Табасараны
Табасараны
Возле дагестанского села Хучни, «столицы» Табасаранского района Дагестана можно увидеть древнюю башню на уступе скалы. Это башня семи братьев и одной сестры. По легенде, семь храбрых братьев-табасаранцев, засев в башне, отбивались от вражеских полчищ. Но их сестра увидела предводителя врагов, полюбила его и предала братьев.
Здесь же, у подножия башни, сестру и похоронили. Веками табасаранцы, проходя мимо, плевали на её могилу. Верность родине и бесстрашие в бою – отличительные черты табасаранского народа, и не удивительно, что табасараны презирали предательницу.
Могилы сестры давно нет. Место, где по предположению она была, скрылось под асфальтом дороги. В высокогорный Табасаран медленно, но неуклонно приходит цивилизация, если под нею подразумевать технические новшества.
Табасаранов в России – 150 тыс. Увеличение численности по сравнению с 1970 г., когда зафиксировали всего 70 тыс. табасаранов – более чем в два раза! Но рядом с многочисленными народами Дагестана это очень мало. Аварцев, к примеру, в Дагестане более 900 тыс., лезгинов – более 400 тыс.
Табасараны – маленький народ, но довольно экзотичный. Особенно своим языком. Табасаранский язык входит в пятёрку самых сложных языков мира, наравне с китайским. В нём несколько десятков падежей и десять частей речи. Знаменитый российский кавказовед XIX в., немец по происхождению Пётр Карлович Услар признавался, что изучение табасаранского далось ему с трудом. Знание чеченского, абхазского, аварского и других кавказских языков мало помогли Услару.
Уже на переломе XIX и ХХ веков наметилась проблема сохранения табасаранского языка. Из-за активного общения с соседними народами в язык проникли множество заимствований – из персидского, азербайджанского и т. д.
Тем не менее, в ХХI в. владением родным языком могут похвастать более 126 тыс. табасаранов.
Этнографический сборник «Сто народов. Сто языков» (Москва,1992) приводит то ли реальный, то ли мифический случай. Один табасаран, чтобы пояснить гостю из дальнего зарубежья, как звучит табасаранский язык, положил в пустой кувшин три грецких ореха и стал его вращать.
В старину образованным человеком в Табасаране считался тот, кто знал арабский. «Табасаранами рождаются, арабистами становятся», – говорят здесь. Для мусульман-табасаранов арабский – язык религии.
Традиционными видами хозяйственной деятельности табасаранов были скотоводство и земледелие. Также развиты ковроткачество, гончарство, ткачество, выделка кожи. Фирменный знак табасаранского ремесленничества – узорчатые носки джобар. Для табасаранов они то же, что кожаные тапочки для монголов или узорчатые сёдла для кабардинцев.
Но ещё важнее для табасарнов – знаменитые ковры. Говорят, шедевры табасаранского ковроткачества можно встретить в музеях в различных странах мира. Утверждают, что такой ковёр может служить триста лет, а на его изготовление уходил целый год. Ковёр считался настоящим табасаранским ковром только в том случае, если сохранял краски после того, как по нему промчится табун лошадей.
Корнями табасаранский народ уходит в далёкое прошлое, когда на территории нынешнего Дагестана и соседних регионов существовало государство Кавказская Албания (не путать с Албанией на Балканах). Кавказские албаны процветали несколько веков к ряду, но в IV в. нашей эры их государство, представлявшее собой союз 26 племён и народностей, пришло в упадок в результате арабских завоеваний. Территория расселения табасаранов вошла в состав Арабского халифата.
Табасаранская культура имеет облик, общий для всех народов Дагестана. Верховенство мужчины в семье, особенная радость, когда первым рождается мальчик, взгляд на многодетность как на Божие благословение. Молодожёнам на свадьбе часто желают родить семь сыновей и дочь. Иногда несколько родственных семей объединяются в тухум – аналог тейпов у чеченцев. Входящие в один тухум семьи поддерживают друг друга в труде, сообща решают возникающие проблемы. Незнакомый с местными реалиями человек вряд ли сможет по языку, поведению и внешним признакам отличить табасарана от представителей других народов Дагестана.
Табасараны – мастера по приготовлению халвы. Её обязательно готовят на свадьбу. Авторство изобретения халвы приписывают и арабам, и туркам, и индийцам. Так, может, её придумали в Табасаране?
Несмотря на свою малочисленность, табасаранский народ вместе с другими народами России нёс бремя испытаний в тяжкую годину войны. На полях Великой Отечественной прославил свой народ снайпер Абдулла Сефербеков, успевший до этого повоевать на Халхин-голе и в финскую. Писатель Илья Эренбург написал ему личное письмо, опубликованное позже во фронтовой прессе. На вопрос военкора Василия Аркашева о количестве убитых врагов Сефербеков ответил: «Мало. Очень мало. Всего сто фашистов, а убить хочу всех, кто пришёл на советскую землю».
В афганскую войну интернациональный долг выполняли 78 уроженцев Табасарана. Двое погибли, один пропал без вести.
Заместитель командующего Южного военного округа, участник второй чеченской кампании и войны в Сирии, Герой Российской Федерации Рустам Мурадов – тоже табасаран.
В старину авторитет табасаранского мужчины зависел от внешнего вида его холодного оружия и мастерства владения им. Воинственность остаётся для табасаранцев обязательной чертой мужского характера и сегодня.