Независимость от Украины

Каким ресурсам с Украины, помимо электроэнергии, Крымский полуостров был вынужден искать замену

.

Вернувшись в состав России в марте 2014 года, Крым сделал очень важный шаг — первый на длинном пути, который полуострову придется пройти, чтобы стать по-настоящему независимым от бывшей «мачехи» — Украины. Ведь за долгие годы, в течение которых Крым находился в составе этого государства, сложилась прочная система взаимосвязей, возникли определенные зависимости — и не только от электроэнергии, — обрубить которые в одночасье нелегко.

.

Днепровская вода больше не поступает

.

Сразу после известных событий весны 2014 года — Крымского референдума и последующего за ним присоединения полуострова к России — встала задача обеспечения крымчан пресной водой. Дело в том, что все предыдущие годы вода поступала в Крым через Северо-Крымский канал из Каховского водохранилища на Днепре.

.

Учитывая отношение киевской власти ко всему происходящему, можно было в любой момент ожидать перекрытия шлюзов, через которые пресная вода с Украины шла в восточные районы полуострова: Симферополь, Керчь, Судак, Феодосию... Кроме того, она использовалась для полива сельскохозяйственных земель.

.

Специалисты Минсельхоза республики оценили убытки, которые могло понести сельское хозяйство из-за прекращения подачи днепровской воды: 5 млрд рублей. Было бы уничтожено несколько отраслей хозяйства Крыма. Потому необходимо было срочно искать альтернативу днепровской воде.

.

Выяснилось, что имеющиеся подземные источники способны полностью удовлетворить бытовые потребности жителей. С водообеспечением сельского хозяйства сложнее: надо искать иные пути.

.

Пока специалисты думали над решением проблемы, Киев сделал то, чего опасались крымчане: перекрыл шлюзы. После этого днепровская вода стала сбрасываться в море, не достигая крымской земли. Летом 2014 года некоторые регионы Крыма пришлось перевести на строго лимитированное потребление воды. Особенно трудно приходилось Севастополю, который почти израсходовал запасы Чернореченского водохранилища.

.

Прошло лето, наступила осень, за ней — зима, и на полуостров обрушились снегопады. Никогда еще крымчане так не радовались снегу! Похоже было, что благодаря такому небывалому уровню зимних осадков все водохранилища наполнятся и весной с водой проблем не будет.

.

Тем временем ремонтировались артезианские скважины и бурились дополнительные, реконструировались системы водоснабжения, по большей части изношенные до предела — ведь за 23 года «независимости» Украины ничего не ремонтировалось.

.

Наконец, весной 2015 года в Крыму началась подача воды по новым трубопроводам из артезианских скважин, которые пробурили в восточной части полуострова, — здесь геологами было найдено три подземных озера с пресной водой. Этого вполне достаточно, чтобы полностью обеспечить Керчь и прилегающие районы.

.

Работы продолжаются, а тем временем сделаны поправки в направлениях развития сельского хозяйства полуострова: теперь в приоритете засухоустойчивые сорта пшеницы и других культур, а для орошения садов и виноградников применяются капельные системы.

.

Кто кормит Крым

.

Осенью этого года радикально настроенные элементы из числа бывших крымчан организовали так называемую продовольственную блокаду полуострова. Украинские власти заявили, что, раз уж не удалось уморить жителей Крыма жаждой, их теперь оставят без продуктов.

.

Голодными крымчане, вопреки ожиданиям Киева, не остались. Вначале, конечно, резко снизилось количество украинских продуктов. Но магазины полуострова к тому времени уже давно были заполнены российскими товарами больше чем наполовину. Мы уже привыкли покупать сметану и творог производства Нальчика, молоко из Краснодара и сливочное масло из Вологды.

.

Самое интересное, что, несмотря на «блокаду», через некоторое время поток украинских продуктов в Крым возобновился: производители стали действовать в обход, провозя товары через другие участки границы между Россией и Украиной. Как рассказал на одной из пресс-конференций начальник Крымской таможни Владимир Авраменко, грузовой поток со стороны Украины несколько снизился, но соседнее государство и на сегодняшний день остается одним из основных торговых партнеров Крыма. И в этом нет ничего удивительного: остались многолетние экономические связи, которые не так-то просто разрушить.

.

