Из снарядов выросшие розы
Из снарядов выросшие розы
В Донецке вышел поэтический иллюстрированный альбом «От войны - к миру», который стал вторым в серии «Донбасса светлые черты». Это издание включило в себя стихи Евгения Крюкова-Донского, на многие из которых его вдохновили работы мастера современного прикладного искусства Виктора Михалева. Представленные здесь же, в альбоме, они на высокой трагической ноте звучат в унисон со стихами.
ВМЕСТО УВЕРТЮРЫ
«Здесь смертью угрожающий металл
Сплавляется кудесником в торосы,
А сквозь бесчеловечности оскал
В Донецке прорастают снова розы».
Какое странное сочетание образов, скажете вы, нашел донецкий поэт в строках своего стихотворения! О чем это он? Таким вопросом вряд ли зададутся жители «города миллиона роз» - Донецка, где в честь каждого из них много десятилетий на городских клумбах, в садах и парках высаживается розовый куст. И где уже четвертый год подряд над шахтерской столицей, посмевшей вместе с другими индустриальными регионами Донбасса восстать против нацистского переворота в Киеве, черным коршуном парит другое имя – город миллиона снарядов. Летящих с неба смертоносных «градов» и «точек У», притаившихся в посадках и вдоль дорог мин, разрывающих на части случайного человека, запрещенных во всем мире фосфорных бомб и мириад пуль и осколков.
У поэта есть своя коллекция убийственных сюрпризов войны, потому что «много смертоносного металла донецкая земля насобирала».
Еще большим собранием обладает его земляк - кузнец Виктор Михалев. В его мастерской есть гильзы от пушечных снарядов, хвостатые болванки от неразорвавшихся минометных «гостинцев», пулеметные ленты, стволы автоматов и пробитые каски. Коллекция регулярно пополняется металлическими приметами войны, которые привозят с передовой бойцы армии ДНР. Но больше она не становится, потому что весь этот металл идет в работу, обретая в руках мастера совершенно противоположное звучание, о чем и говорит поэт:
«И он тогда потомкам в назиданье
стал о войне ваять воспоминанья,
выращивая в них стальные розы…»
НАЧАЛО
- Впервые работы военного времени Виктора Михалева я увидел в парке имени Щербакова на выставке, и изумился тому, как из боевой стали рождаются розы, - говорит Евгений Крюков-Донской – не только поэт, но и инженер-энергетик, сам имеющий опыт мужского рукоделия. - Равнодушных среди, казалось бы, просто гуляющей публики, не было. Люди, подходили, рассматривали выкованные из снарядов розы, непременно трогали их руками, понимая, что весь этот металл еще недавно летел в сторону Донецка, чтоб убить их.
Меня никто не просил и не обязывал, но уже утром следующего дня я читал кузнецу строки стихотворения «Здесь мужество мечтает о цветах».
А потом было стихотворение «Роза на гранате», навеянное одноименной композицией Михалева, где «любовь и ненависть, как два взрывных начала, по воле случая однажды обнялись». Вслед за ним - «У неразорвавшейся бомбы», где
«Фугас, не сдетонировав, истлел.
Ветрами времени очистилась утроба.
И вот уже какой-то птах-пострел
Гнездо в ней свил для продолженья рода».
Потом были стихи о «печальном символе Украины», которая висит «меж небом и землей на связях, что еще не растеряла», о Саур-Могиле, ставшей сакральным символом сопротивления нацизму. Там со времен Великой Отечественной «еще не все окопы заросли», но уже земля ее пропитана кровью потомков, через 70 лет остановивших поход неонацистов на Донбасс.
МАСТЕР
Вскоре творчество поэта и мастера встретилось на страницах альбома. И, если с Евгением Крюковым-Донским наш читатель уже знаком, то о Викторе Михалеве стоит сказать отдельно.
Обладатель сугубо мирной профессии он много лет проработал электрогазосварщиком. А на стыке тысячелетий решил заняться тем, к чему давно стремилась душа и для чего уже были накоплены достаточные знания и изрядный опыт. Тогда, в мирные годы, Виктор Петрович вряд ли думал, что в сторону его дома будут лететь снаряды, и что он вместе с миллионами земляков будет слышать, как
«Взорвалась мина где-то рядом.
Достанут, видно, скоро «градом».
Столбы качнулись и дома.
От оглушительного взрыва
Разносит ветер сгустки дыма»
И вряд ли предполагал, что, протестуя против безумной войны, станет «перековывать мечи на орала».
За те полтора десятка лет, что оставались до войны, он успел много. Его работы выставлялись на многих выставках, в т.ч. и персональных. Он – непременный участник традиционных фестивалей кузнечного мастерства, ежегодно проходящих в Донецке. Виктора Михалева приняли в свои ряды Гильдия кузнецов Донбасса, Международная Гильдия кузнечного ремесла и Российский творческий союз работников культуры. Чего стоит только один ажурный (из металла!) светильник в виде самовара, за который на оружейной выставке в Киеве, он получил главный приз — «Стальную грань»! Согласитесь, в этом есть некий символ: Киев, уже тогда, как бы готовясь к войне, бряцал оружием, а миролюбивый трудовой Донбасс, наполняющий республиканский бюджет почти на четверть, предлагал ему «попить чайку». Вспоминая историю, становится очевидным, что это - не случайность, а лишь один из примеров огромного творческого потенциала моих земляков.
