Поэты наводят мосты
Поэты наводят мосты
Галина Илюхина: Цель литературных фестивалей – возродить интерес к поэзии
Досье. Галина Александровна Илюхина родилась и живёт в Ленинграде. Член Союза писателей Санкт-Петербурга, Союза российских писателей. Редактор ЛитО «Пиитер», заместитель главного редактора литературного журнала «Зинзивер», автор и куратор литературных проектов, одна из основателей и организаторов ежегодного международного литературного фестиваля «Петербургские мосты». Составитель поэтической антологии современных стихов о Петербурге «Аничков мост». Лауреат независимой литературной премии «Молодой Петербург» премии литературного журнала «Дети РА», «Русский Гофман», награждена специальным призом СРП Международной Волошинской премии.
Нынче литературные фестивали – одна из увлекательных форм общения поэтов, прозаиков, драматургов. Проходят они в разных российских регионах. Постоянную участницу Коктебельского литературного фестиваля Галину Илюхину можно назвать посланником литературного Питера в Крым, связующим звеном между поэтическим фестивалем «Петербургские мосты» и «Волошинской осенью».
– Галина Александровна, чем отличаются эти два форума – северный и южный?
– Пожалуй, только географией. И тот и другой объединяет известных и молодых авторов различных литературных направлений. И тот и другой возрождает, на мой взгляд, интерес к поэзии. И по возрасту эти два фестиваля практически ровесники. Наш начинался в 2004 году с поэтического марафона в галерее «Борей» на Литейном проспекте. В день рождения города поэты до утра читали там стихи.
И все перезнакомились и объединились. Самыми деятельными были участники двух поэтических объединений. Евгений Антипов, Тимур Кекиликов, Вадим Макаров и я представляли литературный клуб «XL», а Виктор Ганч, Дмитрий Легеза и Ольга Хохлова – ЛитО «Пиитер».
– Любой фестиваль требует материальных вложений. Кто их сделал?
– Денег у нас на тот момент не было, поэтому мы пригласили из других городов талантливых друзей-поэтов, у которых есть возможность бескорыстно приехать и нас поддержать. Придумали поэтический конкурс. Пригласили в жюри известных литераторов, которые тоже совершенно бесплатно работали над оценкой рукописей. На дипломы, значки, афиши скинулись из собственных карманов. Поэт и прекрасный художник Евгений Антипов разработал фестивальную символику. Благодаря поддержке Союза писателей С-Петербурга городская администрация выделила для фестиваля самые известные литературные площадки. И это стало традицией. Форум наш сразу стал международным, потому что на него приехали российские поэты, живущие за рубежом – такие мэтры, как Бахыт Кенжеев, Александр Стесин. За эти годы у нас побывали поэты из Израиля, Литвы, Эстонии, Латвии, Канады, США, Бельгии, Германии, Италии, Польши, Финляндии, Австралии и других стран.
– Ваш фестиваль, как и «Волошинский сентябрь», конкурсный?
– Без этого как же? Мы придумали конкурс поэтических рукописей «Заблудившийся трамвай» имени Николая Гумилёва. Три первые премии поддерживаются финансово. Проводили конкурс для детей и юношества «Первый автограф» – для ребят до 16 лет из разных городов России и зарубежья. Традиционным стал литературный турнир имени Даниила Хармса «Четвероногая ворона» – для пишущих в жанре иронического абсурда.
– Государственные структуры стали оказывать финансовую поддержку?
– Время от времени нам перепадали какие-то средства, но в последние годы это прекратилось. К счастью, у нас появился замечательный друг – Вячеслав Заренков. Созданный им фонд «Созидающий мир» помогает не только нашему фестивалю, но и другим творческим проектам, поддерживает книгоиздание, строит храмы, бескорыстно вкладывается в культуру в лучших традициях русского меценатства.
– Не могу не спросить: как обстоит дело с дачей Ахматовой в писательском посёлке Комарово, так называемой будкой, как она окрестила этот домик? Когда я была там несколько лет назад, она не выглядела жилой постройкой.
