Аварцы

Аварцы – самый многочисленный народ Дагестана. В республике их проживает почти 800 тыс., а всего по России – более 900 тыс. 50 тыс. аварцев проживают в сопредельных районах Азербайджана. 

Насколько многочисленна аварская диаспора за рубежом, подсчитать сложно. В таких странах как Турция национальность при переписи населения не указывается. В 1920-х считалось, что в Турции проживают более 80 тыс.аварцев. Небольшая диаспора была также в Иордании и Сирии. Это были потомки мухаджиров, воевавших в Кавказскую войну против Российской империи. 

Переселяясь в исламские страны, они были убеждены, что сохранят веру и язык.
Жизнь оказалась прозаичнее. Российские аварцы сохранили и веру, и язык, и национальную идентичность. Турецкие, сирийские, иорданские аварцы – только веру и смутные воспоминания об аварском происхождении. В 1990-е годы потомок аварских мухаджиров Мехмет Гёльхан занимал посты министра госбезопасности, министра национальной обороны Турции. Но его имя, язык и фамилия были уже турецкими. 

В России аварцы, напротив, получили усовершенствованный алфавит, заменивший арабскую вязь, которой они пытались передавать звуки своего языка, а также все условия для развития национальной культуры. 

Путь аварского народа в Россию был извилист и долог. В глубокой древности аварское государство Сарир было одним из влиятельных государств Кавказа. Оно граничило с Хазарией, Аланией, Грузией и, по некоторым данным, исповедовало христианство. Далее были войны с персами, арабами, монголами. Знаменитой победе над армией персидского шаха Надира в Гунибском районе республики посвящён мемориальный комплекс «Ватан». 

Знаменита она тем, что для аварцев это была, по сути, народная война. В ней в меру сил участвовали все, даже старики, женщины и дети. Потому что, как писал аварский поэт Расул Гамзатов, аварцы «живут в горах высоко и выше всех вершин Востока считают собственную честь». Именно после этой войны родилась персидская пословица «Если шах сходит с ума, он идёт воевать на Кавказ». 

Аварцем был Шамиль – предводитель горцев в Кавказской войне XIX в. И он же был тем, кто завещал кавказцам никогда не воевать с Россией. Уже при Шамиле далеко не все аварцы хотели вражды с Россией, аварская горская милиция воевала на стороне царской армии. После войны сыновья Шамиля верой и правдой служили Российской империи. Аварцы служили в царском конвое, оберегая покои монаршей семьи. Правнучка Шамиля Назима Ханафи Мухаммед, будучи замужем за внучатым племянником писателя Тургенева, приняла православие. 

Родилась и жила в Эфиопии, куда бежали её родители, не принявшие революцию 1917 г. В 2010 г.в интервью «Известиям» она сказала: «Шамиль очень жалел, что столько времени потратил на войну с русскими…И ещё, он гордился договором, который заключил с Россией: русские обещали дагестанцам, что не будут посягать на их женщин, лошадей и оружие, а дагестанцы поклялись, что будут навеки хранить верность России. И ведь до сих пор хранят». 

Это созвучно словам Расула Гамзатова: «Дагестан добровольно не входил в состав России, и добровольно из неё не выйдет».

Среди аварцев семь Героев Советского Союза и семь Героев России. В 1999 г. вырвать Дагестан из российских границ пытались террористы Басаева. Аварское население встало на защиту родной земли. Был случай: к террористам в плен попали пять русских солдат и один аварец. Аварца хотели отпустить, но он не ушёл, остался в плену со своими русскими боевыми товарищами. 

Разработчик ракетного оружия и космических технологий Шамиль Алиев, профессор и доктор исторических наук археолог Мурад Магомедов, доктор филологических наук и переводчик русской классики Шихабудин Микаилов, художник, чьи работы выставлены в крупнейших музеях мира Халилбек Мусаясул, лётчики-испытатели Магомед и Тайгиб Толбоевы – это всё аварцы. 

Богат и пёстр аварский фольклор. Песнь «Хочбар» по смысловому наполнению не уступает легенде о Родин Гуде. Она о борьбе за справедливость и правду, которую ведёт мужественный и честный Хочбар. Он – хранитель традиций, почитатель старших, защитник обижаемых. 

Песенное и стихотворное искусство издревле высоко ценилось среди аварцев. В старину в горных селениях устраивали поэтические состязания, подобно как в Древнем Риме состязались знатоки словесных дел. Римляне отдавали победу тому, кто наиболее кратко изложит свою мысль, а аварцы – тому, кто наиболее красочно исполнит народную песню. 

5
1
Средняя оценка: 2.82143
Проголосовало: 448