Очень логичная потеря: как «мягкая сила» не помогла бы России удержать Украину

Годовщины «Русской весны» и победы Евромайдана дополнительно актуализируют и без того актуальный русский вопрос: как могло случиться так, что Россия потеряла Украину?

.

Традиционная логика сводится к тому, что, дескать, Москва не предложила внятного совместного проекта развития, альтернативного Евросоюзу, а главное, вела работу с руководством Украины, а не с ее народом. То есть российская власть и аффилированные с ней корпорации думали лишь о доходах, тогда как Запад, раздавая гранты, занимался формированием гражданского общества в нужном ему направлении. В результате, дескать, украинское общество, особенно молодежь, не имеет информации о русском мире.

.

И многим думается: будь Кремль и поумнее, и пощедрее, проблема была бы быстро и благополучно решена. Ведь речь же идет о стране с близким нам народом, где половина населения предпочитает говорить по-русски. То есть задача кажется куда проще, чем была у американцев и их союзников в арабском мире, когда они хотели привить ему демократические ценности, вдохновили народы на смену власти, а в итоге получили ИГИЛ и, в лучшем случае, братьев-мусульман.

.

Но в грантах и прочей работе с обществом нельзя видеть архимедов рычаг. Разумеется, если бы Россия делала все, о чем сказано выше, ситуация было бы несколько лучше. Но все равно она не была бы принципиально, качественно иной. Ибо сохранение Украины в русском мире и демократизация арабского мира по европейским лекалам – это явления одного порядка по своей сложности.

.

Кстати, Россия давно предложила совместный проект развития. Речь идет о нынешнем Евразийском союзе, стартовавшем еще 12 лет назад как Единое экономическое пространство. Впрочем, экономический союз в рамках СНГ был традиционным проектом Москвы все время после распада СССР. Да, эти идеи и их воплощение можно критиковать за отсутствие идеологизации. Но, по мне, деидеологизация — это только плюс. И в любом случае, главная проблема не в наличии или отсутствии у проекта постсоветской интеграции идеологической составляющей.

.

Ведь что такое – эта интеграция? Это – интеграция вокруг России. Да, к России до 2014 года подавляющее большинство украинских граждан относились положительно, и не только к стране, но и к ее руководителям. Но при этом украинцы видели и реалии этого государства. А благодаря прозрачным границам, наличию в России родственников и друзей — видели хорошо. В итоге доминирующее мнение сводилось к тому, что Россия — это страна, где люди живут несколько лучше, но с немалым числом проблем. В общем, далеко не так, как по расхожим украинским представлениям живут люди в Германии и Франции, чьи реалии известны куда меньше.

.

***

.

Любой проект интеграции с Россией – независимо от того, будь в нем идеология или нет – не мог выглядеть залогом чуда. А интеграция с ЕС – выглядела, поскольку жизнь немцев или англичан кажется украинцам чудом.

.

Да, евроинтеграционная пропаганда накануне Майдана зачастую приобретала гротескные формы. Так, легко найти в интернете ролик, где тогдашний лидер крупнейшей оппозиционной фракции Арсений Яценюк вручает ребенку в киевском метрополитене красочную листовку с описанием преимуществ ассоциации с ЕС. Что именно в ней было написано, из ролика не разобрать. Но в самой распространенной из таких листовок говорилось, что после ассоциации вина и крепкий алкоголь подешевеют на 5%.

.

Тем не менее, не приходилось видеть, чтобы кто-либо из украинских политиков или штатных грантоедов говорил детям: «Подпишем ассоциацию, будете пить дешевый виски». Однако ожидания от ассоциации многократно превосходили пропаганду. Например, в селе Артёмовка на Харьковщине (название изменено) думали, что с заключением ассоциации пенсию будут давать в евро, а дороги сразу заасфальтируют. И думаю, это вполне типичное представление.

.

