Башкиры
Башкиры
Башкиры – родственный татарам российский народ, численностью более 1,5 млн.человек. Башкиры близки татарам по географии, религии, культуре и языку, и более половины всех смешанных браков у башкир – браки с татарами.
Хотя татары вошли в состав Русского царства после долгого периода противостояния, родственные им башкиры добровольно влились в русское государство. С тех пор татары и башкиры плечом к плечу с русскими сражались за свободу общего для них дома.
Сейчас сложно однозначно определить, какие межличностные и бытовые отношения были между русскими и татарами сразу после вхождения Казани в состав царства Иоанна Грозного в 1552 г., но факт остаётся фактом: у татар было множество возможностей поднять мятеж и ударить русским в тыл в тяжкую годину Смутного времени (1600-1612 гг.).
Они не сделали этого, они вместе с русскими боролись против иностранных интервентов. Общее восприятие внешних угроз и осмысление обоими народами нового этапа истории, с Казанью в составе Русского государства, сыграли свою положительную роль.
Свой вклад в разгром захватчиков внесли и башкиры. Башкирские конные полки показали себя с лучшей стороны в Отечественной войне 1812 г. В мемуарах непосредственного участника событий С. Н. Глинки читаем: «….Башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».
Вооружённые, кроме огнестрельного оружия ещё и луками, башкиры наносили французам раны, которые французские военные лекари не умели лечить. «Прогрессивные» европейцы успешно справлялись с огнестрельными ранениями, но не с ранами, нанесёнными острыми стрелами. После той войны в историю России вошли имена башкирских героев Исхана Абубакирова и Узбека Акмурзина, проявивших чудеса храбрости.
Добавим, что есть версия о башкирском происхождении Героя Советского Союза Александра Матросова, в 19 лет закрывшего грудью амбразуру немецкого дзота у дер. Чернушки в Псковской области.
Великая Отечественная война дала новую плеяду башкирских героев. Минигали Шаймуратов, генерал-майор и командир легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, погиб под Луганском в 1943 г. До войны генерал-полиглот, владевший английским, китайским и др. языками, отметился на дипломатическом поприще.
Константин Симонов написал об этом очерк «В Башкирской дивизии», где читаем об одном из боевых эпизодов легендарных кавалеристов: «…Так кончился бой, похожий на старую богатырскую сказку». Вот лучшая характеристика башкирских воинов!
В декабре 2016 г. общественные организации Луганской Народной Республики присоединились к инициативе общественников Башкирии о присвоении ген.-майору Шаймуратову звания Героя России. В 112-й Башкирской кавалерийской дивизии 78 награждённых золотой звездой Героя. Шаймуратов должен стать 79-м.
Возле места гибели прославленного кавалериста появился мемориал. Подвиг башкирского генерала объединил ветеранов и патриотов ЛНР и Башкирии.
Из Уфы в Луганск Союз ветеранов боевых действий Республики Башкортостан доставил 5 т. гуманитарной помощи.
Башкирская культура достаточно самобытна и интересна. Например, Башкирия – чуть ли не единственный регион России, где сохранилась традиция сбора мёда диких пчёл из дупел деревьев (бортничество). Башкирская культура буквально переполнена песнями, музыкой и танцами, причём разных жанров – эпического, юмористического, этнографического.
Характер и психотип башкирского народа сформировался в нелёгких условиях кочевнического быта в уральских предгорьях. Плодом раздумий башкир о своём месте под луной, прошлом и будущем, доблести и чести, коварстве и предательстве стали героические эпосы (кубаир) «Урал-батыр», «Алпамыша», «Акбузат», «Идукай и Мурадым». Читать кубаир принято под аккомпанемент думбары (башкирский вариант домбры) либо курая (башкирской флейты).
«Урал-батыр» переведён на русский, английский, турецкий, иврит. В 1942 г. Башкирский театр оперы и балета представил публике оперу «Акбузат». То был тяжёлый год. Страна напрягала все материальные и духовные силы для противостояния самой мощной армии Европы – нацистской Германии, и сюжет кубаира о башкирском батыре Хаубане, его борьбе за торжество справедливости против злобного Масем-хана сам по себе уже был превосходным идеологическим средством мобилизации населения и укрепления его веры в победу.
Есть у башкир свой вид национальной борьбы на поясах - кёрэш. Она является общей для всех тюркских народов, и каждый её называет по-своему - куреш, корэш и т.д. Но традиционно это борьба считается татарско-башкирской. В последние годы она набирает популярность по всей России. Недавно Федерация куреша появилась на Сахалине, заниматься этой борьбой смогут жители Курил.
В первой половине ХХ в. куреш был очень популярен в Поволжье и на Урале. Чемпионаты Башкирской АССР проводились с 1948 г. С 1970 г. вводилось звание мастера спорта по национальным видам спорта РСФСР, курешу в т.ч. Башкирские борцы традиционно сильны в этом виде единоборств.
Славны башкиры и своим гостеприимством. Обычай здороваться с гостем двумя руками – выражение особого уважения.
Башкиры занимают на карте России и в её судьбе отведённое им Богом и историей место. Без башкир там было бы пусто. И Россия была бы другой, и её культурная палитра была бы тусклее. Каждый народ России – словно драгоценный камень в ожерелье её культуры, сотканном из множества национальных культур.