Созвездие Маленьких Сказок
Созвездие Маленьких Сказок
Новая книга Юрия Нечипоренко называется «Маленькие сказки». Она вышла в издательстве «Рутения» (ОГИ-Б.С.Г. пресс), 2019. Сборник охватывает читательскую аудиторию от шести лет. Особенность книжки в том, что писатель и ученый Юрий Нечипоренко впервые предстает перед читателями в амплуа сказочника. В маленьком, тоже вполне сказочном, предисловии говорится: «Автор этих сказок больше известен как рассказчик. Сказок раньше он не писал, зато очень любил их читать… И вдруг сказки сами на него набежали, совсем маленькие, как дети из детского сада. Сказки эти про то…»
Конечно, сказки про то, что все люди непохожи, что существует множество эмоций, реакций, забавных и не очень событий, взглядов на ситуацию, и все они находятся в непрестанном движении и диалоге. Но есть и какая-то невычислимая таинственная сила, которая разворачивает события друг к другу добрыми сторонами, помогает людям понять друг друга, наделяет происходящее словно свечением улыбки.
Маленькие мелодии волшебства разлетаются в воздухе, разворачиваются фантазийными сюитами. Появляется перед вами «человек, который светился», разве вы не замечали раньше — «казалось, что совершенно напрасно он светится всю жизнь, без пользы. Но вот однажды во всем мире погас свет…». Или вдруг приходит ощущение, что ты ослеп, или, скорее, прозрел: «И остался этот человек совсем без лица. Так и говорили: «на нем лица нет». А ему даже понравилось — все оставили его в покое, ну нет лица и нет». Сказка за сказкой — а их в сборнике девятнадцать — все больше становится понятно: читатель просто оказывается в состоянии невесомости, того самого, мечтаемого с детства чувства, когда ничто не тяготит, не сковывает. Но невесомость особенная — движение, перемещение происходят только благодаря возникшей эмоции, чувству, переживанию, где они, будто руки-ноги, нащупывают и доверяют читающему какое-то новое пространство, где читатель движим только своими внутренними порывами.
Книга «Маленькие сказки» прошла «боевое крещение», была представлена на ММКВЯ-32. Свои дети вырастают, а детские книги продолжают манить и волновать, от авторов, за чьим творчеством есть привычка следить, с замиранием ждешь нового. Я шла мимо стендов детских издательств , с одного из стендов доносились обрывки беседы о развивающих особенностях какого-то учебного издания. А теперь вот подумалось — эти короткие сказки в самом прямом смысле — обучающие и развивающие, в них предостаточно ситуаций и закономерностей, которые ребенок, увидев словно извне, с другой точки зрения, сумеет оценить иначе, чем прежде. Это становится понятно, если привести начальные фразы сказок: «Одна лань очень не любила вольеры», «Жила-была упрямая девочка, которая никого не слушалась», «Пришел человек не то к врачу, не то к гадалке и пожаловался сразу на все», «Жил-был человек из снега — большой и добрый».
Но еще каждая сказка, в своей суггестивной целостности, словно превращается в букву чего-то большего, какого-то неведомого смысла. А может, в клетку необнаруженного пока организма. И из этих букв складываются незнакомые и неожиданные закономерности, алфавит души получает новые буквы-состояния, которые веду т к открытию иных ситуаций и закономерностей. Кем написаны эти загадочные буквы-состояния? Как в замечательных старых азбуках Истомина, Бенуа, Конашевича или Татьяны Мавриной — столько значений и загадок клубится в них. Но, может, они написаны неуверенной детской рукой, фантазией на листах задумчивости, или догадками о неведомом в собственной душе — после прочтения книги «Маленькие сказки»? Когда уносишь книгу «Маленькие сказки» с книжной ярмарки, кажется, берешь за руку девочку в белом платье с цветочной вышивкой, а после прочтения думаешь, не она ли ведет тебя за ручку…
Любопытна история создания сказок. В аннотации отмечено, что автор много лет, по крупицам, сочинял эту книгу сказок — почти что тридцать лет и три года. За это время сказки успели как бы сложиться в игру — писатели сочиняли для них «новые окончания и интересные продолжения», режиссеры-постановщики демонстрировали их в театральных студиях Москвы и Самары. В самой книжке тоже есть возможность присоединиться к творческой лаборатории такого огромного коллектива — последний разворот ждет своего собственного автора в маленьком разделе «Напиши свою сказку и нарисуй свои иллюстрации», а в содержании для будущей сказки пронумерована страница.
Оформление книги совершенно необыкновенное. Автор визуальных изобретений — иллюстратор Любовь Пудеева. В большом белом пространстве живут, дышат, летают фигурки и предметы из детства: конфеты, желтые листья, лампочки, шляпы, еловые ветки, лисы, облака, носки, майки. На титульном листе встречает огромный небесный зверь, добрый и всезнающий. К каждой сказке прорисован свой, захватывающий сюжет. Старательный и чуть неуклюжий почерк — реплика из детской обыденности — акцентирует смыслы, живописные и словесные. И сафьяновое ощущение от мелованной бумаги. Художник книги «Маленькие сказки» Любовь Пудеева стала лауреатом Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» в номинации «Новые имена в книжной иллюстрации».
Нас окружает множество сказок: авторских и народных, коротких и длинных, но никогда одни сказки не теряются на фоне других. Наоборот, каждая сказка по-своему фокусирует внимание ребенка. «Маленькие сказки» — словно далекие звездочки-смыслы, которые вдруг приблизились — как если душистой и тягучей дачной ночью не спеша вглядываешься в высокое небо, и на непривычном для глаза месте, где раньше ничего не было заметно, обнаруживаешь маленькое драгоценное скопление звезд, весело мерцающих там, где, казалось, всего лишь чернота, безымянный кусок неба.