Да, судя по соцопросам, число приверженцев вступления в Таможенный союз было на момент Евромайдана примерно таким же, как и сторонников ассоциации с ЕС. Но ведь активных энергичных действий можно было ожидать, в первую очередь, от тех, кто ждал близкого чуда, а не от тех, кто рассчитывал на прагматичную выгоду от Таможенного союза (тем более, что фигура Януковича не вдохновляла и этот лагерь).

.

Так что может надо было не русский мир пропагандировать, а европейскую реальность в виде, например, документального фильма Илиана Метева «Последняя скорая в Софии»? Название говорит само за себя. Но думаю, что если бы широкому зрителю и стал своевременно доступен этот фильм, то ничего существенно не изменилось бы. Он в своей массе всё равно верил бы, что европейская Украина будет жить не как Болгария, а как Германия, по крайней мере, хотя бы как ее восточные земли. И больше всего в это верил именно интеллектуальный класс.

.

Ибо эта вера возникла на фоне другого более существенного феномена, который объясняет, почему Украина оказалась именно такой, как сейчас. Ведь что означала независимость Украины в 1991-м? Ее отделение от исторической России. При этом затруднительно было говорить и о многовековом сотрудничестве Украины и России. Ибо слова о сотрудничестве правомерны только в отношении двух субъектов. Но субъектом, хотя и с ограниченными полномочиями, Украина была только в составе СССР. Тогда благодаря её квазигосударственности в виде УССР, не только завершилось создание украинской нации, но и была впервые проведена граница, пусть внутрисоюзно-административная, между Украиной и Россией. А если мы отбрасываем советский опыт с перестроечным отрицанием этого периода истории, то оказывается, что сотрудничество надо начинать с чистого листа, и любые идеи по интеграции постсоветского пространства вызывают подозрения, что речь идет о возрождении СССР.

.

А для чего, разрушая СССР, Украина становилась независимой? У ее русскоязычной интеллигенции и у будущего также русскоязычного «креативного класса» не было никакой многолетней мечты о независимом государстве (как у галичан и многих киевлян), никаких особых пристрастий к Шевченко, Лесе Украинке и прочей украинской классике и современной культуре (ее могли любить, но она не занимала в уме и душе такого места, как культура русская), тем более не было желания читать Донцова и Бандеру. Независимость виделась лишь как самый практичный способ покончить с железным занавесом, войти в «цивилизованный мир», «мировое сообщество».

.

Поэтому в любой интеграции с Россией легко было увидеть препятствие к интеграции с этим миром. Тогда как образованное русскоязычное общество – независимо от отношения отдельных его представителей к Шевченко или вышиванкам – было в своей массе убеждено в разумности и полезности мироустройства, возникшего после распада СССР.

.

«Обозначился единственный полюс мира – США. Сторонники многополюсного мира, из числа самых сильных стран, ущемлённые в своем лидерстве и лишённые шансов занять первое место, лицемерно ссылаются на ограничения в соревновании, что вредит прогрессу. Однако, возражения не основательны. В стае борьба за повышение статуса, как стимул напряжения и тренировки, органически присуща всем особям. Если даже первое место (пока!) не достижимо, то «средним и слабым» выгоден порядок и устойчивость, которые поддерживает вожак …. Надежда на однополюсный мир — проще принимать решения, когда есть авторитетный арбитр. К тому же владеющий «большой дубинкой»».

.

Это написал на склоне лет выдающийся хирург, киевлянин и русский по национальности Николай Амосов в работе «Моё мировоззрение». Ему не приходила в голову мысль о том, что авторитетный арбитр будет думать, прежде всего, о благе своей страны, а не о благе стаи, то бишь человечества. А ведь все это написано по следам применения большой дубинки, после войны в Югославии, которую устроил Североатлантический Альянс. Впрочем, о НАТО в этой работе тоже прямо сказано: «Совет Безопасности (и НАТО) останавливают военные конфликты».

.

