Поле боя - наши дети

Поле боя - наши дети
Двенадцать лет назад вышла книга  Никоса Зерваса «Дети против волшебников». Написанная в приключенческом жанре история борьбы кадетов суворовского училища с магами в замке Мерлина была прямым ответом на серию романов Джоан Роулинг. Замысел писателя и издателей (книга вышла в Москве) состоял в том, чтобы помочь преодолеть  «поттероманию», ослабить влияние на наших детей образ мальчика-колдуна, созданного английской писательницей.
В ней все было необычно: и псевдоним автора,  для греческого подданного  слишком уж разбирающегося в особенностях российской действительности, и название издательства «Лубянская площадь», выпустившего за тем же авторством еще две книги: «Кадеты Точка Ру» и «Греческий огонь» и после этого прекратившего свою деятельность. Неожиданно для того времени звучало и название серии «Наука побеждать», в которой они были выпущены. Ведь из нашей памяти хотели и до сих пор хотят вытравить то, что мы наследники Суворова, заставить забыть  вопрос  Пушкина: «Иль русский от побед отвык?» Кстати, последняя книга серии вышла в 2007 году, тогда наступил конец самозваной Ичкерии.
.
Прошли годы. Целый ряд вопросов, проходивший раньше мимо внимания значительной части нашей читающей публики, сегодня воспринимается далеко не с прежним равнодушием. Это свидетельствует о том, что общество меняется,  в нем еще больше углубился раскол на два лагеря, причем накал полемики между ними непрерывно нарастает. Один из ярких примеров – выпущенный в нынешнем году по мотивам книги Зерваса полнометражный анимационный фильм «Дети против волшебников».  Если книга с этим названием была принята с острым интересом, но все же споры вокруг нее редко выходили за рамки литературной критики, то фильм вызвал бурю негодования либеральной публики, не стеснявшихся в  выражениях открытой ненависти не только к его авторам, но и к Русской Православной Церкви.
Дело в том, что работу над фильмом благословил преосвященный Климент, епископ Краснослободский и Темниковский, он создан «Благотворительным фондом помощи и взаимодействия имени Преподобного Сергия Радонежского», поддержан председателем  Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойдой, издательским домом «Фома», игуменом монастыря Хилиандар (Святая гора Афон, Греция) Архимандритом Мефодием, директором подворья этого монастыря в Белграде Миловоем Ранджичем, Министерством культуры Сербии, и рядом других авторитетных организаций, в том числе относящихся к ведомству Министерства обороны России. Отдельно стоит упомянуть военно-спортивный клуб «Беркут» в городе Жуковский.
.
Характерны заголовки комментариев возмущенной публики и названия многочисленных видеороликов, имеющих целью дискредитировать фильм (их подряд не перечислить, ввиду обилия ненормативной лексики): «Позорная религиозная пропаганда»,  «Отвратительная православно-патриотическая пропаганда», «Расползающийся православный фундаментализм», «Дети против волшебников: Хай Гитлер?» (так в оригинале - украинизм совсем в духе батальона «Азов» с его нацистской символикой), «Клюква на вынос», «Заткнись, русская свинья!», «Самая отвратительная анимация, какую видел мир»…  Показательно: замечательный художественный фильм «28 панфиловцев», успевший за короткое время стать подлинным достоянием отечественного кинематографа, вызвал у нашей пятой колонны схожую реакцию: «Худший фильм, который мне довелось посмотреть в своей жизни» (автор этого приговора  Дмитрий Пучков - член Общественного совета  при Минкульте РФ).
.
Представители либерального лагеря, позволяя себе любые высказывания, оскорбляющие религиозные, патриотические и национальные чувства граждан, при этом обвиняют авторов анимационной ленты в ксенофобии, фашистской идеологии, шовинизме, оскорблении чувств мусульман, атеистов, разжигании национальной розни, требуют применить к ним 282 статью.  Идет откровенная травля фильма и его создателей. Чем же так напугал детский мультик взрослых дядей и тетей?
