Боевые роботы товарища Сталина

Думаю, многим известно, что слово робот придумали Карел и Йозеф Чапеки. Впервые оно появилось в пьесе «Россумские универсальные роботы» в 1920 году.

Впрочем, и до этого о чем-то подобном говорилось еще в греческих мифах – искусственные солдаты Кадма, Галатея Пигмалиона, слуги, которых ковал себе Гефест. А еще глиняный великан Мёккуркальви из скандинавского эпоса и глиняный Голем из не такой уж и давней еврейской легенды.

И в античности и в средних веках есть упоминания и о механических движущихся фигурах людей и животных, но все они были сложными, занятными, но всего лишь игрушками.

Все изменило открытие электричества, радио и желание военных убивать друг друга, не подвергая риску собственную жизнь. Это стало началом дистанционно управляемых боевых роботов, которые впоследствии назвали беспилотниками.

Начиная с конца XIX и особенно во время Первой мировой войны в Европе и США начали вести активные разработки управляемых часовыми механизмами, по проводам и по радио морских торпед, планеров и самолетов-камикадзе, способных нести бомбовую нагрузку или сами становиться бомбами. Была еще французская наземная электрическая торпеда на гусеницах Torpille Terrestre,  но ни одно из этих изобретений в реальных боевых действиях испытано и использовано так и не было.

Первые реально воевавшие боевые роботы появились в СССР. Их назвали телетанками, или радиотанками, а первые опыты с танком без экипажа, управляемым дистанционно, были проведены в 1929-30 годах на базе переоборудованного французского легкого танка Рено ФТ, разработанного еще в 1917 году и известного как «Рено-русский», «Танк Красное Сормово» и даже «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“» по имени первого танка первой серии. Он мог разгоняться всего до 4 км/ч и выполнял всего четыре команды – вперед, стоп, влево и вправо. Для этого команды по радио активировали пневмоприводы рычагов и педалей, питавшиеся от баллонов со сжатым воздухом.

Одновременно с этим с такой же системой управления «Мост-1», которая была разработана Центральной лабораторией проводной связи в 1927 году, проводили эксперименты на базе Т-18. 

Несмотря на скромные результаты, направление разработки было сочтено перспективным.

    

В начале 1930 года командующий Ленинградским военным округом Михаил Тухачевский в докладе наркому по морским и военным делам Клименту Ворошилову среди прочего написал об идее автоматизации боевой техники и предложил создать несколько дивизий управляемых по радио танков без экипажей.

В 1931 году Сталин утвердил план реорганизации войск, в котором делалась ставка именно на танки, в том числе и радиоуправляемые, и в 1932 на базе танкетки Т-27, вес которой был менее 3-х тонн, изготовили опытную партию из пяти ТТ-27.

Работа над совершенствованием системы управления продолжалась, и в 1933 году Т-18 научился выполнять уже 16 команд по радио, в том числе заводить и глушить двигатель, менять скорость и направление движения, поворачивать башню, ставить дымовую завесу, распылять отравляющее вещество и производить самоподрыв в случае угрозы захвата противником. Управление велось оператором, который находился в базовом танке Т-26 в зависимости от местности и состояния эфира на расстоянии от 500 до 1500 метров. По разным данным в общей сложности было изготовлено от 5 до 7 таких Т-18, которые в 1934 году стали официально именоваться ТТ-18, а для подготовки личного состава было создано Ульяновское училище особой техники.

Проблемой ТТ-18 было то, что из-за малого веса на неровной местности они не могли двигаться по прямой без постоянного вмешательства оператора, поэтому работу по дистанционному управлению продолжили с Т-26  - самыми многочисленными танками Красной армии к началу Великой Отечественной войны.

  

На базе Т-26 в 1935 году были разработаны и двумя партиями в 1936 и 1938 годах выпущены танки управления ТУ-26 и легкие огнеметные и химические танки подавления ТТ-26 на базе ХТ-26. Танки управления с оператором были вооружены 45-мм пушкой и пулеметом ДТ (Дегтярев танковый) с боекомплектом в 1512 патронов.  У танка-беспилотника был такой же пулемет, в вместо пушки огнеметом, который мог метать с помощью сжатого воздуха по 5 литров смеси мазута и керосина на расстояние до 35 метров. Запаса смеси в 360 литров и трех баллонов со сжатым до 150 атмосфер воздухом хватало на 70 односекундных выстрелов. Вместо огневой смеси бак танка мог быть заполнен смесью для постановки дымовой завесы, отравляющими веществами или смесью для дегазации местности. Распылители для пуска дыма и отравляющих веществ были установлены в корме машины, а жидкость для дегазации (вода или мыльный раствор) выстреливалась с помощью огнемета. Давление в баллонах, которые использовались для выстрелов из огнемета и телемеханических приводов, поддерживалось периодически включающимся компрессором. Был вариант ТТ-26 и без башни, огнемета с усиленным бронированием и ходовой частью. Их задачей было доставка к укреплениям бронированных ящиков с 500 кг взрывчатки, которые после сброса и ухода танка подрывались часовым механизмом.  

