Светильник

Валерий МИХАЙЛОВ
Светильник
Поэма
I
.
Авгарь, царь эдесский, в расслабе проказы лежит,
И чёрная немочь шесть лет как томит его душу и тело.
Неверный огарок свечи в изголовье дрожит, -
Не жизнь ли его, будто эта свеча, догорела…
.
Он лекарей суетных и мнимоучёных давно уж прогнал,
Без толку их зелья и мази, коренья и травы.
Гнев Божий в проказе своей царь Авгарь увидал,
Телесные язвы лишь отзыв душевной потравы.
.
- За что на меня Ты прогневался, праведный Бог,
И разве вину, коли есть, не искупил я страданьем?
Воззри ж на раба Своего, на беду мою злую, как жалок и плох! –
В бессонной ночи одинокой воззвал он с бессильным рыданьем.
.
Но небо молчало, сады драгоценные звёзд равнодушно цвели,
До чьих-то мучений и слёз никакого им не было дела;
Луна, словно спелая дыня, безмятежно сияла вдали
И вечную песнь золотую с холодным безстрастием пела.
.
II
.
Наутро вельможи-послы, Мар Ихаб с Шамшаграмом, к Авгарю пришли:
- О царь! мы вернулись с добром: благоволит к нам император Востока.
И радость иную – великую! – мы ныне тебе принесли:
Явился Пророк на земли и творит чудеса он воистину волею Бога!
.
Прикоснётся рукой – и слепой прозревает, к немому возвращается речь;
Прокажённых очищает и даже, поверишь ли, мертвецов воскрешает!..
Но пуще всего тот Пророк занемогших душою желает сберечь -
Молитвенным словом всевластным он нечистых духов изгоняет.
.
На обратной дороге посетили мы Иерусалим, -
Молвь повсюду идёт о мессии и люд чудесам тем дивится, -
Нам взглянуть захотелось на всё это собственным оком своим,
Разувериться в слухах или же в их правоте убедиться.
.
Хоть не встретился сам, тьма свидетелей… о, как светились глаза
Всех, кто рядом с ним был!.. что за речи лились безподобны!..
- Это Бог или Сын это Божий! – царь Авгарь поражённый сказал, -
Только Они возвращать жизнь покинувших мир сей способны.
.
Так, заочно, лишь со слуху, первым среди земных царей,
Уверовал Авгарь во Спасителя, что явился в земле Палестине,
И Христа Иисуса повидать возжелал он как можно скорей,
Но, бездвижный, не мог сам идти, чтобы в нём поклониться святыне.
.
III
.
Послание Авгаря к Спасителю
.
«Авгарь, сын Аршама, правитель страны, Иисусу Спасителю шлёт привет.
О тебе, благодетель, прослышал я, о твоём врачевании безподобном.
Говорят про тебя, ты хромых ставишь на ноги, слепым даришь свет,
Исцеляешь страдающих и воскресаешь умерших прикосновеньем своим Богоугодным.
.
Верю, либо ты Бог, к нам сошедший с небес,
Либо ты Божий Сын, людям посланный во спасенье.
Много лет пригвождён я к одру и жестоко страдаю я здесь.
Умоляю, приди и спаси меня, лишь твоё мне поможет леченье.
.
И прослышал я также, что в стране твоей ищут тебя,
Что хотят иудеи предать тебя страшным мученьям.
Город мой невелик, но хорош, хватит нам на двоих, и мы встретим любя.
И, как ты для меня, город мой для тебя да послужит спасеньем».
.
И посланцы Авгаря поспешили в Иерусалим.
Хоть апостолы никого из язычников к Учителю не подпускали,
Но царёвы гонцы всё ж управились с порученьем своим,
Как Филипп и Андрей то письмо Иисусу наконец передали.
.
IV
.
Ответ Спасителя Авгарю
.
На посланье царя дать ответ Иисус Фоме повелел: «Так пиши:
Блаженны, кто веруют в меня, не видавши меня. Им – награда!
Ибо сказано обо мне: невидящие меня – уверуют и будут жить.
А видящие меня – не уверуют и потому не минуют ада.
.
Ты к себе призываешь, но путь мой задан с небес – и что должно свершить, то свершу.
А потом вознесусь я к Тому, Кем был прислан.
Как исполнится правда, одного из апостолов я в Эдессу пришлю,
Он за веру твою исцелит тебя, царь, и жизнь даст как тебе, так и присным».
.
V
.
Но предвидел Авгарь: Иисус к нему вряд ли придёт.
