Коми
Коми
Коми не относятся к известным народам, несмотря на свою относительную многочисленность. Если бы не присутствие их имени в названии субъектов Российской Федерации, где они проживают, о них бы в нашей стране мало кто слышал.
Таких субъектов два – Республика Коми и Пермский край. Народов коми тоже два – коми-зыряне (они как раз и проживают в Республике Коми) и коми-пермяки (проживают в Пермском крае). Это два близкородственных народа, разной численности (зырян 228 тыс., пермяков 95 тыс.) и, как видим, разного места проживания.
Незаметными на фоне многих других российских народов коми делает внешнее сходство с русскими. И зыряне, и пермяки практически все православные, все с русскими именами и фамилиями, и внешне тоже похожи на русских. В наши дни все жители Пермского края называют себя пермяками, хотя пермяки – это конкретный народ (не русские) с самобытной культурой и языком.
Самым близким народом к зырянам и пермякам являются удмурты. Это видно даже из их самоназваний – уд-морт и коми-морт. «Морт» означает человек. Вероятно, в старину зыряне, пермяки и удмурты составляли одну этническую общность, но разделились и откочевали друг от друга на некоторое расстояние. Дальше всех от ареала проживания коми откочевали удмурты – в Поволжье.
Зыряне и пермяки – очень православные народы. В отличие от других финно-угорских народов России, до сих пор сохраняющих остатки языческих верований, коми с самого начала благодарно восприняли весть о Христе. Самый почитаемый святой для них – святитель Стефан Пермский. В XIV в. он перевёл на язык коми церковные труды и молитвы, создал для коми письменность на основе кириллической и греческой азбуки и рунических знаков.
Св. Стефан заботился о безопасности своей паствы, регулярно являясь в стан язычников-манси с требованием прекратить набеги на коми-христиан. В 1441 г. манси убили Стефана. Многие краеведы в Коми и Пермском крае уверены, что по матери святитель Стефан принадлежал к народу коми. Благодаря придуманной им азбуке коми считаются вторым в мире финно-угорским народом (после венгров), начавшим издавать богослужебные тексты на родном языке.
Последователями Стефана стали святители Герасим, Питирим и Иона Великопермские. Как указывает «Русский патерик. Жития великих русских святых», Питирим в первую очередь занялся примирением коми и манси. В 1456 г. его убил мятежный предводитель манси Асыка. К тому времени страдальческой смертью уже умер святитель Герасим.
Окончательно привести коми к христианской вере удалось святителю Ионе. Он участвовал в прениях о вере, сокрушал идолов, учреждал своего рода учебные курсы, на которые приглашал в качестве лекторов опытных священников. Из четырёх упомянутых святителей пермских только Иона почил мирной кончиной.
Азбука св. Стефана – не единственная в истории коми. После него они ещё несколько раз получали новые алфавиты, в т.ч. латинский, как и другие народы Советского Союза в 1920-1930-е годы, пока не остановились окончательно на кириллической азбуке, действующей по сей день.
Зыряне и пермяки вместе с русскими осваивали районы Крайнего Севера, налаживали здесь экономическую деятельность, делились с новоприбывшими поселенцами навыками животноводства и сельского хозяйства в условиях сурового климата. Несмотря на неласковую природу, коми умудрялись не просто здесь жить, а экономически процветать. Рыболовство, собирательство, разведение скота не только покрывали их потребности в продуктах питания и изготовлении бытовых предметов, но и позволяли вести меновую торговлю.
История народов коми богата на яркие события. В Средние века здесь располагалось княжество коми Пермь Великая, оно упоминалось в «Повести временных лет» как Перемь и граничило с малыми народами Крайнего Севера, территориями, подконтрольными Казанскому ханству, и землями манси.
Знаменитый этнограф XIX в., зырянин Георгий Лыткин (коми: Степан Ёгор) подчёркивал важную роль Перми Великой в экономической экспансии купцов Строгановых за Урал. Строгановские владения охватывали до 1,5 млн. десятин земли! «Могущество России Сибирью прирастать будет», - предрекал великий Ломоносов. И в том, что России принадлежит Сибирь, есть немалая заслуга народов коми.
Сложно, вообще, переоценить тот вклад, который народы Севера внесли в становление государства Российского. Вклад этот специфический и «узко профессиональный», а именно помощь русским в освоении бескрайних суровых широт.
Веками жившие здесь до прихода русских зыряне, пермяки, ненцы, нганасаны, манси, ханты, шорцы, телеуты и прочие народы поделились с русскими колонистами, чем могли – практическим опытом выживания в этих широтах, и выступали дипломатическими посредниками между русскими и соседними северными народами, которым только предстояло войти в состав государства Российского.
Нельзя недооценивать и культурное влияние этих народов на русских. Так, элементы национального костюма коми были позаимствованы русскими северянами, и классический северо-русский костюм содержит зыряно-пермяцкие черты.
В современных бездушных капиталистических условиях, когда во главу угла ставится экономическая целесообразность и финансовая прибыль, культура и язык коми нуждаются в повышенной заботе и поддержке. К сожалению, сокращается количество коми, владеющих родным языком. Наблюдается тенденция к снижению социального статуса их языков. Многие представители этих народов, особенно молодёжь, предпочитают в общении русский.
Это грозит мировоззренческим разрывом поколений и прерыванием культурной традиции, насчитывающей многие века. Коми-языки сохраняются в сельской местности, но в городах Пермского края их услышишь нечасто.