В двух словах, о чем он. Всемирная академия магов хочет овладеть душами наших детей, но сделать это им мешает «русская защита»: православная вера, любовь к родине и своей семье. Нужно опустошить души подростков, увлечь их волшебством, заставить полюбить зло. Тогда «русская защита» окажется бессильна, и нашу страну можно будет завоевать без единого выстрела. Как это сделать? Пятеро наших детдомовцев оказались студентами этой академии, их используют для разработок и тестирования новейших методов овладения русской душой. Нужно убедить детей вернуться на родину. Взрослого в замке Мерлина сразу рассекретят, и вот кадеты Ваня Царицын и Петя Тихогромов отправляются в Шотландию, поступают в «вуз», готовящий ведьм и колдунов. Но прежде боец спецназа Виктор Телегин летит с ребятами в Сербию, где он рассказывает им о зверствах албанских террористов в Косово (очевидно, это и служит поводом обвинить создателей фильма в оскорблении мусульман), затем – в Грецию, на святую гору Афон, получить благословение и молитвенную помощь старцев. В замке Мерлина ребят поджидает множество  опасностей и препятствий,  которые им удается преодолеть, а из положений совсем безвыходных выручают спецслужбы Большой Земли, которые не выпускают ребят из поля зрения, и вездесущий Виктор Телегин. На угнанном вертолете он улетает вместе с Ваней, Петей, и двумя девочками Надей и Асей (остальных вернуть оказалось невозможно - они успели стать слугами зла). Телегин нажимает на радиоустройство – взрыв, замок горит.
Такова фабула анимационного фильма, в котором зло не называется добром, черное не объявляется белым. Кстати, этот фильм, как и трилогия «Никоса Зерваса»  единственные у нас произведения «антиколдовского» жанра. Им противостоят многие сотни книг (иностранных и отечественных авторов) и видеосюжетов про демонов, эльфов, ведьм, оборотней, вампиров,  драконов, кое-как  смастаченных жанре фэнтези, среди которых серия о Гарри Поттере лишь одна из немногих. Но почему-то книги и фильмы, в которых проповедуется мистика, черная и белая магия, откровенный сатанизм, не вызывает отторжения у атеистов. Кстати, русские герои фильма в борьбе с волшебниками не используют никаких заклинаний, магических ритуалов, не пользуются колдовской атрибутикой. Их действия сугубо реалистичны. В фильме «Дети против волшебников» столкнулись два жанра: упомянутый жанр фэнтези и лишенный какой-либо мистики реализм приключенческого произведения. Такое столкновение само по себе встретишь не часто. И реализм победил: смелость, верность дружбе, находчивость, самоотверженность, взаимовыручка ребят, их чистая вера оказалась сильнее коварства и хитрости ведьм и колдунов.
.
Немаловажная деталь: чтобы Ваня Царицын (Иван Царевич) смог оказаться на высоте поставленной задачи, он должен победить в себе гордыню и самовлюбленность, то есть в фильме дан не статичный образ этакого супермена-подростка: зритель видит как формируется будущий защитник отечества, в душе которого происходит борьба с греховными наклонностями, идет работа по усовершенствованию души.
Несколько слов о качестве анимации. Она почему-то вызвала насмешки недоброжелателей.  Между тем образы всех героев фильма (как положительных, так и отрицательных) выписаны точно, в полном соответствии с их характерами.  Над фильмом работали профессионалы своего дела. Достаточно сказать, что одним из мультипликаторов картины «Дети против волшебников» был Алексей Михалко,  работающий над созданием детского многосерийного мультфильма — «Маша и медведь». Можно говорить о лаконичности и некоторой нарочитой грубоватости анимационных картин, создающей, впрочем, определенный и запоминающийся стиль всего кинополотна. И надо признать: в тех условиях, в которых были поставлены художники, они сделали максимум возможного: при бюджете фильма в 48,2 млн. рублей им удалось создать впечатляющую ленту, которая 97 минут держит зрителя в напряжении. Для сравнения,  бюджет мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» составил 4 миллиона долларов, или больше 240 миллионов рублей, «Илья Муромец и Соловей Разбойник» — 2 миллиона долларов, то есть 120 миллионов рублей. Алексей Михалко, горячий сторонник православного мультфильма, признавался, что из-за нехватки средств его приходилось рисовать буквально «на коленке».