До того ли Спасителю, живущему по высшей воле?..
Живописца Ананию в Иерусалим он послал наперёд
Образ Господа нарисовать незаметно – ни мене, ни боле.
.
Не выходит портрет, не даётся искуснейшей кисти Божественный лик:
Ускользают куда-то черты – в несказанное, что ли, всё мимо и мимо…
И Анания, как ни старался писать, одно лишь постиг –
Что природные краски бессильны: изображенье Христа непостижимо.
.
Хоть скрывался художник в толпе, тайноведцу открылась Анании грусть.
Приказал принести он воды, и омыл ею чистой лицо, и отёрся платком, что имелся, –
И нежданно-негаданно заиграл всеми красками четырёхконечный убрус:
То на белом холсте пресвятой его образ нерукотворный запечатлелся.
.
И народ, что собрался послушать Христа, в изумленье стоял,
Страх Господень невольно почуяв всем сердцем, всей кровью.
А Спаситель, окликнув по имени, Ананию к себе подозвал
И убрус протянул ему: - Вот, Авгарю отдай, да спасётся любовью!
.
VI
.
Приложившись к святому убрусу, с ложа хвори поднялся Авгарь,
Благоговейно поклонился он Образу, хотя полностью не излечился, –
На лице след проказы ещё оставался, как встарь,
Ждал правитель, когда же придёт Иисуса Христа ученик, и молился.
.
Как вознёсся Спаситель, настал Им обещанный день:
Во все стороны мира понесла Его братия ученье Христово,
И Фомой был направлен в Эдессу апостол Фаддей,
Чтоб спасти и царя и народ, проповедуя Слово.
.
Окрестил он Авгаря – тот по вере своей исцелился совсем,
И вослед за властителем народ покрестился, чуду не переставая дивиться.
И Фаддей, по свершенью сего, на убрусе святом сделал надпись затем:
«Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится».
.
VII
.
А потом повелел царь Авгарь зело украсить икону благодатную ту,
И она пресвятая обрела себе место над городскими воротами – в каменной нише.
Всяк, кто порог тот переступал, прежде кланялся Спасу Христу,
И всем путникам верилось: само Небо благословляет их, становится ближе.
.
Чудотворного образа много лет нерушим был покой,
И под оком Христовым люди жили в Эдессе ладом, миром.
Но однажды случилось, что правнук Авгаря заблудился душой –
И убрус чудотворный приказал снять со стены, чтобы кланялись не Богу – кумирам.
.
И тогда сам Христос явился эдесскому епископу в тонком сне,
Повелев от поругания немедленно спрятать икону.
Той же ночью священник отправился к воротам и был на стене,
Чтобы верой и правдой послужить Благодати, а не закону.
.
Помолившись, он пред образом нерукотворённым тихо лампаду зажёг,
Оградил полукруглую нишу глиняной плитой, а снаружи заложил кирпичами -
И надёжно сокрылся от идолопоклонников Бог,
И светильник молитвенный, если кто и видел, то духовными только очами.
.
VIII
.
Пять веков с той поры миновало, много воды утекло…
Позабыли эдессцы давно про убрус, про великую эту святыню.
Никому здесь – даже случайно, на миг – и в голову бы не пришло,
Что всё время лишь образ нерукотворный Христа оберегал их доныне.
.
Но с войною пришёл в эту землю царь персидский Хозрой,
И сдавило Эдессу громадное войско безпощадною хваткой железной –
Не по силам отбиться, нет надежды на помощь… Что делать с такою бедой,
Осаждённый город не ведал, голодный, холодный, болезный.
.
И народ возопил о спасении к Богу, раскаявшись, плакал навзрыд.
В сновиденье владыке Евлалию светоносная Дева Мария явилась:
- Над градскими вратами в замурованной нише убрус, вами забытый, сокрыт.
Так достань же его – и спасёт вас от гибели Божия милость.
.
И епископ с рассветом тот старый схорон отыскал,
Разобрал кирпичи, отодвинул плиту… и – о чудо! – застыл, поражённый:
Пред убрусом лампада горит! – вот, что он увидал,
А на камне на древнем - тот же образ Христа отражённый.
.
На стене встал священник, распрямился, над миром икону воздел –
И рассыпались персы, гонимые Спасом Нерукотворённым…
Ну, а в нише разобранной так же тихо, как прежде, светильник горел
Перед ликом Христа, на той глиняной, окаменелой плите напечатлённым.
.
2015
Поэма
.