Разве не идентично это мировоззрение взглядам украинских грантополучателей? По-моему, идентично. Но смешно предполагать, что именно они (будучи тогда гораздо незначительнее и малозаметнее) убедили Амосова. Он, как и многие интеллектуальные гуру тех времен, был убежден, что дошел до всего этого своим умом. И это мировоззрение возникло у него и его единомышленников не в 1999 году, а лет на 10-15 раньше.

.

***

.

Суть этого взгляда на мир – в полном согласии с гегемонией американско-европейской (или европейско-американской, ибо американцы по своему происхождению – те же европейцы) цивилизации. Имею в виду гегемонию в том смысле, в котором понимал это слово Грамши. Не просто как превосходство в экономическом развитии, позволяющее странам этой цивилизации реализовывать свои интересы, а прежде всего как дополнительную власть, возникающую благодаря тому, что интересы этих государств воспринимаются как общечеловеческие, как воплощающие идею «прогресса».

.

Потому-то не было никаких заметных проявлений недовольства в основном сегменте интеллигенции Украины по поводу войн, которые эта цивилизация устроила в последние два с лишним десятилетия в Ираке, Югославии, Ливии и других местах земного шара.

.

О том, как влияла эта гегемония на людей, не просто принадлежащих к русской культуре, но и в значительной степени русофильских, могу судить по примеру профессора-филолога Ф. Он, как и я, многократно публиковался в довоенное время в киевском еженедельнике «2000», а известность получил гораздо раньше, благодаря подготовке к изданию в «Литературных памятниках» многих выдающихся произведений русской литературы ХIХ века.

.

Так, профессор резко критически относился к правлению Ющенко, к государственному поощрению национализма. В 2009 году Ф. высказывалась и за союз с Россией как за единственный вектор политики, и за немедленное признание независимости Абхазии и Южной Осетии. А с приходом к власти Януковича он энергично поддержал министра образования и науки Дмитрия Табачника, вернувшего русскому языку ряд утерянных им позиций. Но когда в 2010-м Украина, несмотря на недовольство Китая, приняла участие в церемонии награждения диссидента Лю Сяобо Нобелевской премией мира, профессор тут же осудил тех, кто критиковал Киев за пренебрежение мнением Пекина. Ведь, по его словам, эту церемонию проигнорировали «сплошь монархические и авторитарные афроазиатские и латиноамериканские режимы. Мне было бы стыдно, если бы моя родина оказалась в такой компании». И тут же — пространные цитаты из академика Сахарова и прочих диссидентов.

.

И профессору Ф. не приходило в голову, что писать такие статьи и защищать Табачника – означает растягиваться в немыслимом шпагате. Ведь пресса «демократических государств» уже полгода как травила столь любимого им политика. Приведу лишь одни заголовки: «Министр-буян сеет раздор» (немецкий «Шпигель»), «Возвращение коммунистических динозавров» (швейцарская «Ле Тан»).

.

Логично было бы подумать, что «демократическим государствам» как раз был нужен столь отвратительный профессору украинский национализм. Но ведь они не говорили прямо ничего подобного. И если в литературе Ф. хорошо видел подтекст, то в политике ему доступен был лишь откровенный дискурс. И вбирая этот дискурс, он находил актуальными такие вещи, о которых вряд ли бы задумался в иных обстоятельствах. Году в 2013-м он опубликовал статью в защиту «гей-парадов». И это очень логично. Ведь, по тому же Амосову, один из плюсов глобализации в том, что «идёт распространение по всему миру новостей, поп- музыки, голливудских фильмов, мод одежды, манеры поведения, английского языка, стандартов образования…». А ведь гей-парады, каминг-ауты – и т.п. – это как раз и есть манеры поведения.

.

Правда, скоро в стране начались события актуальнее гей-прайдов в Киеве. А когда это произошло, мне не приходилось встречать статьи профессора Ф. в поддержку Евромайдана и военного решения проблемы Донбасса, с осуждением сепаратистов и российского государства. Думаю, таких статей и вовсе не было.

.