.
Споры вокруг киноленты показали, что ее противники органически не принимают даже саму мысль о том, что наших детей следует воспитывать в любви к родине, к своим родным, что они должны расти добрыми, сильными, мужественными, стойкими, уважающими традиции отцов и дедов, хранить в сердцах православную веру, быть достойными  своего русского имени. Что касается воплей недоброжелателей, стоит прислушаться к мнению протоирея Всеволода Чаплина: «Есть люди, у которых любой русский и российский патриотизм вызывает иррациональную злобу, беснование».
Страсти, разгоревшиеся вокруг мультфильма, ставят вопрос: есть ли у нас осознанная политика воспитания  юных граждан? Какими хотим мы их видеть?  В советские времена образовательные школы, многочисленные детские спортивные кружки и секции, Детгиз, юношеская киностудия им. Горького и целый ряд других учреждений выполняли госзаказ на формирование поколения созидателей, способных обустраивать свое отечество и при необходимости самоотверженно его защищать. Затем время как будто пошло вспять: юных представителей государствообразующей нации стали воспитывать в духе гедонизма, развращать, делать из мальчиков маменькиных сынков, превращать в «поколение пепси». Апофеозом такой политики стала ювенальная юстиция, разрушающая саму основу детско-родительских отношений, на которых веками держалась семья как основная ячейка общества.
Ценность ленты «Дети против волшебников» состоит в том, что коллектив ее создателей и поддержавшие его организации, имеющие общественный и государственный статус, задались целью формировать из детей не потребительскую массу, живущую под девизами «здесь и сейчас»,  «бери от жизни все», а ответственных членов общества, имеющих твердые убеждения, разделяющих общие ценности и умеющие их отстаивать.   «Дети против волшебников» - один из немногих, если не единственный фильм для подростков, создатели которого выступили против легализации зла.
.
Елена Асанбекова, административный директор мультфильма, рассказала «Русской планете», как родилась идея фильма: «У моих знакомых дочь-первоклассница принесла домой книгу «Как стать волшебницей». С виду обыкновенная сказка, но, стоит раскрыть страницы, а там алгоритм абсолютно сатанинских ситуаций, который учит девочек шаг за шагом становиться ловкими, пронырливыми и добиваться так называемого успеха. Там были, например, подсказки, как обмануть родителей, как забрать деньги у одноклассников. Мы начали смотреть: а что в мире детской информации может быть противовесом таким книжкам? И поняли, что ничего, никакого противовеса нет. Так родилась идея мультфильма, а вместе с ней понимание того, что поле боя — это наши собственные дети».
«Против детей идет настоящая информационная атака, причем делается это на законных основаниях, - говорит епископ Климент. - Вот, например, вводили в школьную программу предмет «валеология». В его рамках детям, не окрепшим ни физически, ни морально, вдруг предлагалось рассматривать такие вопросы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые и у взрослых-то людей вызывают смущение, а тут дети! Это было вопиющее безобразие. Или, например, в учебниках 6-го класса по истории было определение еретиков: это те, гласила версия учебника, кто даже до смерти борется за истину, за правду. Такая ситуация не просто возмущала, а отзывалось болью в сердце. Уверен, что подобное чувство боли и возмущения испытывали все православные люди, кому впрямую доводилось сталкиваться с примерами подобных развращающих уроков, безнравственных программ, растлевающих книг, аморальных передач. Но получалась интересная ситуация: зло налицо, очевидно, а бороться с ним невозможно. Потому что не видно источника зла. Где-то принято решение, кем-то подписаны документы, всё на законных основаниях. Начнёшь возмущаться, призывать к ответственности, требовать запрещения — тебя сразу обвинят в обскурантизме, закричат о «свободе слова», о «правах человека» ну и так далее. Набор приемов, в общем-то, известный, ничего нового, но, к сожалению, эффективный. И тогда родилась идея создать мультфильм, который стал бы неким ориентиром для детей в нашем сознательно искаженном ложной информацией мире. Который прививал бы простые, но вечные ценности: веру, любовь к Отечеству, желание помочь близким, честность. И я с радостью эту идею поддержал».