I
.
Авгарь, царь эдесский, в расслабе проказы лежит,
И чёрная немочь шесть лет как томит его душу и тело.
Неверный огарок свечи в изголовье дрожит, -
Не жизнь ли его, будто эта свеча, догорела…
.
Он лекарей суетных и мнимоучёных давно уж прогнал,
Без толку их зелья и мази, коренья и травы.
Гнев Божий в проказе своей царь Авгарь увидал,
Телесные язвы лишь отзыв душевной потравы.
.
- За что на меня Ты прогневался, праведный Бог,
И разве вину, коли есть, не искупил я страданьем?
Воззри ж на раба Своего, на беду мою злую, как жалок и плох! –
В бессонной ночи одинокой воззвал он с бессильным рыданьем.
.
Но небо молчало, сады драгоценные звёзд равнодушно цвели,
До чьих-то мучений и слёз никакого им не было дела;
Луна, словно спелая дыня, безмятежно сияла вдали
И вечную песнь золотую с холодным безстрастием пела.
.
II
.
Наутро вельможи-послы, Мар Ихаб с Шамшаграмом, к Авгарю пришли:
- О царь! мы вернулись с добром: благоволит к нам император Востока.
И радость иную – великую! – мы ныне тебе принесли:
Явился Пророк на земли и творит чудеса он воистину волею Бога!
.
Прикоснётся рукой – и слепой прозревает, к немому возвращается речь;
Прокажённых очищает и даже, поверишь ли, мертвецов воскрешает!..
Но пуще всего тот Пророк занемогших душою желает сберечь -
Молитвенным словом всевластным он нечистых духов изгоняет.
.
На обратной дороге посетили мы Иерусалим, -
Молвь повсюду идёт о мессии и люд чудесам тем дивится, -
Нам взглянуть захотелось на всё это собственным оком своим,
Разувериться в слухах или же в их правоте убедиться.
.
Хоть не встретился сам, тьма свидетелей… о, как светились глаза
Всех, кто рядом с ним был!.. что за речи лились безподобны!..
- Это Бог или Сын это Божий! – царь Авгарь поражённый сказал, -
Только Они возвращать жизнь покинувших мир сей способны.
.
Так, заочно, лишь со слуху, первым среди земных царей,
Уверовал Авгарь во Спасителя, что явился в земле Палестине,
И Христа Иисуса повидать возжелал он как можно скорей,
Но, бездвижный, не мог сам идти, чтобы в нём поклониться святыне.
.
III
.
Послание Авгаря к Спасителю
.
«Авгарь, сын Аршама, правитель страны, Иисусу Спасителю шлёт привет.
О Тебе, благодетель, прослышал я, о Твоём врачевании безподобном.
Говорят про Тебя, Тты хромых ставишь на ноги, слепым даришь свет,
Исцеляешь страдающих и воскресаешь умерших прикосновеньем своим Богоугодным.
.
Верю, либо Ты Бог, к нам сошедший с небес,
Либо Ты Божий Сын, людям посланный во спасенье.
Много лет пригвождён я к одру и жестоко страдаю я здесь.
Умоляю, приди и спаси меня, лишь Твоё мне поможет леченье.
.
И прослышал я также, что в стране Твоей ищут Тебя,
Что хотят иудеи предать тебя страшным мученьям.
Город мой невелик, но хорош, хватит нам на двоих, и мы встретим любя.
И, как Ты для меня, город мой для Тебя да послужит спасеньем».
.
И посланцы Авгаря поспешили в Иерусалим.
Хоть апостолы никого из язычников к Учителю не подпускали,
Но царёвы гонцы всё ж управились с порученьем своим,
Как Филипп и Андрей то письмо Иисусу наконец передали.
.
IV
.
Ответ Спасителя Авгарю
.
На посланье царя дать ответ Иисус Фоме повелел: «Так пиши:
Блаженны, кто веруют в Меня, не видавши меня. Им – награда!
Ибо сказано обо Мне: невидящие меня – уверуют и будут жить.
А видящие Меня – не уверуют и потому не минуют ада.
.
Ты к себе призываешь, но путь Мой задан с Небес – и что должно свершить, то свершу.
А потом вознесусь я к Тому, Кем был прислан.
Как исполнится правда, одного из апостолов я в Эдессу пришлю,
Он за веру твою исцелит тебя, царь, и жизнь даст как тебе, так и присным».
.
V
.
Но предвидел Авгарь: Иисус к нему вряд ли придёт.