Чтобы уберечь жителей Крыма от возможных трудностей, вызванных недостатком продовольствия, Министерство транспорта Крыма вводит на зимний период дополнительный паромный маршрут Новороссийск — Феодосия. Работа паромов, которая не будет зависеть от погодных условий, поскольку их передвижение будет происходить не в узком проливе, а в открытом море, должна обеспечить бесперебойные поставки продовольствия в Крым.

.

В то же время глава республики Сергей Аксенов заверил, что в Крыму сделаны достаточные запасы продовольствия и опасаться жителям нечего.

.

Проживающие в Крыму люди, надо сказать, просто не почувствовали на себе последствий «блокады». Никакой паники не возникло, очереди в магазинах выстраиваться не начали, крупы и соль в стратегических масштабах не закупались. Еды на всех хватает.

.

Транспортная блокада

.

Железнодорожное сообщение между Украиной и Крымом было прервано в конце декабря 2014 года по инициативе Киева. Было прекращено также движение пассажирских автобусов и авиасообщение. И все же при необходимости жители полуострова добираются до Украины. А необходимость возникает часто: там живут родственники, учатся дети, существуют бизнес-контакты.

.

На автостанциях Ялты, Симферополя, Севастополя сегодня можно купить билет на автобус практически до любого крупного города Украины. Вот только этот автобус довезет вас только до границы. Там придется выйти, пройти через пункт пропуска «Джанкой» и вместе с багажом преодолеть довольно длинную часть пути (около 4 км) пешком. Либо заплатить предприимчивым таксистам. Правда, между двумя пропускными пунктами курсирует еще микроавтобус, но он не справляется с потоком пассажиров.

.

На украинской земле, после прохождения пункта пропуска «Чонгар», вас встретит водитель уже другого автобуса — ему нужно предъявить посадочный талон, и вас повезут дальше.

.

В Одессу и Николаев ежедневно из Симферополя отправляется по пять автобусных рейсов, в Херсон можно добраться одним из четырех ежедневных рейсов, в Киев, Днепропетровск и Харьков автобусы ходят два раза в сутки. Расписание .можно увидеть только в рукописном варианте непосредственно у окошка кассы.

.

Из Крыма чаще всего покупают билет не до конечного пункта, а до ближайшего поселка, где есть железная дорога, — это Новоалексеевка Херсонской области. Оттуда путь продолжают на поезде.

.

Больше всех выиграли от транспортной блокады Крыма таксисты — у них появилась возможность буквально озолотиться. Территория железнодорожного вокзала в Симферополе строго поделена между бригадирами таксистов, буквально с точностью до метра: пассажиров зазывают, уговаривают, обещают... Как именно и когда изменится ситуация с транспортом, никто сказать не в состоянии. Видимо, очень не скоро.

.

Что касается транспортного сообщения между Крымом и материковой Россией, то пока, помимо авиасообщения, существует единственный путь — через Керченскую переправу, на пароме. Но это неудобный вариант: летом — очереди, в остальное время — частые шторма, во время которых переправа закрывается. Приходится ждать окончания строительства моста через пролив, которое запланировано на 2018 год.

.

Топливом Крым обеспечен

.

Если говорить о снабжении полуострова топливом, то здесь нет причин для грусти: руководство «Черноморнефтегаза» заверяет, что на территории Крыма достаточно горюче-смазочных материалов, чтобы обеспечить всех нуждающихся. Эта компания согласно распоряжению главы республики Сергея Аксенова отвечает за обеспечение топливом заправочных станций, принадлежавших Игорю Коломойскому. В марте 2015 года эти заправки были переданы «Черноморнефтегазу» — крымскому предприятию, в обязанности которого входит обеспечение полуострова нефтью, природным газом, а также газовым конденсатом. На шельфе Черного моря, в акватории Азовского, а также на сухопутной части Крыма имеются богатые месторождения углеводородов, где и добывается сырье.

.

***

.

Таким образом, зависимость Крыма от ресурсов Украины постепенно снижается. Уже сегодня можно говорить лишь об одной отрасли, доставляющей крымчанам сложности: транспортной. Впрочем, местные жители настроены оптимистично — они готовы подождать, когда над Керченским проливом вырастет красавец-мост.

5
1
Средняя оценка: 2.84524
Проголосовало: 252