Черкесы

Адыги, кабардинцы, убыхи, шапсуги, черкесы…Что объединяет эти по-разному звучащие этнонимы? То, что они обозначают, по сути, один и тот же народ, разные субэтносы которого за время своего существования накопили столько ярких и самобытных отличий, что каждый из них, со своими традициями, обычаями и обрядами, служит украшением многоликого полотна кавказской культуры.

Итак, Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия являются регионами традиционного проживания черкесов. Черкесами их называют другие народы, в том числе русские. Самоназвание черкесов – адыгэ (адыги). Впрочем, есть версия, что слово «черкес» было самоназванием части адыгского народа.

История взаимоотношений черкесов и русских куда более многогранна и витиевата, чем пытаются представить на Западе. В начале 2000-х западные страны вдруг принялись окучивать черкесский вопрос. Да и вопроса, как такового, не было, он искусственно был сконструирован для пропагандистско-идеологической войны против России. В изложении Запада суть этого вопроса такова: царская Россия вытеснила большинство черкесов с их земель, посему черкесы и лица черкесского происхождения со всего мира, особенно из Турции, Ливана, Иордании, Израиля и др.ближневосточных стран, имеют полное право вернуться на ПМЖ на российский Кавказ, в том числе по программе переселения соотечественников.

Одновременно с их возвращением они должны требовать от Москвы объединения всех черкесских земель (Кабарды, которая в составе Кабардино-Балкарии, Черкессии, которая в составе Карачаево-Черкессии, Адыгеи, которая окружена территорией Кранодарского края, и Шапсугии (её на карте нет, но шапсуги заселяли побережье Чёрного моря в Краснодарском крае) в единый административный организм. Даже название для него придумали – Великая Черкессия.

За этой затеей скрывался замысел стравить друг с другом народы российского Кавказа (балкарцы и карачаевцы не в восторге от возможного территориального передела) и вывести потенциальную Великую Черкессию из-под юрисдикции России, как это пытались провернуть с Чечнёй в 1990-х гг. Великая Черкессия перегородила бы остальной России путь к черноморскому побережью, облегчив Западу задачу по сдерживанию России на южном фланге НАТО, а сама же погрузилась в беспросветную бедность, потому что разрыв политических отношений с Россией неминуемо привёл бы к разрыву экономических.

Жизнь показала, что большинству российских черкесов идеология Великой Черкессии на побегушках у Запада совершенно чужда. Зарубежные черкесы могут переезжать в Россию на ПМЖ на общих основаниях с другими соотечественниками, действует ряд проектов, направленных именно на содействие возвращения в Россию зарубежных черкесов, но с учётом безработицы в кавказских регионах массовый наплыв заграничных гостей без знания родного и русского языков просто взорвал бы социальную обстановку на Кавказе.

После вхождения Кавказа в состав России регион покинули только те, кто поддался на уговоры турецких эмиссаров и отверг предложение российских властей остаться жить на уже российском Кавказе. Вряд ли правомочно говорить, что их вытеснили с их земель. Скорее, они сами сделали выбор в пользу эмиграции. Черкесы в Турции практически не сохранили родной язык, в паспорта им записывали турецкие имена. В России язык черкесов не исчез, а напротив, получил письменность и дальнейшее развитие.

Черкесов с Россией связывает многое. Сразу вспоминается Мария Темрюковна – кабардинская жена Ивана Грозного или княжеский род Бековичей-Черкасских, давший России генералов, географов и государственных мужей. Бековичи-Черкасские уже при Петре I занимали высокие должности. Часть кабардинцев (мы помним, что они часть черкесского народа) исстари исповедует православное христианство.

Черкесы дали России множество имён прославленных в науке, культуре и спорте: классик адыгейской литературы Киримизе Жанэ, чьё столетие со дня рождения отмечается в этом году, лауреат двух государственных премий СССР и Государственных премий Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Народный артист СССР дирижёр Юрий Темирканов, Герой Труда России, народный писатель Исхак Машбаш, член-корреспондент Российской академии художеств Руслан Цримов, драматург Тау-Султан Шеретлоков, поэт и Герой Советского Союза (посмертно) Хусен Андрухаев, погибший в 1941 г.на Донбассе. Он прославился тем, что со словами «Русские не сдаются!» подорвал себя гранатой вместе с гитлеровцами. В Москве установлен бюст Андрухаева. Подвигу Андрухаева посвящена картина художника Александра Чечина «Подвиг Героя Советского Союза Хусена Андрухаева».

Особое место в черкесской культуре занимают народные танцы и фольклор. Нартский эпос, общий для кавказских народов от Абхазии до Дагестана, является неотъемлемой частью черкесского устного творчества. В черкесском эпосе танцор – всегда хороший боец и богатырь, а богатырь всегда хороший танцор. В сказании про богатыря Бадыноко повествуется о том, как он сумел станцевать на краю столика, не опрокинув пиалы с подливой. Вслед за ним станцевал богатырь Сосруко, но уже на краю пиалы, не перевернув её. Тогда Бадыноко протанцевал на лезвии меча. Лёгкость и ловкость в танце считались задатком хороших личных боевых качеств.

Многовековую историю имеет черкесское золотое шитьё. Его художественная тонкость, уникальность орнаментальных композиций и красота цветовой гаммы превращают изделия черкесских рукодельниц в подлинное произведение искусства. С давних времён черкесы оформляют филигранной вышивкой и резьбой ткани, костюмы, конские попоны, оружие, кожаные и деревянные изделия, ювелирные украшения. Специалисты говорят, что черкесское золотое шитьё благодаря высокохудожественному исполнению стоит особняком от декоративно-прикладного шитья других народов Кавказа.

Солидарность венчается добром, непонимание друг друга – несчастьем, гласит черкесская пословица. На этом мудром фундаменте да покоится общая история России и черкесского народа!

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 36