Сладкой легенды из 90-х не получилось

В Facebook проходит гигантская фотовыставка, призванная обелить 90-е годы

.

Массовое появление в социальных сетях, и прежде всего Facebook, разнообразных портретов, пейзажей и жанровых сценок из «лихих 90-х», как утверждают, инициировано Фондом Ельцина и COLTA. Говорят, что это-де такой флешмоб, призванный романтизировать непростое десятилетие отечественной истории и таким образом «легализовать» его и представить как некое позитивное время.

.

Действительно, то там, то сям натыкаешься на давно известные тебе лица знакомых людей на фоне эпохи то ли победы, то ли становления демократии. Вначале не очень обращаешь внимание на эти старые фотографии, и только массовость виртуальной экспозиции заставила задуматься, что это воплощение определенной идеи.

.

Если ты постоянно не продаешь и не протоколируешь себя в интернете, то вроде как и не существуешь — собственно, для этого соцсети и существуют. Такова современная действительность — и тут уже ничего не поделаешь. Один бывший коллега некоего творческого коллектива 90-х годов, например, уже в течение последних лет десяти находит старые фотографии и публикует их в сети — опять же кому на радость, кому на огорчение. Но большинство бывших сотрудников благодарно ему: приятно увидеть молодые радостные лица тебя, самого любимого, и близких, а уже, может, теперь и далеких, но когда-то небезразличных людей.

.

На это, видимо, авторами мероприятия и был сделан расчет. Несколько дней мы действительно могли наблюдать поток старых фотографий уже совершенно не известных людей с неведомых событий, правда, сопровождаемый разной степени интереса и талантливости рассказами.

.

Однако устроители не учли, что соцсеть — такая вещь, в которой, как говорил святитель Григорий Палама, «на каждое слово найдется еще одно слово». Вы про победу демократических ценностей в 90-е и свободу слова — а вам тут же про очереди за гуманитарной помощью. Вы про подъем человеческого достоинства, а вам, в прямом смысле не отходя от кассы, — про невыплаты зарплат и пенсий, которые длились годами. И вдруг такое радостное ретро-мероприятие превратилось в судебный процесс над этими по-настоящему лихими годами. И черно-белые фотографии молодых людей уже сопровождаются ремарками: «Убили бандиты за то, что хотел просто открыть свою автомастерскую» или «Погиб от рук сельхозмафии, поверив, что можно будет заниматься фермерским трудом».

.

В СМИ пишут, что из-за этого мероприятия общество якобы разделилось. Думается, что это не так. Невозможно забыть и нелепые, но реальные жертвы чеченской войны, и главу государства российского, не нашедшего сил из-за беспробудного пьянства выйти из самолета, чтобы приветствовать ирландского премьера, и другие выходки Ельцина вроде дирижирования оркестром бундесвера. Трудно забыть бесчисленные проколы и провалы во внутренней политике, большинство которых мы расхлебываем и по сию пору.

.

«Разделились» же скорее те, кто никогда и не соединялся с российским народом. И сейчас на фоне явно видимого в интернете фиаско эти люди отчаянно пытаются оправдаться, романтизируя то, чего и не было. Еще в 2014 году в «Новой газете» Глеб Шульпяков в своей статье «Памяти девяностых» приводит эпиграф, видимо, собственного сочинения: «Когда каждый получал только то, что заслужил» — но идеологически и по прямому смыслу имеющий весьма красноречивый источник. На воротах Бухенвальда было написано: «Каждому свое».

.

И это вовсе не пассаж речи и не оговорка, это сознательная идеологическая позиция. «Тебе скажут, что 90-е годы были унизительным временем, — продолжает господин Шульпяков. — Это так, но только с точки зрения бытовой, социальной. Поскольку сутью этого времени был не быт, а Бытие. Свободы человека перед замыслом Создателя. Это жестокая свобода, поскольку каждый получал только то, что заслуживал. Никакого другого давления — со стороны семьи, школы, религии и государства — ведь не было, и помощи тоже. И человек просто становился тем, кем ему было предназначено. Получал судьбу, жребий — в чистом, "античном" виде».

.

Во-первых, давно не приходилось читать в отечественной прессе такой человеконенавистнический текст, не только оправдывающий воровство национального достояния, но и обвиняющий тех, кто им не занимался. Во-вторых, напомним автору, что отличие античного времени от последующего, новозаветного, по замыслу Создателя, как раз и заключается в том, что, по слову Апостола Павла, «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13–15).

.

Господину Шульпякову еще следовало бы знать, что и через четверть века Россия не может достигнуть уровня жизни последнего года существования СССР. Поэтому трудно понять его изречение: «Я бы сказал, что это было лучшее время в истории новой России». Хотя для кого как.

.

Что же касается демократии, то заметим: в 90-е, а конкретно в 1993 году, демократия в России была в прямом смысле расстреляна из танков. Все демократические процессы, которые были на тот момент, прекратились, о реальном построении гражданского общества и речи не было. В то же время, не будь тех трагических событий, многие наши компрадорские деятели в правительстве по крайней мере не занимали бы теперь своих теплых мест. Впрочем, видимо, к этим господам у г-на Шульпякова нет претензий, ведь им удалось «получить то, что они заслуживали», как раз именно в 90-х. А вот остальные лохи не получили. Какие претензии? Это же, по логике сверхчеловеков — защитников 90-х, проявление «свободы человека перед замыслом Создателя». Короче: «Плюк — чатланская планета, и пацаки должны носить цаки».

.

Но самое неприятное для устроителей, с позволения сказать, «флешмоба» то, что вслед за комментариями-воспоминаниями о тяжелых временах тех лет и восклицаниями «Господи! Да как же мы тогда выжили!» появились крайне неприятные мысли: «А эти-то голубчики, кто нам все это устроил, живы-здоровы, да еще и неплохо живут. При этом продолжают пламенно выступать!»

.

Так что не надо использовать Facebook для подобных мероприятий. Приемчик «старых песен о главном» в соцсети не сработал. «Арабская весна» показала: Facebook придуман для раскачивания ситуации перед революцией, а не для внедрения новых легенд о не таком уж недавнем прошлом. Но вряд ли защитники 90-х рассчитывают на потрясения, ведь «они получили то, что заслужили».

5
1
Средняя оценка: 2.9234
Проголосовало: 235