Украинский соцопрос: то ли плюрализм, то ли шизофрения…

Результаты недавнего социологического опроса на Украине в очередной раз заставляют серьезно задуматься над вопросом: все ли в порядке с элементарной логикой у жертв «незалежной» пропаганды? Или же все дело в элементарной боязни многих сказать правду в условиях наличной украинской «свободы и демократии»?

В начале июня Киевский международный институт социологии обнародовал данные масштабного исследования настроений граждан, проведенного в июне. https://www.kiis.com.ua/?lang=rus&cat=reports&id=946&page=1
Исследование было проведено достаточно скрупулезно: только «табличный» отчет о нем занимает в общей сложности полсотни страниц, на которых показаны симпатии и антипатии к тем или иным животрепещущим проблемам украинцев в зависимости от их приверженности тем или иным политикам и политическим партиям. 
Видимо, именно слишком уж большой объем заданных респондентам вопросов определил весьма неожиданные итоги ответов на них. Наверное, будь этих вопросов всего несколько штук, большинство быстро сориентировалось бы в своей более-менее последовательной позиции. Но на деле получилось то, что получилось, что заметили сами социологи, поместив наиболее противоречивые результаты в отдельной таблице. Для удобства еще и поместив такие яркие примеры «оксюморонов» незалежной общественной мысли друг против друга и выделив их разными цветами.
Ну вот, к примеру, «прОклятый вопрос» постмайданной Украины: сможет ли она победить Россию и благодаря чему? В том, что «ненька» сможет «навалять проклятым москалям», как минимум, в будущем, верит чуть больше половины опрошенных – 50,5% (не верит – 10,5%). Среди «оптимистов» – 39% из «группы поддержки» президента Зеленского, почти 70% – экс-президента Порошенко, около 60% – экс-премьера Юлии Тимошенко. 
Любопытно заметить, что даже среди считающихся «пророссийскими» сторонников Юрия Бойко и Виктора Медведчука число верящих в победу Украины почти совпадает с теми, кто придерживается противоположного мнения. Впрочем, в обоих этих «условно пророссийских» группах число определившихся по этому вопросу не дотягивает и до половины, а почти столько же не смогли (или не захотели?) ответить на данный вопрос исследования. 
И то правда, последнее проводилось методом телефонного интервью. Кто там знает, кто задает часто очень неудобные вопросы – социологи или, скажем, СБУ, а то и, вообще, неонацисты из банд образца Билецкого или Карася? Да и не факт, что результаты, полученные даже и настоящими социологами, вскоре не станут объектом пристального анализа бандеровских спецслужб и их добровольных помощников, фашиствующих «штурмовиков»? 
В таких условиях однозначно будет безопаснее ответить на вопрос о грядущей победе «неньки» в войне с Россией (для чего эту «неньку» и создали в нынешнем виде заокеанские кукловоды) – «точно не знаю». Хотя, конечно, и десятки процентов людей, нашедших мужество открыто заявить о своем неверии в фантастические «шапкозакидательские» посулы националистов, тоже свидетельствуют о многом…
Но вот социологи задают следующий вопрос – о «механизмах» этой самой «победы над Россией» – и получают уже куда более показательные результаты. Оказывается, в то, что «Украина одержит победу над Россией, потому что та отсталое слабое государство, а Украину поддерживает весь мир», верит уже существенно меньше «оптимистов» – 37,2%. При этом в то, что «Украина никогда не победит Россию, потому что намного экономически и политически слабее ее» верит 31,2%. Разница – всего на 6%, чуть больше «статистической ошибки», отнюдь не кардинальная.

