Борьба корэш шагает по России
Борьба корэш шагает по России
Корэш – вид борьбы на поясах, общий для всех тюркских народов. Каждый из них называет эту борьбу по-своему - куряш, курес, хуреш, гореш. Правила могут отличаться. Где-то запрещены подножки, зацепы и подсечки, где-то разрешены, но цель поединка везде одна – уложить соперника на ковёр, держа его двумя руками за кушак на талии. Татары и башкиры, которые считаются родоначальниками этого вида единоборства, называют её корэш, и под таким названием с приставкой «татаро-башкирская» эта борьба известна в России.
В России два центра развития корэша – Татарстан (и частично Башкирия) и Крым. Крымские татары считают куреш своим национальным видом спорта. В старину крымские ханы устраивали воинам испытания, чтобы выбрать лучших из лучших, так сказать, древний спецназ. Испытания включали конные скачки, стрельбу из лука и схватки по курешу.
Сегодня на полуострове по программе заместителя председателя комитета Госдумы РФ по делам национальностей Руслана Бальбека «Спортзал в каждый населённый пункт» открываются новые борцовские залы, регулярно проводятся местные и международные турниры.
Но непревзойдённым лидером по масштабу и количеству проводимых состязаний остаётся Татарстан. Состав сборной России по корэшу почти на 100% состоит из татар и башкир. Представителей Кавказа там нет совсем, русский только один – тяжеловес Сергей Павлик из Ульяновской области.
Главный тренер сборной России по корэшу Фарит Шайхутдинов накануне чемпионата мира 2018 г. в одном из интервью говорил: «В связи с тем, что это национальный вид [борьбы], который пока интересен больше татарам и немного башкирам, наибольшая нагрузка ложится на Татарстан. Но ведь те же самые общераспространённые сейчас дзюдо и самбо тоже возникли не на пустом месте. Дзюдо, например, продвигали японцы, это их вид спорта. Нам пока тяжело с продвижением, но если мы хотим видеть корэш на международной арене, мы должны вкладываться в это дело».
Шайхутдинов прав. В мире борьбы набирает популярность т.н. бразильское джиу-джитсу. В английском языке используется устойчивая аббревиатура BJJ (Brasilian jiu-jitsu) для обозначения данного вида спорта. Когда-то в Бразилию его завезли японские эмигранты, а сегодня бразильских тренеров приглашают на работу в Китай и др.страны. Бразильское джиу-джитсу превратилось в символ Бразилии, так же как, например, самбо считается национальным достоянием России.
Корэш может и должен быть ещё одним символом России в мире единоборств, причём в обеих версиях – татаро-башкирской и крымско-татарской. Казахский курес, к примеру, внесён ЮНЕСКО в репрезентативный список культурного нематериального наследия человечества, что подчёркивает значимость этой борьбы для культуры тюркских народов.
В 2006-2009 гг. корэш входил в программу Азиатских игр в Катаре и Азиатских игр по боевым искусствам в Таиланде. Международные турниры различного уровня проводились во Франции, США, Иране, Румынии, Казахстане, Литве, Эстонии, а в Татарстане прошёл Кубок мира среди тюркских народов. Корэш включён в программу Игр стран СНГ-2020, которые пройдут в Казани. Турниры по корэшу проходят в Татарстане, Башкирии, Крыму, Сибири.
Корэш – не только одно из средств физического воспитания молодого поколения, но и экономический проект. С незапамятных времён схватки проводились во время праздников урожая - сабантуев. Этой традиции татары и башкиры придерживаются до сих пор. Часто турниры по корэшу организуются в сёлах и райцентрах, способствуя развитию этого спорта в провинции как альтернативы безделью и выпивке. Сильными борцами славятся Альметьевский, Балтасинский, Кукморский районы Татарстана.
Кубок мира – 2017 проходил в татарских сёлах Тюлячи и Мингер: в первом – отборочные схватки, во втором – полуфинал и финал. В феврале 2019 г. в с. Актаныш прошёл всероссийский турнир. Такие масштабные соревнования дают сельской местности импульс экономического развития, создавая современную спортивную инфраструктуру и вовлекая местные рабочие руки в сферу обслуживания и обеспечения подобных мероприятий.
Корэш объединяет тюркские народы от Европы до Дальнего Востока и Средней Азии. Состязания проходят и в евросоюзовской Болгарии, и в российской Туве. Для малых народов Сибири (хакасов, алтайцев и др.) корэш – это ещё и способ культурного самовыражения и популяризации национальных традиций. В Сибири состязания по корэшу входят в программу Международного дня малых народов мира Турниры по корэшу в телеутском селе Беково в Кемеровской области особенно важны для местного населения. Телеутов осталось не более 2,5 тыс., лишь десятки из них владеют родным языком, на корэш они смотрят как на способ хоть немного задержать процесс исчезновения телеутской культуры.
В июле сего года Комитет Госдумы по делам национальностей Российской Федерации провёл заседание, посвящённое сохранению и развитию национальных видов спорта народов Российской Федерации с участием министерства спорта и органов власти Республики Крым, Республики Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республики, Республики Татарстан и др. Итогом обсуждения стало согласование усилий для популяризации национальных видов спорта, в т.ч. корэша.
Народы России создали богатое разноцветье национальных культур. Кроме татаро-башкирского корэша, есть зрелищная якутская борьба хапсагай (близка по правилам к вольной борьбе) и бурятская борьба бухэ барилдаан (её называют бурято-монгольским вариантом тюркского куреша). Руководство Якутии и Бурятии вкладывают ресурсы в развитие этих видов спорта, регулярно проводятся состязания республиканского уровня с солидными призовыми.
Развитие татарско-башкирского корэша, якутского хапсагая, бурятской бухэ барилдаан, русского самбо – это вклад в здоровье нашей молодёжи, приумножение национального разнообразия России и укрепление межнационального согласия.