Двенадцать лет назад вышла книга Никоса Зерваса «Дети против волшебников». Написанная в приключенческом жанре история борьбы кадетов суворовского училища с магами в замке Мерлина была прямым ответом на серию романов Джоан Роулинг. Замысел писателя и издателей (книга вышла в Москве) состоял в том, чтобы помочь преодолеть  «поттероманию», ослабить влияние на наших детей образ мальчика-колдуна, созданного английской писательницей.
В ней все было необычно: и псевдоним автора,  для греческого подданного  слишком уж разбирающегося в особенностях российской действительности, и название издательства «Лубянская площадь», выпустившего за тем же авторством еще две книги: «Кадеты Точка Ру» и «Греческий огонь» и после этого прекратившего свою деятельность. Неожиданно для того времени звучало и название серии «Наука побеждать», в которой они были выпущены. Ведь из нашей памяти хотели и до сих пор хотят вытравить то, что мы наследники Суворова, заставить забыть  вопрос  Пушкина: «Иль русский от побед отвык?» Кстати, последняя книга серии вышла в 2007 году, тогда наступил конец самозваной Ичкерии.
.
Прошли годы. Целый ряд вопросов, проходивший раньше мимо внимания значительной части нашей читающей публики, сегодня воспринимается далеко не с прежним равнодушием. Это свидетельствует о том, что общество меняется,  в нем еще больше углубился раскол на два лагеря, причем накал полемики между ними непрерывно нарастает. Один из ярких примеров – выпущенный в нынешнем году по мотивам книги Зерваса полнометражный анимационный фильм «Дети против волшебников». Если книга с этим названием была принята с острым интересом, но все же споры вокруг нее редко выходили за рамки литературной критики, то фильм вызвал бурю негодования либеральной публики, не стеснявшихся в  выражениях открытой ненависти не только к его авторам, но и к Русской Православной Церкви.
Дело в том, что работу над фильмом благословил преосвященный Климент, епископ Краснослободский и Темниковский, он создан «Благотворительным фондом помощи и взаимодействия имени Преподобного Сергия Радонежского», поддержан председателем  Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойдой, издательским домом «Фома», игуменом монастыря Хилиандар (Святая гора Афон, Греция) Архимандритом Мефодием, директором подворья этого монастыря в Белграде Миловоем Ранджичем, Министерством культуры Сербии, и рядом других авторитетных организаций, в том числе относящихся к ведомству Министерства обороны России. Отдельно стоит упомянуть военно-спортивный клуб «Беркут» в городе Жуковский.
.
Характерны заголовки комментариев возмущенной публики и названия многочисленных видеороликов, имеющих целью дискредитировать фильм (их подряд не перечислить, ввиду обилия ненормативной лексики): «Позорная религиозная пропаганда»,  «Отвратительная православно-патриотическая пропаганда», «Расползающийся православный фундаментализм», «Дети против волшебников: Хай Гитлер?» (так в оригинале - украинизм совсем в духе батальона «Азов» с его нацистской символикой), «Клюква на вынос», «Заткнись, русская свинья!», «Самая отвратительная анимация, какую видел мир»…  Показательно: замечательный художественный фильм «28 панфиловцев», успевший за короткое время стать подлинным достоянием отечественного кинематографа, вызвал у нашей пятой колонны схожую реакцию: «Худший фильм, который мне довелось посмотреть в своей жизни» (автор этого приговора  Дмитрий Пучков - член Общественного совета  при Минкульте РФ).
.
Представители либерального лагеря, позволяя себе любые высказывания, оскорбляющие религиозные, патриотические и национальные чувства граждан, при этом обвиняют авторов анимационной ленты в ксенофобии, фашистской идеологии, шовинизме, оскорблении чувств мусульман, атеистов, разжигании национальной розни, требуют применить к ним 282 статью.  Идет откровенная травля фильма и его создателей. Чем же так напугал детский мультик взрослых дядей и тетей?
