Отрекаясь от русского имени

Пропагандистские мифы об Украине и украинском языке

.

Если отбросить все экстравагантные толкования, будто украинский язык занесён с планеты Венера или пророс из семян ариев (а есть и такие теории), то наиболее наукообразным в этом мутном потоке является тезис, будто издревле существовал особый украинский (или, как модно сегодня преподносить, «староукраинский») язык Киевской Руси, на котором говорили населявшие здешнюю землю народы. И разумеется, их правители – «украинские князья» Владимир, Ярослав, Мономах и прочие.

.

Ну, начнём с того, что Киевской Руси вообще никогда в истории не существовало (как и Руси Владимирской). Это научная периодизация придумана в XIX веке историками для своих научных нужд. А в те былинные времена существовала просто Русь – земля Русов, Русская земля. Владимир Красно Солнышко страшно бы удивился, если бы его назвали древним украинцем, а не русичем. Согласно букве и духу «Русской Правды» Ярослава Мудрого, явившегося в Киев вовсе не из Коломыи (которая «цэ Европа»), а из Новгорода Великого. А Новгород – совсем не украинский город и даже на самых фантастических картах украинских националистов таковым не изображается.

.

Вот господин Порошенко недавно назвал современника Ярослава Мудрого, знаменитого киевского митрополита Иллариона, «первым украинским» епископом. Что же по поводу Украины пишет сам Илларион в своём прославленном «Слове о Законе и Благодати»? Да ничего! Напротив, вспоминая о Владимире Крестителе, говорит: «…еллинское и римское право Богу покорил. Ты то же сделал в Руси». И там же: «Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырёх концах земли». Русской!

.

Подробное описание, что такое «Русская земля» накануне Батыева нашествия, мы находим в литературном памятнике «Слово о погибели Русской земли», который датируется XIII веком: «О светло светлая и украсно украшена земля Русьская! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми, удивлена еси реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холми высокими, дубравами частыми…» В общем, следует перечисление красот и владетелей: «…и князьями грозными, бояры честными, вельможи многами – всего еси испольнена земля Руськая, о правоверная вера хрестияньская…»

.

И вот далее летописец рисует свое­образную словесную карту Русской земли: «Отселе до Угоръ, от Угори и до Ляховъ, от Ляховъ до Чаховъ, от Чаховъ до Ятвязи и от Ятвязи до Литвы, от Литвы до Немець, от Немець до Корелы, от Корелы до Устюга, где тамо бяху Тоймичи погании, и за Дышючимъ моремъ. От моря до Болгарь, от Болгарь до Буртасъ, от Буртасъ до Черемисъ, от Черемисъ до Моръдви…» Даю без перевода, но с некоторыми пояснениями. Балтийского племени ятвягов уже нет – оно ассимилировано литовцами, упомянутое море – это Белое море, «болгары» – имеются в виду волжские булгары. Что же мы видим в сухом остатке? «Русская земля» – это территория нынешней Украины, Белоруссия и европейская часть России до Волги.

.

«Плач» посвящён утрате русской государственности из-за нашествия татар. Но спустя почти столетие Епифаний Премудрый уже воспевает её возрождение и высокую миссию Дмитрия Донского: «И призвал он вельмож своих и всех князей Русской земли, бывших под властью его, и сказал князьям Русской земли: «Должно нам, братья, сложить головы свои за православную веру христианскую…» («Слово о житии Дмитрия Ивановича Донского»).

.

Может, речь только о Москве и только там сохранилась «русскость»? Так нет же, доброхоты воспевают и конкурирующих с Москвой тверских князей: «…узнали великие Русские князья о премудрости и могуществе великого князя Бориса Александровича, царствующего в Богом обетованной той земле…» (инок Фома, «Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче»). И новгородец Пахомий Логофет восклицает: «Радуйся, блаженный отче наш, похвала и слава Великого Новгорода и всей Русской земли украшение» («Слово похвальное Пахомия Серба»).

.

И в западных пределах давнего государства продолжали называть себя русскими: в Великом княжестве Литовском государственный язык – и тот был русским. Любопытно, что на знаменитом памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутом в Новгороде в 1862 году (в честь легендарного призвания на княжение Рюрика), непосредственно за фигурами Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха изображены Гедимин, Ольгерд, Витовт – князья Великого княжества Литовского.

.

Отметились и поляки. С 1434 аж до 1794 года во Львове располагалась официальная резиденция воеводы русского (!), управителя тех земель от имени польской короны. И когда в 1654 году со стороны Молдавии в нынешнюю Украину въезжал сирийский путешественник Павел Алеппский, он пишет, что въехали они именно в «Русскую землю», где все дети белоголовые, то есть, попросту говоря, белобрысые. Более того, при поездке в Москву его посольству не понадобился другой переводчик, поскольку язык в «стране козаков» и Московии един. И правильно Гоголь писал – именно русскими людьми считали себя православные казаки, хоть вы тысячу раз запретите показ «Тараса Бульбы».

.

Правда, тут пошла гулять «высокопатриотическая» версия, будто исконное украинское имя «Русь» коварное московиты присвоили себе обманом. Но русскими были и князья северной Руси, и именно к «Русскому царю» Иоанну Васильевичу («Рюриковичи мы!») обращается старец Филофей в своём знаменитом послании, где впервые чётко сформулирована имперская идея «Москва – Третий Рим». И кстати, Московия уже тогда называлась Россией, а не переименована в таковую указом Петра Великого, как пишут сегодня некоторые украинские историки. Открываем «Плач о пленении и разорении Московского государства», литературный памятник эпохи Смуты начала XVII века: «…все христианские народы знают славу и величие России»; «…попросил помощи у литовского короля, чтобы пойти ему с войной на великую Россию»; «…обещал привести королевича и после его крещения царствовать в великой России» и т. д.

.

Великая Россия, Малая Россия (Малороссия), Белая Русь – всё это был и есть Русский мир общего языка, культуры, истории. Если вы Русский мир отрицаете и презираете – тогда брысь, самозванцы, от наследия Владимира и Ярослава, от соборов Печерской лавры и древних храмов Чернигова, от русских летописей и былинных преданий, от славы империи и свершений сверхдержавы – это действительно не ваша история и не ваша честь.

5
1
Средняя оценка: 2.82065
Проголосовало: 184