***

Идем дальше и подходим, пожалуй, к наиболее древнему, но все равно поныне кардинальному для граждан «незалежной» вопросу о русском языке. В то, что он «угрожает независимости Украины», верят 27%. Зато мнения, что он является «историческим достоянием Украины, которое необходимо развивать», придерживаются 48,8%, почти половина! Причем однозначно страдают русофобией лишь сторонники Порошенко – электорат всех остальных кандидатов, включая и Зеленского с Тимошенко, русскому языку также однозначно симпатизирует.
Во всяком случае, так кажется на первый взгляд. Потому что на взгляд второй, точнее, второй вопрос социологов: «В будущем Украина перейдет преимущественно на украинский язык», положительно отвечает 55%  опрошенных, а их доля в чисто «националистическом» электорате доходит до двух третей и выше!
Заодно социологи прояснили и момент, каким именно образом «мова» станет доминировать в «незалежной»: «Украина должна принудить своих граждан уважать ее язык, государственные символы и национальные традиции» – так считают те же 44% опрошенных. Правда, почти 40% считают, что «необходимо найти иную объединительную идеологию», но что именно скрывается под этой «инаковостью», не разъясняется. Те же радикальные нацисты из полка Билецкого «Азов», например, тоже с удовольствием изменили бы госидеологию уже на откровенный фашизм с «зигами» и свастикой.  
Но даже и не радикалы, видимо, никак не готовы отказаться от попытки «ломать через колено» несогласных с доминированием националистов сограждан. Действительно, когда успехов в твоей «великой европейской державе» нет и не предвидится, удовлетворить «национальное самолюбие» только и можно, что угнетением тех, кто еще слабее тебя…  

***

Кстати, отношения к этим самым националистам у опрошенных украинскими социологами граждан само по себе могло бы вызвать искренний смех, если бы не серьезность предмета исследований. Так, 51,1% верит, что «участники боевых действий служат примером общественного патриотизма и служения стране» (противоположное мнение имеет вдвое меньше опрошенных), но при этом 37,6% считает, что «радикалы и националисты делают все для развала страны, не умеют ей управлять». То, что «Украина держится на националистах, лишь они не дают ее покорить», считают 28% респондентов.
Больше всего этот парадокс напоминает заковыристый вопросик малограмотных крестьянских дедушек легендарному комдиву Красной Армии Василию Ивановичу Чапаеву из одноименного фильма 30-х годов: «Так ты за большевиков аль за коммунистов?» Потому что, действительно, как можно на трезвую голову отделять радикальных националистов и их идеологию от «героев АТО» – карательной акции на основе все той же нацисткой идеологии?!
Но, похоже, большинство (пусть пока и относительное) украинских граждан на полном серьезе декларируют разницу между – ну, конечно, не «большевиками и  коммунистами» – а между «карателями и нацистами». Хотя, с другой стороны, эта формально алогичная «солянка сборная» в мозгах укро-патриотов заставляет предположить об успехе кропотливой работы украинских элит по подготовке общественного мнения к полной ликвидации неконтролируемой и потому опасной радикальной бандеровщины. 
Собственно, и эскалация напряжения в Донбассе в 2014 году сама по себе была срежиссирована захватившими власть в Киеве путчистами в первую очередь для того, чтобы сплавить туда в качестве «пушечного мяса» для скорейшего «убоя» ополченцами закусившее удила «майдаунье», всерьез возомнившее себя истинными «бенефициарами» совершенного их руками госпереворота.  Хотя, как и прежде, переворот этот делался в интересах одних олигархов (при патронате Запада) с целью отстранить от власти олигархов других, из окружения Януковича.
Но донецкие ополченцы проявили неожиданный для бандеровского Киева гуманизм, и большая часть отправленных в Донбасс нацистов по-прежнему не просто живы, но полны надежд «установить истинно патриотическую власть». Вот олигархические СМИ и готовят в мозгах «пиплов» почву для потенциальной «ночи длинных ножей», должной стать последней в жизни радикалов. Внушая при этом аудитории абсолютно фантастический тезис о том, что есть какая-то разница между «героями-защитниками Украины в Донбассе, которых надо уважать» и презренными радикал-националистами, которые «неньку» лишь разрушают. Хотя и те, и другие – одни и те же персонажи.  

