Эти странные американцы
Эти странные американцы
Михаил Задорнов искренне считал американцев тупыми и шутил над ними. Но они его шуток никогда не понимали. Не потому, что действительно такие тупые. Просто для того, чтобы они поняли, что это шутка, нужно кривляться, как Джим Керри, или хотя бы предупредить: «Сейчас я буду шутить». Иначе они ко всему будут относиться серьезно и даже будут требовать подробности. А Задорнов?.. Задорнов говорил смешные вещи с серьезным выражением лица и лишь изредка позволял себе ироническую улыбку. Тем более, что над многим из того, что нам кажется в американцах смешным, они смеяться не будут, если они, конечно, не выходцы из СССР или постсоветских стран. Они живут так, как привыкли.
Ну, вот, к примеру, американцы искренне поражаются тому, что приходя домой, мы переодеваемся в домашнюю одежду и обуваем тапочки. Причем нередко у нас в доме есть тапочки для гостей, чтобы им не пришлось ходить босиком в одних носках. А американцы, как и жители и многих европейских стран, часто ходят дома в уличной обуви, даже на диван могут в ней завалиться. Что касается одежды, то американцы, в отличие от нас, вполне могут прийти в магазин в пижаме, и никто на это не обратит внимания. Встречают по одежке. Это не о них. Американцы могут быть одеты, как угодно и во что угодно, мятая футболка их не смутит. И это касается не только мужчин, но и женщин. Единственное условие приличия – это то, чтобы одежда была чистой.
Кстати, о женщинах и девушках. Те же самые мятые футболки и шорты или драные джинсы – это обычно. Наряжаются они лишь на какие-нибудь официальные мероприятия или вечеринки. То же самое касается и косметики. Ее минимум или вообще нет, если это не вечеринка, зато с духами и дезодорантами очень часто перебор. Тем не менее, во многих фирмах для сотрудников существует дресс-код. К примеру, женщины должны быть обязательно в чулках, даже если на улице стоит жара. В этом случае спасают кондиционеры, которые повсюду. Вышла из дома с кондиционером, села в машину или автобус с кондиционером, приехала на работу с кондиционером.
Женщины в США подчеркнуто эмансипированы и постоянно подозревают, что к ним сексуально домогаются. Именно поэтому с девушками там не знакомятся на улице. Девушка может позвонить в полицию и заявить, что к ней пристает маньяк. Если проявить к американской женщине нашу традиционную вежливость и уступить сидячее место в метро или автобусе, то она будет оскорблена, и ваш день опять может закончиться в полиции. А с какой целью вы это сделали? Вы сексуальный маньяк или хотели таким образом унизить женщину, показать, что она слаба или больна, продемонстрировать свое гендерное превосходство? Вы хотели задеть ее чувства? В общем, тараканы в головах на эту тему у американцев табунами бегают. Задеть чувства для американцев вообще страшно. Это требует немедленных извинений.
Американцы не смотрят друг другу в глаза. Вдруг чувства будут задеты? А случайно встретившись взглядом, обязательно улыбаются. Они вообще постоянно улыбаются. Американская улыбка. Это когда губы улыбаются, а глаза нет - неискренняя. Такая улыбка у них стала инстинктом. Именно поэтому нас, которые не улыбаются всегда и везде без всякого повода, они считают злыми и угрюмыми. И именно поэтому больше всех в Америке зарабатывают дантисты. Все американцы хотят, чтобы их зубы выглядели безупречно. Все хотят голливудскую улыбку.
Американцы при встрече всегда спрашивают, как дела, но если им действительно начать рассказывать, как дела, то вас сочтут психом. Ответ на такой вопрос может быть один: «Я в порядке».
Своеобразно отношение американцев к сексу. С одной стороны, женщины постоянно всех подозревают в сексуальных домогательствах, с другой – публичное обсуждение каких-нибудь сексуальных подробностей – это вполне нормально. Сняться для крутого мужского журнала типа Playboy – это круто. Выложить в соцсети фото своей обнаженной спины – это неприлично.
У американцев принято то, что у нас назвали бы стукачеством. Они не решают возникшие проблемы самостоятельно, они жалуются по любому поводу, а часто и по поводам, которые показались бы нам странными. К примеру, в каком-нибудь заведении им не понравилось поведение посетителя. Они не сделают ему замечание, а сразу будут жаловаться администрации. То же самое касается полиции. Появится в их квартале кто-то посторонний и, даже если он не делает ничего предосудительного, а тем более незаконного, увидевший его американец сочтет своим долгом позвонить в полицию, а полицейские будут задавать тупые вопросы. Отвечать на них нужно полно и вежливо. Они провоцируют, возмутишься – загребут. Шумно у соседей – позвонят в полицию. Что-то подозрительно тихо у соседей – позвонят в полицию. Кричат на детей – вызовут полицию. На детей там кричать не принято – могут и родительских прав лишить.
С детьми вообще странно. С одной стороны им с раннего детства вбивают в голову, что они должны быть самостоятельными, с другой – до 14 лет детей нельзя оставлять одних дома. Если соседи настучат, у родителей будут неприятности.