До того ли Спасителю, живущему по высшей воле?..
Живописца Ананию в Иерусалим он послал наперёд
Образ Господа нарисовать незаметно – ни мене, ни боле.
.
Не выходит портрет, не даётся искуснейшей кисти Божественный лик:
Ускользают куда-то черты – в несказанное, что ли, всё мимо и мимо…
И Анания, как ни старался писать, одно лишь постиг –
Что природные краски бессильны: изображенье Христа непостижимо.
.
Хоть скрывался художник в толпе, тайноведцу открылась Анании грусть.
Приказал принести он воды, и омыл ею чистой лицо, и отёрся платком, что имелся, –
И нежданно-негаданно заиграл всеми красками четырёхконечный убрус:
То на белом холсте пресвятой его образ нерукотворный запечатлелся.
.
И народ, что собрался послушать Христа, в изумленье стоял,
Страх Господень невольно почуяв всем сердцем, всей кровью.
А Спаситель, окликнув по имени, Ананию к себе подозвал
И убрус протянул ему: - Вот, Авгарю отдай, да спасётся любовью!
.
VI
.
Приложившись к святому убрусу, с ложа хвори поднялся Авгарь,
Благоговейно поклонился он Образу, хотя полностью не излечился, –
На лице след проказы ещё оставался, как встарь,
Ждал правитель, когда же придёт Иисуса Христа ученик, и молился.
.
Как вознёсся Спаситель, настал Им обещанный день:
Во все стороны мира понесла Его братия ученье Христово,
И Фомой был направлен в Эдессу апостол Фаддей,
Чтоб спасти и царя и народ, проповедуя Слово.
.
Окрестил он Авгаря – тот по вере своей исцелился совсем,
И вослед за властителем народ покрестился, чуду не переставая дивиться.
И Фаддей, по свершенью сего, на убрусе святом сделал надпись затем:
«Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится».
.
VII
.
А потом повелел царь Авгарь зело украсить икону благодатную ту,
И она пресвятая обрела себе место над городскими воротами – в каменной нише.
Всяк, кто порог тот переступал, прежде кланялся Спасу Христу,
И всем путникам верилось: само Небо благословляет их, становится ближе.
.
Чудотворного образа много лет нерушим был покой,
И под оком Христовым люди жили в Эдессе ладом, миром.
Но однажды случилось, что правнук Авгаря заблудился душой –
И убрус чудотворный приказал снять со стены, чтобы кланялись не Богу – кумирам.
.
И тогда сам Христос явился эдесскому епископу в тонком сне,
Повелев от поругания немедленно спрятать икону.
Той же ночью священник отправился к воротам и был на стене,
Чтобы верой и правдой послужить Благодати, а не закону.
.
Помолившись, он пред образом нерукотворённым тихо лампаду зажёг,
Оградил полукруглую нишу глиняной плитой, а снаружи заложил кирпичами -
И надёжно сокрылся от идолопоклонников Бог,
И светильник молитвенный, если кто и видел, то духовными только очами.
.
VIII
.
Пять веков с той поры миновало, много воды утекло…
Позабыли эдессцы давно про убрус, про великую эту святыню.
Никому здесь – даже случайно, на миг – и в голову бы не пришло,
Что всё время лишь образ нерукотворный Христа оберегал их доныне.
.
Но с войною пришёл в эту землю царь персидский Хозрой,
И сдавило Эдессу громадное войско безпощадною хваткой железной –
Не по силам отбиться, нет надежды на помощь… Что делать с такою бедой,
Осаждённый город не ведал, голодный, холодный, болезный.
.
И народ возопил о спасении к Богу, раскаявшись, плакал навзрыд.
В сновиденье владыке Евлалию светоносная Дева Мария явилась:
- Над градскими вратами в замурованной нише убрус, вами забытый, сокрыт.
Так достань же его – и спасёт вас от гибели Божия милость.
.
И епископ с рассветом тот старый схорон отыскал,
Разобрал кирпичи, отодвинул плиту… и – о чудо! – застыл, поражённый:
Пред убрусом лампада горит! – вот, что он увидал,
А на камне на древнем - тот же образ Христа отражённый.
.
На стене встал священник, распрямился, над миром икону воздел –
И рассыпались персы, гонимые Спасом Нерукотворённым…
Ну, а в нише разобранной так же тихо, как прежде, светильник горел
Перед ликом Христа, на той глиняной, окаменелой плите напечатлённым.
.
2015
5
1
Средняя оценка: 2.84877
Проголосовало: 324