Ингуши
Ингуши
Ингушетия – самая маленькая республика России с самой высокой плотностью населения. Столица Ингушетии Магас – самая молодая региональная столица, этот статус город обрёл в 2000 г.
Общая численность ингушей – 500 тыс. Подавляющее большинство живут в России (более 400 тыс.). Ближайшими родственниками ингушей считаются чеченцы и бацбийцы. Как и ингуши, это вайнахские народы, но бацбийцы проживают на территории Грузии и являются единственным вайнахским народом-христианином. Остальные вайнахи (ингуши, чеченцы) – мусульмане.
История вхождения Ингушетии в состав России отличается от истории Чечни. В Кавказскую войну ингуши против России не воевали. Народный герой ингушского народа Уциг Малсаг (Долгиев) прославился тем, что служил штаб-ротмистром Лейб-гвардии Его Императорского Величества. О нём говорят как об атлетически сложенном и храбром человеке. Его торс был покрыт бронёй мышц, когда Малсаг спал, котёнок проползал в щель между полом и его поясницей, настолько широкими были плечи у Малсага.
Штаб-ротмистр Долгиев мужественно бился в рядах царской армии против горцев, но в 1857 г. он и его трое сослуживцев-ингушей были убиты абреками Шамиля. Ингуши направлялись на переговоры к Шамилю и угодили в засаду. Говорят, сам Шамиль сожалел о гибели такого мужественного человека. Позже род Долгиевых отомстил убийцам по законам кровной мести. Малсагу посвящены многие песни и сказания.
Оказавшись в составе России, ингуши навсегда связали с нею свою судьбу. В Первую мировую ингушские кавалеристы из Дикой дивизии скрестили клинки с кайзеровской железной дивизией, нанеся ей немалый урон. В 1941 г. среди защитников Брестской крепости были несколько десятков военнослужащих-ингушей. В период националистического парада суверенитетов в начале 1990-х Ингушетия заявила о желании остаться в составе России.
Самые знаменитые люди Ингушетии – поэт и драматург Идрис Базоркин (его дед был одним из первых генералов-ингушей царской армии), Уматгирей Бархоноев (один из последних защитников Брестской крепости), генерал-майор авиации Суламбек Осканов (в 1993 г. ценой жизни отвёл в сторону от жилых домов пилотируемый МиГ-29 в Липецкой обл.). Улицы их имени есть во многих ингушских селениях.
Родным языком владеют большинство ингушей, хотя все школы в республике русские. Ингушские педагоги выступают за сохранение преподавания на русском языке, отмечая падение образовательного уровня местных учеников по таким сложным предметам как математика, физика, геометрия, химия, если преподавание ведётся на родном языке.
Ингушский язык до 1923 г. имел арабскую письменность, в 1923-1938 гг. – на основе латиницы, с 1938 г. и по сей день использует кириллический алфавит. Арабская вязь не прижилась в народе, ею иногда пользовались только те, кто обладал познаниями в исламском богословии. В 1920-х зарубежной ингушской диаспорой предпринимались попытки начать книгоиздание на ингушском языке с использованием арабской вязи, но особого успеха они не имели. Латиница тоже не прижилась, а кириллица прочно вошла в культуру ингушей.
С 1926 г. с открытием Ингушского научно-исследовательского института краеведения ведётся активное изучение ингушского фольклора. В 1930-х гг. выходят из печати несколько сборников со сказаниями, песнями и легендами. В фольклоре отображено восприятие мира древними ингушами. Для них мир делился на солнечный мир и мир теней. Мир теней по описанию напоминает древнегреческое царство мёртвых Аид.
Главным фольклорным произведением ингушей является нартский эпос. Его национальная версия имеется у всех кавказских народов. Учёный-кавказовед Евгений Игнатьевич Крупнов (1904-1970), именем которого назван археологический центр Министерства культуры Ингушетии, подчёркивал самобытность нартского эпоса, получившего развитие на основе древнего кавказского культурного субстрата.
Нартский эпос послужил базисом для развития «илли» – ингушских героико-эпических песен. Их главный герой – либо мужественный джигит, сражающийся со злом, либо предводитель набеговой ватаги с отрицательными качествами характера. Героико-эпические песни исполняются мужчинами, девушки поют лирические, «девичьи» песни, которых тоже много в ингушском фольклоре.
Исследователь фольклора Всеволод Фёдорович Миллер (1848-1913) указывал на культурное родство древнерусских былин о богатыре Святогоре и др.воителях с сюжетами северокавказских эпосов.
Ингушетию называют страной башен. В горах до сих пор сохранились остатки этих древних сооружений. Самая высокая из них высотой с 12-этажный дом. О судьбе древних ингушей рассказывается в ингушском эпосе «Махкинан»: «Итак, мои други, народ наш разбился на мелкие кучки, в горах поселившись. Не стало в нём силы в равнинах бороться с ратью великой, напущенной бесом». Башни строились для обороны от более могущественных соседей, от которых ингуши уходили в горы.
Сегодня Ингушетия живёт теми же радостями и проблемами, что и остальная Россия. Власти прилагают усилия для развития горнолыжного курорта Армхи (1200 м. над уровнем моря), борются с безработицей (в республике численность незанятого населения одна из самых высоких в стране) и т. д. Ингушетия – удивительно живописный край, украшение не только Кавказа, но и всей России.