Гае и Кроше, до самой своей кончины управляли хозяйством, помогали членам общины разрешать вопросы, возникающие в повседневной жизни, и сами на равных трудились со всеми вместе.

.

Архиепископ Пантелеимон (Рожновский), посетивший Михново, в виленской газете «Русское слово» от 12 июля 1936 года в статье «Немонашеская обитель наших дней» пишет: «…Замечательно, что все три сестры и муж старшей сестры вполне тождественны в своём настроении и усвоили себе порядок жизни, свойственный самым строгим монастырям.

.

Много способствовал такой настроенности и создавшемуся укладу трудовой, подвижнической жизни ревностный, умный и весьма стойкий в строгой религиозной жизни священник отец Понтий Рупышев. Он убедил молодых владелец имения подчиниться правилам строгой церковной жизни: соблюдать установленные Православной Церковью посты; возможно чаще, по примеру древних христиан, причащаться Святых Христовых Таин; активно участвовать в ежедневных богослужениях; отказываться от претензий барства, от роскоши, от светских развлечений, от потворства человеческим слабостям, и вместе с домашними людьми составить, как бы одну дружную христианскую семью. Мало-помалу такая духовная семья стала расти, и получилась целая община…

.

Называя это христианское содружество общиной, мы понимаем это слово только в общем, отнюдь не в церковно-юридическом смысле, так как это христианское содружество вовсе не связано никакими обязательствами, никакими уставами, а лишь одним горячим желанием жить по-христиански: заповеди Божьи, общественные постановления и права христианской жизни, поста и богослужения являются их единственным статутом».

.

Сталиснкие репрессии не обошли строной Литву. Богоборческая власть преследовала и верующих.

.

14 июня 1941 года были репрессированы и сосланы в Казахстан, а затем в Коканд (Узбекистан) сёстры Варвара и Анастасия Корецкие. Чудом избежала ссылки старшая сестра Мария. Были составлены списки на вывоз всех насельников Михново. Но этого не случилось. Началась война. И все члены общины, кому суждено было пройти через ссылки, горнило войны, уцелели и вернулись в Отчий дом. Община выстояла.

.

Пресвятая Богородица хранила уповавших на Неё. На этот раз и в последующие годы притеснений и гонений сбылось пророчество о. Понтия о том, что община сохранится несмотря ни на что.

.

Выжившая в трудное военное время и давшая приют многим обездоленным, голодным и страждущим, община меняла название, но, по духовной сути, оставалась прежней. После войны называлась сельскохозяйственной артелью; в 1950 году преобразовалась в колхоз «Михново». По сводкам советского времени, это был единственный в своём роде христианский колхоз, лучший в округе по производственным показателям, но при этом не имевший партийной организации. В 1963 году колхоз под предлогом укрупнения был ликвидирован. Чтобы сохранить общину насельники устроились на работу в совхоз «Табаришкес». До самого распада СССР, несмотря на притеснения со стороны властей, они сохранили общинный уклад и распорядок жизни.

.

После смерти о. Понтия духовным окормителем общины был протоиерей Павел Томашевский (+1957), а с 1943 года на протяжении 50 лет в Михновском храме служил протоиерей Константин Авдей (+1999), который вместе со своею матерью пришёл в общину в 1926 году.

.

В 1994 году митрополит Виленский и Литовский Хризостом (Мартишкин) назвал настоятелем храма и духовником общины архимандрита Леонида (Гайдукевича). При нём увеличились размеры церкви, в звоннице появились колокола, в Михново построены три дома, в Гаю – двухэтажная гостиница для паломников, трапезная, воскресная школа для детей. В бывшем господском доме проведено центральное отопление, оборудовано банно-прачечное отделение, построен гараж, пекарня, просфорня и отремонтированы старые постройки. Проведена и реконструкция стариной гостиницы, где изначально размещались богомольцы, стекавшиеся к отцу Понтию из Западной Белоруссии, которая до 1939 года входила в состав Польши и из самой Польши.

.

В церковном клире также состоят протоиерей Георгий Гайдукевич, иеромонах Иоанн (Ковалёв) и диакон Георгий Дементьев.

.

Протоиерей Понтий Рупышев отошёл к Господу 23 января 1939 года. Но основанная им христианская православная община продолжает хранить заветы и дух святого пастыря. Пережившая бурную историю ХХ века, войны, репрессии и смены власти, она живёт так, как и подобает жить большой христианской семье – в труде и молитве, почти сто лет являясь источником радости и утешения для многих людей, живущих здесь и приезжающих сюда из ближайших и дальних мест.

5
1
Средняя оценка: 2.74725
Проголосовало: 182