В двух словах, о чем он. Всемирная академия магов хочет овладеть душами наших детей, но сделать это им мешает «русская защита»: православная вера, любовь к родине и своей семье. Нужно опустошить души подростков, увлечь их волшебством, заставить полюбить зло. Тогда «русская защита» окажется бессильна, и нашу страну можно будет завоевать без единого выстрела. Как это сделать? Пятеро наших детдомовцев оказались студентами этой академии, их используют для разработок и тестирования новейших методов овладения русской душой. Нужно убедить детей вернуться на родину. Взрослого в замке Мерлина сразу рассекретят, и вот кадеты Ваня Царицын и Петя Тихогромов отправляются в Шотландию, поступают в «вуз», готовящий ведьм и колдунов. Но прежде боец спецназа Виктор Телегин летит с ребятами в Сербию, где он рассказывает им о зверствах албанских террористов в Косово (очевидно, это и служит поводом обвинить создателей фильма в оскорблении мусульман), затем – в Грецию, на святую гору Афон, получить благословение и молитвенную помощь старцев. В замке Мерлина ребят поджидает множество  опасностей и препятствий,  которые им удается преодолеть, а из положений совсем безвыходных выручают спецслужбы Большой Земли, которые не выпускают ребят из поля зрения, и вездесущий Виктор Телегин. На угнанном вертолете он улетает вместе с Ваней, Петей, и двумя девочками Надей и Асей (остальных вернуть оказалось невозможно - они успели стать слугами зла). Телегин нажимает на радиоустройство – взрыв, замок горит.
Такова фабула анимационного фильма, в котором зло не называется добром, черное не объявляется белым. Кстати, этот фильм, как и трилогия «Никоса Зерваса» единственные у нас произведения «антиколдовского» жанра. Им противостоят многие сотни книг (иностранных и отечественных авторов) и видеосюжетов про демонов, эльфов, ведьм, оборотней, вампиров,  драконов, кое-как  смастаченных жанре фэнтези, среди которых серия о Гарри Поттере лишь одна из немногих. Но почему-то книги и фильмы, в которых проповедуется мистика, черная и белая магия, откровенный сатанизм, не вызывает отторжения у атеистов. Кстати, русские герои фильма в борьбе с волшебниками не используют никаких заклинаний, магических ритуалов, не пользуются колдовской атрибутикой. Их действия сугубо реалистичны. В фильме «Дети против волшебников» столкнулись два жанра: упомянутый жанр фэнтези и лишенный какой-либо мистики реализм приключенческого произведения. Такое столкновение само по себе встретишь не часто. И реализм победил: смелость, верность дружбе, находчивость, самоотверженность, взаимовыручка ребят, их чистая вера оказалась сильнее коварства и хитрости ведьм и колдунов.
.
Немаловажная деталь: чтобы Ваня Царицын (Иван Царевич) смог оказаться на высоте поставленной задачи, он должен победить в себе гордыню и самовлюбленность, то есть в фильме дан не статичный образ этакого супермена-подростка: зритель видит как формируется будущий защитник отечества, в душе которого происходит борьба с греховными наклонностями, идет работа по усовершенствованию души.
Несколько слов о качестве анимации. Она почему-то вызвала насмешки недоброжелателей.  Между тем образы всех героев фильма (как положительных, так и отрицательных) выписаны точно, в полном соответствии с их характерами.  Над фильмом работали профессионалы своего дела. Достаточно сказать, что одним из мультипликаторов картины «Дети против волшебников» был Алексей Михалко,  работающий над созданием детского многосерийного мультфильма — «Маша и медведь». Можно говорить о лаконичности и некоторой нарочитой грубоватости анимационных картин, создающей, впрочем, определенный и запоминающийся стиль всего кинополотна. И надо признать: в тех условиях, в которых были поставлены художники, они сделали максимум возможного: при бюджете фильма в 48,2 млн. рублей им удалось создать впечатляющую ленту, которая 97 минут держит зрителя в напряжении. Для сравнения,  бюджет мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» составил 4 миллиона долларов, или больше 240 миллионов рублей, «Илья Муромец и Соловей Разбойник» — 2 миллиона долларов, то есть 120 миллионов рублей. Алексей Михалко, горячий сторонник православного мультфильма, признавался, что из-за нехватки средств его приходилось рисовать буквально «на коленке».
.