***

Следующий пример «каши в украинских головах» (а заодно давно известной социологической закономерности зависимости ответа от формы поставленного вопроса) – это проблема выбора «державность vs  благосостояние граждан».
При ответах на первую пару антитезисов, «Для Украины важнее всего независимость и целостность ее границ» и «важнее всего благосостояние граждан», ответы разделились в соотношении 43,7% – 34,5%. Выходит, что патриотов-державников в «великой и незалежной» большинство, пусть и относительное?
Но не будем спешить с выводами! На следующую пару вопросов, заданных в приводимом ниже порядке, «Украине сейчас важнее победить в войне» и «Украине сейчас надо развивать экономику», ответы разделились в уже противоположном отношении 29,6% – 49,1%! 
Нет, с точки зрения нормальной логики никакого противоречия тут не заметно. Ведь украинской территориальной целостности на деле никто не угрожает, во всяком случае, Россия, делающая все, чтобы Донбасс остался частью Украины, пусть и при гарантиях автономии для предотвращения повторения против него бандеровской агрессии, длящейся по сей день. При этом, правда, нельзя поручиться за Польшу, которой отдал по договору столетней давности Галичину и Волынь еще Петлюра, Венгрию, Румынию – но это уже другая тема.  
Но ведь укро-нацистская пропаганда исходит из логики бандеровской, извращенной, по которой в число «исконно украинских земель» входит и Крым (подавляющее большинство населения которого проголосовали и бюллетенями, и «ногами», не уехав на Украину, хотя их жилье на полуострове сразу же взлетело в цене), и тот же Донбасс, да и другие регионы, традиционно недолюбливающие националистов. И которым последние громко обещают участь «быть или украинскими – или безлюдными».
По такой бандеро-логике сохранить пресловутую «бандеро-целостность» действительно можно только благодаря «победоносной войне», пусть верить в ее успех может лишь клинический недоумок или же зомбированная жертва укро-пропаганды. А тут в ходе опроса вдруг выясняется, что многие укро-граждане пытаются «и невинность соблюсти, и капитал приобрести» – и вожделенную «целостность» своей недоимперии (появившейся от щедрот Ленина-Сталина-Хрущева, увы, не предполагавших, во что выльется такая «щедрость») сохранить, и экономику с уровнем жизни поднять. 
Хотя, конечно, последняя «хотелка» – вполне традиционно-«незалежная», практически с самого выхода Украины из СССР. В ее рамках истинным укро-патриотам и делать-то практически ничего не надо (кроме, как почаще гавкать на «клятых москалей»), конечно; все остальное за них сделают добрые дяди и тети с «благословенного Запада». ЕС даст десятки миллиардов безвозвратных кредитов, США – статус «равноправного партнера», все вместе, в рамках НАТО, будут готовы воевать за интересы «древних укров» против тех же «москалей». А «патриотам» останется разве что, на манер гоголевского Пасюка, наловчиться, чтобы вареники со сметаной сами в рот запрыгивали.

***

Подводя итоги, можно заметить, что результаты вышеописанного соцопроса, конечно, особенно шокирующими не назовешь – многие из взаимоисключающих мнений в мозгах зомбированных жителей Украины отмечались и ранее. Например, по вопросу «готовности мириться с Донбассом» при категорическом нежелании соглашаться на «особый статус» для свободолюбивого региона, прописанный в Минских соглашениях, утвержденных Советом Безопасности ООН.
Тем не менее, нынешние данные показывают, что по многим критическим позициям общественного сознания (отношение к русскому языку, бессмысленность войны в Донбассе, противостояние с Россией и проч.) установки этого сознания крайне противоречивы. А значит, потенциально достаточно легко корригируемы в нужную, с точки зрения здравого смысла и полезности, в первую очередь, для самих же украинцев, сторону. 
Правда, для последнего необходим, как минимум, реальный плюрализм мнений в украинских СМИ, особенно телевизионных, лишенный навязчивой опеки официальной или неофициальной цензуры «партии войны». Но упомянутый выше разброс мнений лучше всего опровергает алармистские взгляды части настоящих российских и украинских патриотов о том, что все пропало, Украину мы потеряли если не навсегда, то надолго. 
На самом деле цифры, добытые киевскими социологами, показывают, что при соответствующем убеждении юго-западная соседка России вполне может стать дружественным России государством даже с большей вероятностью, чем в начале 2014 года, во время майданного разгула радикал-национализма и еврооптимизма. Это для начала, а там видно будет…

5
1
Средняя оценка: 2.68662
Проголосовало: 284