Даргинцы
Даргинцы
Даргинцев считают экономически самым способным народом Дагестана. Хваткие и целеустремлённые, представители даргинского народа нередко добиваются успехов в торговле и финансовой деятельности. Возможно, эти качества зародились в нём ещё в древности, ведь даргинцы населяют внутреннюю, срединную часть Дагестана, перекрёсток узловых торговых артерий.
Войти в контакт друг с другом многие народы Дагестана могли только через территорию даргинцев. Вероятно, центральное положение Дарго (ареала расселения даргинцев) способствовало зарождению здесь идею консолидации дагестанских этносов по принципу конфедерации. Дарго иногда сравнивают с древним Новгородом. Как торгово-ремесленный Новгород был центром русской экономической экспансии, так Дарго был центром экономической консолидации Дагестана.
Даргинцев в России почти 600 тыс. Для Дагестана с его разнообразием малых горских народов это большой показатель. Даргинский язык, как и языки многих других народов Северного Кавказа, прошёл три этапа становления – сначала арабица, с 1928 г.- латиница, с 1938 г.-кириллица. В развитие даргинского языка огромное значение внесли русские лингвисты, исследовавшие все его семнадцать (!) диалектов, и на основе акушинского диалекта создавших письменный даргинский язык. Особенно велики заслуги российского кавказоведа, участника Кавказской войны (и не только), потомка немецких дворян Петра Карловича Услара.
Даргинцы вошли в состав Российской империи по итогам подписанного с Ираном Гюлистанского договора в 1813 г. Через четыре года началась Кавказская война, в которой от даргинцев участвовали лишь добровольцы. Иными словами, массового участия даргинцев в войне не наблюдалось, они чувствовали себя относительно комфортно в составе российского государства.
Позже было и участие даргинцев в восстаниях, и поддержка большевиков в боях против Деникина, но никакого долго полыхающего противостояния между даргинским народом и имперскими властями не было.
25 тыс. даргинских сыновей пожертвовали своими жизнями во имя Великой Победы над фашизмом. Среди них есть Герои Советского Союза. В 1990-е некоторые даргинские селения подпали под влияние ваххабитов, и потом самим же даргинцам из других селений пришлось выкорчевывать эту заразу с родной земли. Даргинские добровольцы замечены и среди ополченцев на Донбассе, и в составе военной полиции РФ в Сирии.
Кстати, в Сирии проживают 9 тыс. дагестанцев-потомков мухаджиров, эмигрировавших после Кавказской войны. Сколько из них конкретно даргинцев, неизвестно. Официально в Сирии всех граждан вне зависимости от национальности записывают сирийцами-арабами. Известно только, что симпатии сирийских дагестанцев на стороне законно избранного президента Асада и они благодарны России за поддержку.
Даргинцы, будучи мастерами «делать деньги», не могли не продвинуться в оружейном, кожевенном, ювелирном ремесле. В старину даргинские умельцы делали шлемы, клинки, кольчуги, сёдла. Кость, металл, серебро, дерево – в их руках всё превращалось в резные богатые изделия. В наши дни даргинские мастера делают обувь, кожаные ремни, ожерелья, красиво украшенную посуду. Слава народа с золотыми руками сохраняется за даргинцами до сих пор.
Неожиданный факт: 10-20% даргинцев являются носителями «славянской» гаплогруппы R1a. Эта гаплогруппа распространена среди народов Восточной Европы, в т.ч. русских. Так что, как минимум, от 1/5 до 1/10 даргинцев - генетические родственники славян.
Даргинская литература пошла по ускоренному пути развития с приходом советской власти, и сегодня даргинцы имеют немалую когорту писателей, поэтов, драматургов. Многие даргинские литераторы – выпускники московского Литературного института им. М. Горького. Обогащённые русской культурой, они украсили всеобщее лоно российской литературы своим ярким национальным творчеством. Благодаря усилиям Сулеймана Рабаданова, Рашида Рашидова, Амира Газимагомедова по-даргински заговорили с печатных страниц Лермонтов, Пушкин, Островский, Маяковский. Некоторые произведения современных даргинских писателей переводятся на русский язык.
Даргинцы – миграционно активный народ, как и полагается поднаторевшим в торговле людям. Многие даргинцы уезжают на Север, что в условиях малой заселённости этих российских широт можно считать большим плюсом. Например, относительно много даргинцев проживают в Красноярском крае.
В этом даргинцы не исключительны. На Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке проживает стойкий процент выходцев с Северного Кавказа – ингушей, чеченцев, аварцев, кумыков. Служат в армии по контракту, работают на вахте, занимаются коммерцией. Так частично решаются сразу две проблемы – сокращается демографическое давление на северокавказские республики с их стабильно высоким уровнем безработицы и увеличивается население бескрайних северных широт.
Аварский поэт Расул Гамзатов говорил, что Дагестан добровольно не входил в состав России, и никогда добровольно из неё не выйдет. Сказанное знаменитым аварцем в полной мере относится к Дарго.