ПАЛЬМЫ В ДОНЕЦКОЙ СТЕПИ
Предтечей бурного взрыва кузнечного искусства, который случился на стыке веков в Донецке, и захватил в том числе и Михалева, стала «Пальма» Алексея Мерцалова – хрупкое деревце, в конце 19-го века искусно выкованное донецким кузнецом из единого куска рельса, без заклепок и сварки.
«За три недели из рельса усталого
Выросла в кузнице пальма Мерцалова.
И продолжая традиции эти,
Славят Донбасс его внуки и дети»
В 1900 году пальма была удостоена Гран-при на Парижской международной промышленной выставке, а после передана в Горный институт Санкт-Петербурга, где и хранится по сей день.
Через 100 лет в противовес шельмованию Донбасса украинскими националистами, захватившими на Украине сферу идеологии, в Донбассе была развернута программа «Пальма Мерцалова».
Работа искусного кузнеца была много раз повторена, а пальмы «проросли» не только в украинских городах – Донецке, Киева и Львове, но и далеко за пределами Украины – в Москве, Ганновере, Оттаве, Иерусалиме и других городах мира. Ее копии поднимались на высочайшие вершины мира и опускались на морское дно. Но, как показало время, для Донбасса пальма оказалась слабой защитой – и в 2014 году процесс демонизации индустриального края пришедшей к власти киевской хунтой вошел в свою финальную, военную, стадию. На жителей городов, поселков и сел края полетели смертоносные снаряды.
ПАРК
В Донецке нет Летнего сада, куда водят гулять детей. Зато есть здесь парк кованых фигур, которого нет ни в одном городе мира. С гигантскими весами и затейливыми арками, коваными скамейками и деревьями, знаками зодиака и фигурками сказочных птиц. Есть здесь и творенья кузнеца-художника Виктора Михалева. Этому парку Евгений Крюков-Донской посвятил еще ранее вышедший альбом, который открыл серию «Донбасса светлые черты».
«Парк добротой воссозданных фигур,
подарок взрослым, детям удивленье,
как городу нужны твои творенья,
особенно в часы житейских бурь!
Здесь, город металлургов, горняков,
являя миру кузнецов творенья,
представить хочет людям подтвержденье –
ЧТО из мечей он выковать готов!»
РОЗЫ СКОРБИ
«Виктор Петрович, - говорит Евгений Крюков-Донской, - очень тяжело переживает за то, что происходит сейчас с Украиной, особенно с нашим Донбассом. Но он верит в победу здравомыслия, верит в мир и надеется на его торжество».
Самой горькой антивоенной композицией, созданной из смертоносных снарядов за три с лишним года войны в Донбассе, для кузнеца, отца и деда Виктора Михалева стала арка для Аллеи Ангелов, установленная в 2015 году в Парке Победы в память о погибших детях. Ее обвивают кованые розы, перемежающиеся с гильзами от крупнокалиберного пулемета. А под ней на гранитной стеле, к которой дончане приносят цветы, мягкие игрушки и конфеты, высечены имена почти 70 детей из ДНР, самому младшему из которых не исполнилось и года.
«В пылу очередных земных страстей
Зверьем безумным вы пока не стали…
Но ведали о том, куда стреляли…
Не страшно было убивать детей?» -
в гневе восклицает поэт.
Стали, стали «зверьем безумным», возражу я поэту, хоть и пребывают в человеческом обличии! Невзирая на «минские», «хлебные» и «школьные» перемирия, они продолжают расстреливать Донбасс, без разбору убивая и калеча мирное населения. Вот и вчера в многострадальном поселке Зайцево, который регулярно утюжат снарядами нацистские «воины света», погиб Виктор Дегай - отец-одиночка, воспитывавший троих малолетних детей. Их имена не попадут в мартиролог на Аллее Ангелов, но они уже пополнили скорбный сиротский список, который пишут опьяневшие от крови и наркотиков «доблестные защитники нэзалэжной».
Возвращаясь к увидевшему недавно свет альбому «От войны - к миру», хочу сказать, что союз двух мастеров - мастера металла Виктора Михалева и мастера слова Евгения Крюкова-Донского был предопределен судьбой. Война, как камертон, настроила на одну волну незнакомых дотоле людей, в чьи гены впечаталась память поколений об изгнании с родной земли фашистских захватчиков, боль за родной край, скорбь от потерь и уверенность в победе добра над злом.
«Время, тревогами взрытое,
сердце терзает упреками,
болью и злостью далекими
за воронье недобитое…
Что над посадками, свалками
тучами черными носится,
во всемогущие просится.
Снова нацизмом закаркали
Снова повеяло бедами…
Время в поход собираться нам,
Насмерть с фашизмом сражаться – там,
Где обманулись победами».