Калмыки

Что знает рядовой россиянин не калмыцкой национальности о калмыках? Возможно, вспомнит Кирсана Илюмжинова, первого президента Калмыкии и президента Международной шахматной федерации в 1996-2018 гг. Самые утонченные вспомнят картину В. Верещагина «Калмыцкая молельня» да строчку из Пушкина «…и друг степей калмык».

История и культура калмыцкого народа – как цветистый ковёр. Сколько на нём узоров и расцветок! Начать хотя бы с того, что история калмыков неотделима от истории древних монголов, потому что калмыки – один из осколков монгольского племени. А история древних монголов – как захватывающий боевик! 

В Россию калмыки откочевали в XVII в., будучи притесняемы другими народами. В России им суждено было стать оседлым народом и навсегда связать с нею свою судьбу. После принятия калмыцким правителем Баксадай-Дорджи православия, причём его крёстным отцом был сам Пётр I, начинается распространение христианства среди калмыков. С тех пор и по сей день калмыки остаются в религиозном плане бинарным народом – буддистами и христианами. 

В 1771 г. часть калмыцких правителей приняла решение откочевать из России в Джунгарию, на территорию Китая. Историки называют две причины такого решения: недовольство местными порядками и тайная пропаганда китайской дипломатии, заинтересованной в заселении Джунгарии не мусульманским населением. 

Эта авантюра дорого обошлась калмыкам. Подвергаясь по пути нападениям других кочевых племён, голодные и измождённые, переселенцы потеряли две трети своей численности. Те, кто остался в России, остался жив.

Кирсан Илюмжинов, конечно же, не единственный известный калмык. В 1776 г. в Калмыцком ханстве (было в те годы такое в составе России) родился Алексей Егоров. Его калмыцкого имени никто не знает. Мальчонку подобрали в степи русские казаки и определили в московский Воспитательный дом, над которым шефствовала сама императрица. 

Егоров поступает в Академию художеств, где позже трудится в должности преподавателя. Уезжает в Италию для ознакомления с итальянской живописью, получает звание академика. Скончался в Санкт-Петербурге в 1856 г. и был похоронен на Смоленском православном кладбище. 

Мерген Мошулдаев – уже современное имя калмыцкой живописи. Одна из его картин – изложение в красках стихотворения калмыцкого поэта Джиргала Ончхана «Горбоносый француз»: «Горбоносых французов, отбиваясь, рубил. Не из удали праздной – смертным бой этот был. Огибая озёра, окружал их и бил. Не из удали праздной – за Россию рубил…Подо мною гарцует конь, взлетая на мост. Неразумных французов бей и в гриву, и в хвост!.. На глазах Государя и погибнуть не жаль. Будем бить их, покуда не заступится сталь!».

Ончхан был сыном сотника, воевавшего в 1812 г. в составе полка калмыцкой конницы. Потому и стих его – словно удар саблей. Добавим, что кроме войны с Наполеоном калмыки храбро сражались в составе русских войск в войнах со Швецией и Турцией.

В годы Великой Отечественной войны калмык Герой Советского Союза генерал-полковник Ока Иванович Городовиков был представителем Ставки Верховного Главнокомандующего по кавалерийской части. Его племянник, Герой Советского Союза генерал-лейтенант Басан Николаевич Городовиков, освобождал Крым, Прибалтику, Белоруссию, штурмовал Кенигсберг.

Ещё один знаменитый калмык - Эренджен Хара-Даван, один из идеологов евразийства. Поддержав, как и большинство калмыков, в годы Гражданской войны Белую армию, Хара-Даван эмигрировал в Европу. Скончался в 1942 г.в Югославии. 

Его перу принадлежат публицистические и исторические труды, отстаивающие самобытность России и населяющих её народов. Для евразийцев той поры Россия – это страна-континент, не Европа и не Азия, а Евразия, на протяжении всей своей истории взаимодействующая с азиатскими народами, в т.ч., монголами. 

Евразийцы отвергали теорию монгольского ига на Руси, утверждая, что Русь была не столько завоёвана, сколько инкорпорирована в империю Чингисхана. Монгольские ханы прислали своих воинов в помощь Александру Невскому во время Ледового побоища. Имели место династические браки между представителями русской и монгольской знати. Разве с покорёнными так обходятся? 

Сегодня, когда словосочетание «Евразийский союз» у всех на слуху, тезисы о самостоятельной геополитической роли Евразии звучат привычно, но в 1920-х, когда евразийство только зарождалось, это не было так очевидно. 

Современный калмыцкий алфавит – кириллический. До 1924 г. калмыки пользовались тодо бичиг – созданной в XVII в. калмыцким монахом-буддистом Зая Пандитой письменностью на основе иероглифического старомонгольского письма. 

Зая Пандит был передовым интеллектуалом своего времени. Он перевёл на калмыцкий около 170 тибетских текстов по философии, медицине, буддийскому богословию. В столице Калмыкии Элисте ему воздвигнут памятник. 

Есть у калмыков и своя этническая философия, общая с монголами, излагаемая формулой арга – билиг. Арга – билиг – это монгольский вариант китайского инь-ян или, если хотите, диалектики Гегеля. Арга – билиг – это взаимодействие противоположных начал в природе: мужского – женского, белого – чёрного, верх – низ, и т.д. Рождённая в суровом кочевническом быту, жизненная философия арга – билиг определяла отношение кочевников к окружающему миру. 

В последние годы калмыки демонстрируют рост численности: в 2002 г. их было 174 тыс., в 2010 г. – 186 тыс. Они – единственный народ в Европе, исповедующий буддизм и разговаривающий на языке монгольской группы.

5
1
Средняя оценка: 2.82166
Проголосовало: 314