Споры вокруг киноленты показали, что ее противники органически не принимают даже саму мысль о том, что наших детей следует воспитывать в любви к родине, к своим родным, что они должны расти добрыми, сильными, мужественными, стойкими, уважающими традиции отцов и дедов, хранить в сердцах православную веру, быть достойными  своего русского имени. Что касается воплей недоброжелателей, стоит прислушаться к мнению протоирея Всеволода Чаплина: «Есть люди, у которых любой русский и российский патриотизм вызывает иррациональную злобу, беснование».
Страсти, разгоревшиеся вокруг мультфильма, ставят вопрос: есть ли у нас осознанная политика воспитания  юных граждан? Какими хотим мы их видеть?  В советские времена образовательные школы, многочисленные детские спортивные кружки и секции, Детгиз, юношеская киностудия им. Горького и целый ряд других учреждений выполняли госзаказ на формирование поколения созидателей, способных обустраивать свое отечество и при необходимости самоотверженно его защищать. Затем время как будто пошло вспять: юных представителей государствообразующей нации стали воспитывать в духе гедонизма, развращать, делать из мальчиков маменькиных сынков, превращать в «поколение пепси». Апофеозом такой политики стала ювенальная юстиция, разрушающая саму основу детско-родительских отношений, на которых веками держалась семья как основная ячейка общества.
Ценность ленты «Дети против волшебников» состоит в том, что коллектив ее создателей и поддержавшие его организации, имеющие общественный и государственный статус, задались целью формировать из детей не потребительскую массу, живущую под девизами «здесь и сейчас»,  «бери от жизни все», а ответственных членов общества, имеющих твердые убеждения, разделяющих общие ценности и умеющие их отстаивать.   «Дети против волшебников» - один из немногих, если не единственный фильм для подростков, создатели которого выступили против легализации зла.
.
Елена Асанбекова, административный директор мультфильма, рассказала «Русской планете», как родилась идея фильма: «У моих знакомых дочь-первоклассница принесла домой книгу «Как стать волшебницей». С виду обыкновенная сказка, но, стоит раскрыть страницы, а там алгоритм абсолютно сатанинских ситуаций, который учит девочек шаг за шагом становиться ловкими, пронырливыми и добиваться так называемого успеха. Там были, например, подсказки, как обмануть родителей, как забрать деньги у одноклассников. Мы начали смотреть: а что в мире детской информации может быть противовесом таким книжкам? И поняли, что ничего, никакого противовеса нет. Так родилась идея мультфильма, а вместе с ней понимание того, что поле боя — это наши собственные дети».
«Против детей идет настоящая информационная атака, причем делается это на законных основаниях, - говорит епископ Климент. - Вот, например, вводили в школьную программу предмет «валеология». В его рамках детям, не окрепшим ни физически, ни морально, вдруг предлагалось рассматривать такие вопросы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые и у взрослых-то людей вызывают смущение, а тут дети! Это было вопиющее безобразие. Или, например, в учебниках 6-го класса по истории было определение еретиков: это те, гласила версия учебника, кто даже до смерти борется за истину, за правду. Такая ситуация не просто возмущала, а отзывалось болью в сердце. Уверен, что подобное чувство боли и возмущения испытывали все православные люди, кому впрямую доводилось сталкиваться с примерами подобных развращающих уроков, безнравственных программ, растлевающих книг, аморальных передач. Но получалась интересная ситуация: зло налицо, очевидно, а бороться с ним невозможно. Потому что не видно источника зла. Где-то принято решение, кем-то подписаны документы, всё на законных основаниях. Начнёшь возмущаться, призывать к ответственности, требовать запрещения — тебя сразу обвинят в обскурантизме, закричат о «свободе слова», о «правах человека» ну и так далее. Набор приемов, в общем-то, известный, ничего нового, но, к сожалению, эффективный. И тогда родилась идея создать мультфильм, который стал бы неким ориентиром для детей в нашем сознательно искаженном ложной информацией мире. Который прививал бы простые, но вечные ценности: веру, любовь к Отечеству, желание помочь близким, честность. И я с радостью эту идею поддержал».
5
1
Средняя оценка: 2.85063
Проголосовало: 395