Следующим этапом с развитии телетанков стали легкие танки ТТ-БТ-7, которые были разработаны и испытаны в 1938-1938 годах. В отличие от предшественников, в них сохранили возможность управления механиком-водителем, а расстояние дистанционного управления выросло до 4 км при том, что на дистанции более километра это становилось чрезмерно сложным. До 4-6 часов выросло время управления оператором с помощью кнопочного пульта, который мог выполнять уже 17 команд, а вес аппаратуры управления снизился до 147 кг. В дотранзисторную эпоху, учитывая ее сложность, это было не так уж и много.
ТТ-БТ-7, как ТТ-26, предполагалось использовать для разведки минных полей, проделывания проходов в проволочных заграждениях, огнеметания, постановки дымовой завесы, заражения территории боевыми отравляющими веществами (БОВ), дегазации и доставки дистанционно подрываемых зарядов к укреплениям противника.

На танках был установлен пулемет Силина с автоматической перезарядкой и боекомплектом в тысячу патронов. 400 литров огневой смеси хватало на 18 выстрелов из огнемета на расстояние до 50 метров. Площадь заражения БОВ – до 7200 кв. м, дегазации – до 360 кв. м. Непросматриваемую дымовую завесу длиной 300-400 м установленная аппаратура позволяла поддерживать в течение 8-10 минут.

Танк управления ТУБТ-7 с экипажем из 3-х человек был вооружен таким же пулеметом Силина (на обычные БТ-7 ставили ДТ) с боекомплектом в 2142 патрона, но вместо огнемета - 45-мм танковой пушкой 20К с 176 выстрелами в боекомплекте.

В сравнении с ТТ-26 ТТ-БТ-7 были более скоростными, даже избыточно скоростными (до 53 км/ч на гусеницах и до 73 км/ч на колесах) для дистанционного управления, более простыми и надежными в управлении, прицельно стрелять из пулемета он не мог.

С началом Великой Отечественной войны дальнейшие разработки телетанков были прекращены, а имеющиеся ТТ-БТ-7 были использованы как обычные танки с экипажем.

Но повоевать телетанкам все же пришлось, и впервые это было это во время советско-финской войны.

В декабре 1939 года три группы ТТ-26 217-го отдельного танкового батальона в районе Выборга были направлены на ДОТы, но не смогли преодолеть скрытые снегом надолбы и, напоровшись на них днищем, застряли. Один телетанк был уничтожен, два других удалось вернуть.  Позже на прорыв были направлены 5 групп телетанков. Они не смогли преодолеть воронки и надолбы, застряли, и были расстреляны артиллерией. В феврале 1940 года с помощью телетанков удалось уничтожить 2 ДОТа. В дальнейшем телетанки использовали для разведки минных полей. В боях погибли 14 и были ранены 16 человек из личного состава танков управления, подбиты 42 ТТ и ТУ-26, в том числе 6 без возможности восстановления.

Второй случай применения телетанков уже в качестве брандеров относится уже к Великой Отечественной войне при обороне Севастополя в 1942 году. С шести имевшихся в наличии ТТ-27 сняли все вооружение и загрузили большим количеством взрывчатки. 27 февраля два телетанка удалось подвести к позициям гитлеровцев и взорвать с большим ущербом для противника. Два телетанка застряли – их дистанционно подорвали без ущерба врагам. Еще два телетанка были подбиты до подхода к целям.

Подобные разработки велись и в Третьем Рейхе, но дальше создания управляемых по кабелю брандеров «Голиаф», которые использовали в битве на Курской дуге в 1943 году и разрушения баррикад во время Варшавского восстания в 1944-м, немцам продвинуться не удалось. 

Основной проблемой телетанков Красной армии стало их передвижение по сложной местности, когда операторы находятся на большом расстоянии от них.  Телевидение тогда делало лишь первые шаги и было крайне несовершенным, а оснащение телетанков телекамерами и передача изображения оператору того, что видно с места механика-водителя, стало бы очень сложным и неоправданно дорогим решением. Тем не менее, телетанки стали важной вехой в истории беспилотных воздушных и наземных беспилотников.

5
1
Средняя оценка: 2.88689
Проголосовало: 389