И все же на этом примере видно: максимум, на что могло подвигнуть таких людей до войны сочетание любви к русской культуре и к «демократическим странам» – это раздвоение личности. Ну разве не раздвоение: в одной статье скрупулезно перечислять «сплошь монархические и авторитарные афроазиатские и латиноамериканские режимы», упоминая в этом ряду Россию, и переживать, чтобы Украина не оказалась в «подобной компании»; а с другой – выступать за присоединение к Евразийскому союзу, то есть к «подобной компании».

.

А ведь упомянутый профессор Ф. в своей нецельности не типичен. Большинство интеллигентов воспринимали американско-европейскую гегемонию, как общечеловеческие ценности и прогресс без подобного раздвоения. Правда, их прежде мог раздражать примитивный национализм как проявление провинциальности, тогда как к России они ничего негативного не испытывали. По крайней мере, пока она казалась страной, идущей по «пути реформ», «пути цивилизации», что подчеркивалось как ее вступлением в «Большую восьмерку», так и не слишком острой критикой в ее адрес со стороны Европы и США. Думаю, они не возражали бы и против близости между Украиной и Россией, но если б эта была близость в фукуямовском конце истории, как двух территорий с окраины «общечеловечества», которые вместе вписываются в «цивилизацию»: «общее пространство мод и голливудских фильмов». Но не как близость двух субъектов, претендующих хоть на какую-то отдельность от этой цивилизации в виде хоть «Русского мира», хоть Таможенного союза. Ибо в российском суверенитете для них не было никакой самоценности.

.

И отношение этой части интеллигенции к России ухудшалось по мере того, как Москва все больше проводила самостоятельную политику, и все больше ее критиковал «цивилизованный мир». Не испытывая раздвоения, подобного профессору Ф., они чутко улавливали все сигналы, идущие оттуда. И потому со времени Майдана легко сели в одну лодку с радикалами, ибо с радикалами их роднило главное: готовность делить граждан на украинцев-европейцев, с одной стороны, и совков-ватников, с другой. К тому же радикалы были единственной силой, способной разделаться с «колорадами», а значит, сохранить для интеллигентов и креативного класса цивилизационную перспективу, которая оказывалась куда важнее, чем свастики на знаменах. В конце концов, под европейским контролем эти свастики должны трансформироваться в миролюбивые правозащитные руны, подобно тому, как итальянские неофашисты в реформированном виде стали партией, вошедшей в кабинет Берлускони.

.

То, что дело в европейском мифе, а не в бандеровских идеях, хорошо показывает судьба Костя Бондаренко. Сейчас это один из очень немногих украинских политологов, выступающих за реальный диалог с Донбассом. А ведь он и участник студенческого антисоветского движения, и автор многих работ по истории Организации украинских националистов. Это отнюдь не апология бандеровцев, но думаю, его книги и статьи на эту тему шокировали бы многих в России, по крайней мере, тех, кто привык видеть историю в черно-белом цвете. И Бондаренко от них не отрекался. Почему же он сейчас такой? Для меня ключ к ответу в его статье 2001-го «Возвращение Рэмбо». Там Бондаренко выступил против американского вторжения в Афганистан. Нет, он совсем не антизападник. Он просто не принадлежит к тем, кто свято верует, что Запад прав всегда и во всем.

.

Но амосовы бы подобного не написали, а такие, как Кость Бондаренко, не типичны. Как не типичен и профессор Ф., и те интеллектуалы, которые занимали последовательно пророссийскую позицию. И если бы Россия до Майдана давала бы гранты и проводила иную работу с гражданским обществом, то это всё равно принципиально не повлияло бы на взгляды русскоязычного интеллектуального класса Украины. А без изменений во взглядах этого класса вряд ли можно было бы эффективно ретранслировать необходимые идеи в широкие массы.

.

