Как признать непризнанные республики
Как признать непризнанные республики
После эскалации военного конфликта в Карабахе встает вопрос. Что для России важнее - стабильность на своих рубежах или мнение мирового сообщества? Между тем в Цхинвал прибыли парламентские делегации Абхазии, Донецкой и Луганской народных республик, Нагорного Карабаха. Может быть, пора говорить о Союзе непризнанных республик?
.
Термин "непризнанные республики"
.
Сначала о термине "непризнанные республики". Эти республики иногда несколько пренебрежительно именуют самопровозглашенными. Но ведь любая страна — это изначально самопровозглашенное государственное образование. Поэтому сразу оговоримся, что этот термин употребляется здесь лишь для постановки проблемы.
.
Сообщается, что по итогам межпарламентских переговоров в Цхинвале были подписаны двусторонние межпарламентские соглашения с Абхазией и меморандумы о сотрудничестве с законодательными органами Донецкой и Луганской республик.
.
"Наши взаимоотношения на официальном уровне начались с момента признания независимости Донецка. Мы знаем, какая ситуация складывается у вас, и та борьба, которая идет в Донецкой народной республике за свое место под солнцем, за свое будущее, стойкость людей вызывают уважение", — сказал председатель парламента Южной Осетии Анатолий Бибилов после подписания меморандума с ДНР.
.
В октябре в Сухуме планируется очередное заседание межпарламентской ассамблеи, куда входят парламенты Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья и Нагорного Карабаха в качестве ассоциированного члена. Глава парламента Донецкой республики Денис Пушилин сказал, что совместная работа поможет Южной Осетии и ДНР в достижении своих целей.
.
По его словам, парламент ДНР хочет перенять опыт и строить законодательную базу, отражающую, в первую очередь, интересы граждан самопровозглашенных республик. Так не пора ли ставить вопрос о содружестве непризнанных республик и их совместных действиях по позиционированию на международной арене?
.
"Это идея не новая, она возникла еще до конфликта на Украине, — рассказывает Константин Затулин, директор Института стран СНГ. - Он пояснил, что в свое время была создана межпарламентская ассамблея СНГ — союза непризнанных государств, но это взаимное сотрудничество было заморожено в результате событий 2008 года, после которых Абхазия и Южная Осетия были признаны Российской Федерацией".
.
По мнению эксперта, то, что сейчас происходит, — это реинкарнация этой идеи в более широком формате — с участием Нагорного Карабаха, ЛНР и ДНР. У этих государств схожие проблемы признания, они демонстрируют солидарность и так далее, но не только.
.
"Возможны определенные экономические, культурные программы. А может быть и военная помощь. Не обязательно официальная, но и неофициальная помощь может быть", - заметил Константин Затулин.
.
Урегулирование ситуаций в непризнанных республиках — это главная задача России (и не только) из-за опасения за свои рубежи, но и потому, что все мы раньше жили в одном государстве, а Россия является его правопреемницей. За последнее время прошло множество раундов переговоров по урегулированию ситуации на Донбассе, подписаны соответствующие документы. Однако число жертв продолжает расти и, по данным ООН, уже превысило 9 тысяч человек.
.
Такая же горячая точка — Нагорный Карабах, эту республику не признает даже Армения, территориальный спор не стихает уже 25 лет и будет продолжать провоцировать военные действия, которые рано или поздно перетекут в полномасштабную войну. В любую минуту может вспыхнуть конфликт в Приднестровье, где в 90-е годы погибли тысячи человек.
.
Уже сейчас Румыния имеет право ввести на территорию Приднестровья свои войска, если решится на унию с Молдавией (кстати, 68 процентов населения Молдавии против этого "воссоединения"). Немного легче Южной Осетии и Абхазии, их уже признала Россия и ряд стран.
.
Шаги по стабилизации ситуации в непризнанных республиках
.
Первый шаг по стабилизации обстановки вырисовывается четко — это признание "самопровозглашенных" республик постсоветского пространства. Второе — это активизация деятельности этих государств, их кооперация и взаимопомощь. Так, Южная Осетия признала ДНР и ЛНР, и это позволяет вести банковские операции, даже торговлю через страны, которые признали Южную Осетию. А таких немало — семь.
.
Третье — это постепенная экономическая интеграция, переход на законодательную базу, финансовую систему матричного государства, паспортизация населения. Это не новость, это делают сегодня Венгрия в Закарпатье, Румыния в Молдавии.
.
Чевертое — это воссоединение разделенных народов, подчеркнем — не стран, а народов: армянского, русского, осетинского. Для этого нужны референдумы, чтобы на них было много наблюдателей. Если уже был лет 20 назад — повторить. Надо, чтобы к нему шумно и долго готовились, что называется, подготавливали общественное мнение.
.
Что касается матричных стран — России и Армении, то там тоже надо провести "консультационные референдумы", которые Каталония проводит регулярно. Пояснить людям, что они приобретут, а что потеряют. Что важнее — падение уровня жизни или благодарность потомков? Каталонцев, например, не пугает выход из Евросоюза.
.
Чем больше это будет обсуждаться (даже если воссоединение не будет реализовано), тем лучше. Возьмем спор по Фольклендам. Аргентина создала даже министерство по этим спорным территориям с Великобританией, и каждый год ставит вопрос о суверенитете над ними на обсуждении в ООН и других международных организациях.
.
Какая бы власть ни пришла - этот вопрос не снимается с повестки дня. В итоге лидер лейбористов Джереми Корбин признал, что надо вводить "совместное управление", и это при том, что население архипелага хочет оставаться заморской территорией королевства.
.
И, наконец, пятый пункт, прежде чем осуществлять четвертый. Очень важно постоянно вести дипломатический диалог на уровне ООН. Ссылки на нерушимость границ в Европе по Хельсинскому соглашению 1975 года не так уж очевидны. Надо иметь в виду, что страны, подписавшие Заключительный акт, постановили, что он не подлежит регистрации на основании статьи 102 Устава ООН. Поэтому он не рассматривается как международный договор и надо возвращаться к верной интерпретации права на "равноправие и самоопределение народов".
.
Если бы Россия была так же слаба в военном плане, как Югославия, то Запад давно уже применил бы к ней опробованные там схемы. У многих западных политиков России "чесались руки" признать независимость Ичкерии. Они не погнушались бы злоупотребить и формулой "самоопределения", несмотря на массированную интервенцию боевиков-террористов, а также зарубежные финансовые вливания в чеченский сепаратизм.
.
Так отчего же Россия должна теперь потакать этим силам и бояться "осуждения мирового сообщества"? Это не страшно (и даже выгодно), как мы видим после двух лет введения санкций. Хуже гораздо если вокруг России будет полыхать война.