Самостоятельными должны быть все, но для того, чтобы починить кран, розетку или сделать что-либо другое элементарное, но хоть немного превышающее по сложности замену перегоревшей лампочки действие, американцы должны вызвать специалистов. Всем должны заниматься специалисты, и нельзя лишать их работы. Можешь покрасить забор, но при этом всем нужно говорить, что красить заборы – это твое хобби, а перед этим согласовать это с соседями и местными властями. Согласовывать вообще нужно все. Хочешь дома ремонт сделать – получи разрешение, даже если это перенести розетку с одного места в другое. Не сам, конечно, а с помощью вызванного специалиста, которого нельзя лишать работы. Будешь сам делать, скажут, что твой дом стал более комфортным, и налог увеличат. Поэтому американцы, которые в подавляющем большинстве живут в фанерных домиках, ремонтами и перестройками не заморачиваются. Фиг с ними, с этими ободранными обоями. Я помню, как в детстве меня поразила заметка в газете о том, что какие-то каратисты подрядились работать на сносе домов – и заработок и тренировка. Тогда, живя в обычной советской пятиэтажке, я удивлялся, как можно рукой или ногой сломать перестенок в один кирпич между комнатами, не говоря уже о бетонных перекрытиях и капитальных стенах. Я так и не понял этого, даже много лет сам серьезно прозанимавшись каратэ и рукопашным боем. В Америке это возможно. Дома-то в основном фанерные.
Интересно отношение американцев к своему здоровью. С одной стороны они говорят о здоровом образе жизни, с другой – каждый день едят всякую жирную и сладкую дрянь. Половина американцев, у которых есть медицинская страховка, при каждом чихе бегут к врачам, вторая половина, у которой страховки нет, к врачам попадает лишь тогда, когда речь начинает уже идти о жизни и смерти. Страховки нет как раз примерно у половины. Лечиться в Америке не просто дорого, а очень дорого. Даже пенсионерам, которым предоставлено бесплатное лечение, нужно постоянно доказывать, что они не стали жить лучше, чтобы его не лишиться.
Помните анекдот о том, как пьяный мужик ночью каждые полчаса ломился в дежурную аптеку и интересовался: «Пиво есть?». Аптекарь не выдержала и повесила на двери объявление: «Пива нет». В очередной раз мужик спросил: «Так пиво было?». В Америке такая ситуация потенциально невозможна. Там активно борются с курением и при этом продают сигареты в аптеках. И пиво тоже.
Накачанные голливудские актеры и худощавые голливудские актрисы – это то, как американцы мечтают выглядеть, потому что в реальной жизни очень многие из них из-за того, что много и неправильно едят и не особо много двигаются, страдают лишним весом. Многие американцы откровенно жирные. Чтобы не задеть чувства, о толстых говорят, что они не толстые, а боди позитивные. Как-то в Нью-Йорке полицейское начальство устало бороться со своими боди позитивными подчиненными и заявило, что те, у кого масса тела превышает норму больше, чем на 25%, не получат премию к Рождеству. Один полицейский очень обиделся. Он заявил, что его работа – это выбивать двери. И полсотни килограммов лишнего мяса и жира он на себе носит не просто так, а для того, чтобы лучше выполнять свою работу, а потому лишать его премии неправильно.
Самое страшное в жизни для американцев – это прослыть неудачником. Стопроцентный неудачник – это тот, кто живет на пособие. У американцев не принято просить у соседей в долг до зарплаты. Они даже за солью или спичками к соседям не пойдут. Будут есть без соли, но не пойдут, потому что соседи скажут: «У тебя нет денег? Возьми кредит». Все американцы живут в кредит, благо, что проценты банки берут маленькие. Для американцев кредитная история гораздо важнее автобиографии. Если ты уже не юн, но никогда не брал кредит, то к тебе будут относиться с большим подозрением, налоговики будут водить вокруг тебя хороводы, пытаясь уличить в неуплате налогов, а банки дадут в долг лишь копейки. Самое страшное преступление для американцев – это уклонение от уплаты налогов. Если ваше хобби – это вышивать крестиком, и вы кому-то продадите свою работу, то и за это вы будете должны заплатить налог. В свое время гангстера Альфонсе Габриеля, более известного как Аль Капоне, посадили на 11 лет именно за неуплату налогов.
Что еще странного для нас в американцах?
Пожалуй, это то, что они совершенно не интересуются, что происходит за пределами США, не дружат с географией, а многие даже не были за границей. Канада и Мексика заграницей считается лишь условно. Но если американец окажется где-то дальше Канады или Мексики, то на вопрос, откуда он приехал, он не скажет, что из США, а назовет штат. При этом совершенно не важно, где он прожил всю жизнь. Важно, где он родился, даже если в момент рождения пролетал там на самолете.
В США нет государственного языка. В штатах есть официальные языки, а законодательно закрепленного общегосударственного, нет. В штате Нью-Йорк, к примеру, официальных языков восемь. И один из них русский. Английский язык традиционен, но знают его, особенно в южных штатах, далеко не все.
В США можно увидеть множество американских флагов. Может поэтому на постмайданной Украине их чуть ли ни на каждый фонарный столб вешают? Сценарий госпереворота на Украине ведь в США разрабатывался-то.
В США взрослые дети не живут с родителями, родственники тоже не живут вместе. Бабушек и дедушек внуки видят только изредка, а сами бабушки и дедушки скорее сдадут комнату кому-то постороннему, чем поселят собственных детей. Исполнился 21 год – до свидания.
Любую вашу поделку или рисунок, пение или игру на музыкальных инструментах американцы неизменно будут хвалить, даже если руки у вас растут из того же места, откуда и ноги, а по ушам целенаправленно топтались медведи. Сказать, что все это полный отстой – задеть чувства.
Американцы никогда открыто не говорят «нет» на какую-либо просьбу или предложение, которые им не понравились. Они начнут петлять – может быть, когда-нибудь. И одновременно они верят всему, что человек говорит о себе, даже если он откровенно врет.
Что общего между нами и американцами? Для нас все американцы, какой бы язык для них ни был родным и какого бы цвета кожи и национальности они ни были, о каком бы штате они ни говорили, все равно американцы. Точно так же, как и все, кто живет в странах, на которые развалился СССР, для американцев считаются русскими - с неизменной водкой, балалайкой, медведями на улицах городов и страшной русской мафией. Американцы мало знают о других странах. Им это неинтересно.