– В писательском посёлке всё, увы, плачевно. Ахматовская будка обветшала. Как и все шесть скромных одноэтажных домиков рядом. Заброшен колодец, из которого Иосиф Бродский носил воду «королеве Серебряного века». По соседству с Анной Андреевной жили и работали Юрий Рытхэу, Виталий Бианки, Борис Стругацкий, Александр Гитович, Глеб Семёнов, Глеб Горбовский, Фёдор Абрамов, Вадим Шефнер, Александр Городницкий, Андрей Битов и Александр Кушнер. И это далеко не полный список тех, кто творил под сенью комаровских сосен с 1955 года. К юбилею Анны Андреевны, опять же при поддержке Вячеслава Заренкова поставили новый забор, «будку» и домики покрасили.
– Кому же теперь принадлежат эти дачные постройки и расположенный неподалёку Дом творчества?
– Когда страна наша распалась, такая же участь постигла и писательские организации. Ушёл в небытие Литературный фонд СССР – своеобразный «писательский завхоз» в советские времена. В лихие 90-е всё писательское имущество предприимчивые самозванцы из некой организации «Литературный фонд России» шустренько разбазаривали. Погреть руки было на чём: Литфонд СССР был богатейшей организацией, с солидным капиталом, «сколоченным» отчислениями с писательских гонораров, который был немаленьким – книги выходили миллионными тиражами. В 2014-м году государство спохватилось и стало изымать писательское имущество из чужого незаконного владения, в том числе и Дом творчества в Комарово. А дачники, которые исправно платили аренду в псевдолитфонд, с удивлением узнали, что все шесть домиков ничьи. Приватизировать то ли руки не дошли, то ли дух Анны Андреевны чудесным образом хранит это место. В 2016-м Росимущество оформило право собственности на писательские дачи. Сейчас они переданы городу в собственность, и комитет имущественных отношений не против передать в безвозмездное пользование Петербургской писательской организации то, что много лет литераторам и принадлежало. Окончательная победа будет, когда документ подпишут, пока есть только устная договорённость.
– Участники питерского и коктебельского фестивалей пересекаются?
– Мы не прерываем общение. Один из организаторов «Волошинского сентября» москвич Андрей Коровин, приехав первый раз на «Петербургские мосты», написал стихи, харьковчанка Жанна Комлева – музыку, и родился наш фестивальный гимн «По зелёным каналам Питера». Бывали у нас Ирина Евса, Мария Ватутина, Ася Аксёнова, Юля Белохвостова, Герман Власов и другие прекрасные «волошинцы». Ждём на следующий фестиваль поэтов Ирину Легонькову из Харькова, Нину Дунаеву из Москвы и севастопольца Тихона Синицына. Происходит культурный обмен, для чего, собственно, фестивали и есть.
– Союз российских писателей оказывает какую-то поддержку своим членам?
– Не «какую-то», а реальную и серьёзную. Получаем стипендии, имеем возможность участвовать в фестивалях. Выходят два замечательных альманаха – «Лёд и пламень» и «Паровоз», дающие определённый срез современной русской литературы. Приложениями к ним выходят небольшие по размеру книжечки.
– Когда-то Андрей Вознесенский сказал: «Нас много, нас может быть четверо…» Что-то с того времени изменилось в соотношении избранных и причисляющих себя к поэтической иерархии?
– А вот окончание этого стихотворения, посвящённого Белле Ахмадулиной: «Мы мчимся – а ты божество! И всё-таки нас большинство». Мы понимаем, что поэзия нынче в загоне. И имена поэтов, которые на слуху у обычной публики, не отражают истинного положения дел. Признанные внутри нашего поэтического сообщества люди остаются за рамками общей известности. И у обывателя большей частью создается ощущение, что поэзия исчезла, остановилась, после Евтушенко уже ничего нет. А это не так. Поэзия не только есть, но и шагнула далеко вперёд. Потому что возможности русского языка, традиционного стихосложения безграничны. Наш язык удивительно подвижен и разнообразен, его можно и нужно раскрывать через поэзию, не пытаться во имя моды двигаться по тупиковому европейскому пути – отказу от рифмы. У нас, к счастью, мало кто становится на него. Чтобы поэзия не томилась в замкнутом мире, нужно максимально широко представлять ярких авторов на телевидении, на радио. Тогда их творчество не будет, что называется, уходить в песок, а заслуженно станет народным достоянием.