Да, можно говорить, что вера этого класса в цивилизацию и прогресс – это не то же самое, что вера египтянина или ливийца в истины Корана. Но ведь и там, и там, мы имеем дело с мировоззрением, а то, что в одном случае оно религиозное, а в другом – светское, вторично по сравнению со схожестью этих мировоззрений в их твердости.

.

Пресловутые  грантополучатели – это отнюдь не люди изначально аморфных взглядов, которым затем уже придали нужную форму их американско-европейские учителя. Это, как правило, личности с уже сформировавшимися идеями, которых просто подучили различным способам дошлифовки мировоззрения интеллектуалов, отшлифованного еще во времена культа сахаровых и амосовых. Но сами сформировать мировоззрение миллионов они не смогли бы.

.

Кстати, говоря о грантоедах и «мягкой силе» вообще, зачастую забывают, что граждане Украины смотрели российские фильмы или сериалы заметно больше западных, российское телевидение было им в массе доступно до весны 2014-го (причем в последние полтора десятилетия с распространением кабельного ТВ оно было куда доступней, чем во второй половине 1990-х). О литературе я вообще не говорю. Как же после этого думать, что народ Украины не знал о русском мире, если повседневно сталкивался с этой «мягкой силой».

.

Захар Прилепин на днях написал о «непобедимом спецназе русской литературы». Образ, на мой взгляд, неудачный, хотя писатель удачно иллюстрирует его стихотворением Языкова «К ненашим». Но если Языков – спецназ, то, например, поболе читаемый Пастернак кем будет? А, по моим впечатлениям, среди любителей этого поэта гораздо больше доля тех, кто оправдывает войну в Донбассе, чем среди тех, кто этого автора не знает. И думаю сами по себе и стихи, и «Доктор Живаго» здесь не при чем, и не надо их автора посмертно записывать в добровольческие батальоны «Азов» или «Айдар». Просто Пастернак – это не только писатель. Это одна из составляющих мифа о России как о государстве, уничтожающем все лучшее, что в нем есть, в отличие от Европы. Да и Пушкин, и Лермонтов были в советское время частью этого интеллигентского мифа, направленного тогда на разрушение России в форме СССР.

.

Этот миф воспроизводится и массой современных русских писателей и прочих деятелей «мягкой силы», которых, конечно, читали и смотрели на Украине все эти годы. Но значит ли это, что Россия для правильного знакомства украинских жителей с русским миром должна была, начиная с 1990-х, отсекать каналы поступления на Украину акуниных и улицких, райхельгаузов и войновичей и прочих их единомышленников, творящих в России?

.

Я не слышал, чтобы кому-то такая идея приходила в голову. Но в любом случае она никогда не была бы осуществима. И хорошо, что не осуществима. Но, может, стоит подумать, что не только отсутствие грантов украинским русофилам, но и присутствие в русской культуре такого цивилизационного пласта привели к произошедшему на Украине. Ведь эта часть русской культуры объективно помогала русскоязычным интеллектуалам превращаться в граждан «мирового сообщества» с украинским паспортом, который служит куда лучшим пропуском в это сообщество, чем паспорт российский.

.

Хотя, может, я и преувеличиваю роль так называемой «мягкой силы». Ведь эти слова вызывают у меня в памяти записанный «Гардиан» в 2002 рассказ одного из исламистов, который с восторгом смотрел по спутниковому телевидению матчи английской премьер-лиги, прежде всего с участием Майкла Оуэна. Ну а на следующее утро после такого отдыха вновь приступал к теоретическим и практическим занятиям по подготовке терактов против соотечественников Оуэна.

.

Как не мешала «мягкая сила» английского футбола замыслам этого исламиста, так и русская культура не мешает украинским общечеловекам и европейцам. Они собирают деньги на «Азовы» и «Айдары», точно так же, как они сами или их родители собирали подписи в поддержку академика Сахарова. Повторяя про себя любимые строки на русском языке. Например, «возьмемся за руки, друзья… раздавите гадину».

5
1
Средняя оценка: 2.79208
Проголосовало: 202