Эвены
Эвены
Эвены не относятся к известным народам России. Даже Чукотка, где они проживают, названа по имени чукчей, которых 16 тыс., но не эвенов, которых на четыре тысячи больше. Связано это с тем, что в Чукотке численность эвенов всего около 1400 человек. Остальные проживают на огромном пространстве от Якутии и Хабаровска до Северного Ледовитого океана.
Эвены родственны эвенкам. Численность эвенков – 70 тысяч. Они проживают на пограничье России, Монголии и Китая. В Китае, как и в России, эвенки являются официально признанной национальностью. В старину русские называли эвенов и эвенков общим именем «тунгусы». Сами эвены называли себя «эвын». Был период, когда русские называли эвенов ламутами, от эвенского ламу-«море», потому что многие эвенкские роды жили на берегах северных морей.
Поразительно, но эвенский язык несмотря на малочисленность его носителей включает в себя более десяти говоров! Родным считают его 44% эвенов и количество носителей языка стремительно сокращается. Сегодня эвенский входит в список языков, которым грозит исчезновение.
В древности эвены кочевали от Прибайкалья до Крайнего Севера, ассимилируя коряков, юкагиров и подвергаясь ассимиляции якутами. Всё это отразилось в языке. В каждый эвенский говор вошли слова из соседних языков. Эвенский язык получил письменность в 1930-х годах. Тогда же были разработаны школьные программы для обучения языку. Как отмечал в своих интервью чукотский классик Юрий Рытхэу, советская власть делала очень много для подъёма образовательного уровня чукчей и других малых народов с целью создания их национальной литературы. В советский период творили такие корифеи эвенской литературы как Андрей Васильевич Кривошапкин, Николай Саввич Тарабукин, Платон Афанасьевич Степанов и др.
Расхожий миф про то, как русские спаивали северян водкой, не выдерживает критики. Об этом Рытхэу тоже говорил. Во-первых, Кремль никогда не ставил целью истребить северные народы. Эвены тому пример: в 1926 г. их было чуть более 2 тыс., а в 2010 г. уже почти 22 тыс. Почти десятикратный прирост в численности! Во-вторых, некоторые русские на Севере спаивались вместе с аборигенами. Так что тут дело в личных предпочтениях, а не в какой-то особой политике центра по спаиванию своих граждан.
Эвенский язык сложен. В нём 18 согласных, 20 гласных и 13 падежей! Долгие годы в западной науке и среди обывателей по всему земному шару существовал стереотип, что языки малых народов грамматически и синтаксически бедны. Израильский лингвист Гай Дойчер в своей книге «Сквозь зеркало языка» приводит массу примеров, что это не так. Например, в 1970-х исследователи обнаружили сходство грамматических конструкций языка одного из австралийских племён с латынью! Язык индейского племени матсес в Перу численностью всего 2,5 тыс. человек имеет настолько сложные формы времени, что Дойчер пишет: «…пока что ничего более сложного нигде не было найдено».
Первые попытки создать эвенскую письменность предпринимали ещё в царское время русские православные миссионеры. По поручению архиепископа Камчатского и Алеутского Иннокентия в середине XIX в. этим занялся протоиерей Стефан Попов с помощью некоторых из эвенов.
В 1920 г. эвенский язык попробовали латинизировать. В 1931 г. для всех народов Сибири и Крайнего Севера придумали т.н. Единый северный алфавит и тоже на основе латиницы. Он был слишком неудобен и от него вскоре отказались. С тех пор эвены пишут на кириллице и не испытывают никаких проблем. Сегодня на эвенском языке транслируют радиопередачи, издают газеты, его преподают в школах в местах компактного проживания эвенов. В селе Эссо на Камчатке создан этнокультурный центр эвенского народа.
Эвены вывели выносливую и рослую породу оленей (оран). Ораны очень ценились чукчами и коряками за большой вес и покладистость. С оленями у эвенов связаны многие древние верования, обычаи и обряды. Олени были незаменимы при передвижении по тайге, ведь многие эвенские роды вели кочевой образ жизни. Нулгэ – так эвены называли одну перекочёвку как меру времени и расстояния. Как и другие северные народы, эвены были мастерами верховой езды на оленях.
«Когда меня гложет тоска я еду в родные края – там ноша любая легка, как лёгкая песня ручья, как тёплая тропка луча, что слёзы осушит мои – и мысли светлы, как ручьи, и мысли теплы, как лучи» – так выражал любовь к родной земле эвенский поэт Василий Лебедев.
Лебедевы – известная среди эвенов фамилия. Многократный чемпион мира и России по вольной борьбе Виктор Лебедев – тоже эвен. Несмотря на свою малочисленность, эвены – это народ поэтов и воинов. Иннокентий Черных, Герасим Федотов, Иннокентий Кочеров прославили свой народ собственной храбростью на полях Великой Отечественной войны. «Я живу там, где рвутся снаряды, где идёт за страну жаркий бой. И в боях от зари до зарницы я живу и дышу лишь тобой» – эта любовная лирика авторства Черных. Отважный эвен не только воевал, но и увлекался поэзией.
По численности эвены обгоняют большинство малочисленных северных народов России, но эвенская культура по-прежнему требует поддержки и содействия в сохранении её самобытности. «Народы – это мысли Бога», – говорил немецкий философ Гердер. И эвены несут в этот мир то, что присуще только им и больше никому.