Страна, которая живет в долг, или Новый кредит МВФ Украине

«Заграница нам поможет». Эти слова Остапа Бендера стали мэмом еще тогда, когда даже еще мэмы не придумали. Их обычно повторяют тогда, когда нужно сказать о совершенно пустых и несбыточных надеждах и обещаниях. На послемайданной Украине они трансформировались в «нас поддерживает все мировое демократическое сообщество». Поддерживает. Отчего бы не поддержать? Правда, ценой этой поддержки становится все большей и больший переход Украины под внешнее управление. 

По состоянию на начало марта 2020 года Украина должна внешним кредиторам 40,45 миллиарда долларов (из которых 1,69 миллиарда долларов - это долг перед МВФ). Внутренним кредиторам государство должно вернуть 33,17 миллиарда долларов. Еще 9,75 миллиарда долларов государство гарантирует по долговым обязательствам предприятий и организаций.

По состоянию на начало февраля 2020 года размер государственного долга Украины в долларовом эквиваленте составлял 83,43 миллиарда долларов и за 2019 год вырос на 6 миллиардов.

И вот теперь Украина снова берет в долг у МВФ еще 5 миллиардов долларов.

Что взамен?

Как указано в меморандуме, который очень долго скрывали, это «продолжение разумной налогово-бюджетной политики для обеспечения обслуживания долгов», баланс расходной и доходной части бюджета, независимость Национального банка Украины, взвешенная монетарная политика для удержания инфляции, установление верховенства закона и борьба с коррупцией, привлечения инвестиций и повышения потенциала экономики.

Там много чего еще написано разными умными словами, но если отсеять словесный мусор, досказать недосказанности и оставить только суть, то получится следующее.

Это повышение налогов и закручивание гаек в этом направлении. Фактически это ставит крест на обещанной Зеленским в 2021 году налоговой реформе, которая, в частности, предполагает замену для бизнеса налога на прибыть налогом на выведенный капитал, так как на первом этапе это приведет к уменьшению налоговых поступлений. По той же причине не вписывается в требования МВФ и анонсированная совсем недавно Кабмином программа послекоронавирусного  восстановления экономики.

Это продолжение начатой в 2017 году пенсионной реформы со «стимулами для более продолжительной работы», то есть увеличение пенсионного возраста. Пенсионный возраст повысят, а со стимулами, как и до этого, ничего не получится. Еще обещают приближать пенсии к прожиточному минимуму, но это в среднесрочной перспективе, а значит, учитывая украинские реалии, никогда.

Это, вопреки заявлениям Зеленского и министра здравоохранения Степанова, продолжение медицинских реформ Супрун, чаще именуемой жителями Украины Доктор Смерть, то есть по сути дальнейшее разрушение системы охраны здоровья, сокращение числа больниц, врачей и госзакупки лекарств под контролем международных организаций.

Это оптимизация школ. В украинских реалиях оптимизация – это всегда закрытие и увольнение сотрудников.

Это изменение законодательства о судах и юстиции. Если не вдаваться в подробности, то требуемые изменения означают фактический внешний контроль заграницей, которая поможет, над судебной системой Украины.

Это откровенный внешний контроль не только за судебной системой, но и за Национальным банком Украины, украинским «Нафтогазом».

Это снятие моратория на продажу сельхозземель с возможностью ее покупки юридическими лицами и иностранцами.

Это увеличение цены на газ и отопление для населения и жесткие меры по выбиваю с него долгов за коммунальные услуги.

Если же обобщить, новый кредит МВФ не сулит ничего хорошего ни украинскому бизнесу, ни украинскому населению.

К тому же, его нужно будет когда-нибудь возвращать. Впрочем, чтобы погасить проценты, можно взять новый кредит, и так без конца...

5
1
Средняя оценка: 2.75879
Проголосовало: 199