Ханты
Ханты
Ханты – один из крупнейших коренных народов Севера. Вопреки расхожему мифу о вымирании северных народов, ханты в составе Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации постоянно увеличивали свою численность. В XVII в. хантов было 6,2 тыс., в ХХ в. более 16 тыс. В ХХI в. их уже более 31 тыс.
Хантыйской культуре полное вымирание пока не грозит, хотя это не значит, что у народа хантов нет проблем в этой сфере. Большинство хантов проживают в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) – самом урбанизированном регионе Сибири. Доля хантов в численности населения округа всего 1%.
ХМАО – процветающий регион благодаря нефтегазовой промышленности. В поисках заработка многие ханты переезжают в города, урбанизируются и социализируются в русскоговорящей среде. В округе издаётся газета на хантыйском языке, выходит телепередача, но всего 36,4% хантов считают хантыйский язык родным. В 1959 г.таких было 77% при численности народа в 19,4 тыс.
Охранителями хантыйского языка являются те 30% хантов, которые живут традиционным хозяйством – рыболовством, оленеводством, таёжной охотой, собирательством. Эти занятия не считаются социально привлекательными и не дают никакого карьерного роста.
Городские ханты язык предков забывают. ХМАО – миграционно привлекательный регион. Его национальный состав становится всё более пёстрым в этническом отношении. Русские, татары, чеченцы, узбеки, армяне, таджики, азербайджанцы, чуваши…Всего более 120 национальностей! Свыше половины хантов, проживающих в многонациональных населённых пунктах, состоят в межэтнических браках. В таких семьях языком бытового общения в подавляющем большинстве случаев остаётся русский язык.
Вот и получается, что ханты ассимилируются из-за высокого уровня экономического развития региона. Парадоксально, но факт. Обычно утрату традиционной культуры северных народов списывают на низкий уровень их доходов, нехватку средств на развитие культуры в местах их проживания и т.д. Но как видим, не всё так однозначно. ХМАО процветает, но это не гарантирует расширения ареала употребления традиционных языков даже при достаточном финансировании деятельности этнографических ансамблей, как это делают в ХМАО.
Старейшины-ханты говорят, что их народу вымирание не грозит, но есть опасность забвения хантами родного языка. В такой же ситуации находятся менее многочисленные соседи хантов – народ манси, но об этом народе поговорим в другой статье. Глобализация и урбанизация – это слишком масштабные процессы, чтобы от них можно было отгородиться ансамблями и концертами.
Даже более многочисленные народы подвергаются ассимиляции. Ирландцы (8,5 млн.) из-за соседства с англичанами забывают родной язык. В деньгах ирландцы нужды не испытывают, но это не спасает их язык от вымирания. Только каждый пятый ирландец говорит по-ирландски, и среди этих «каждых пятых» немало таких, кто выучил его по учебникам, не имея возможности обучиться родному языку в живой обстановке.
Кстати, о хантыйском языке. В нём насчитывается чуть ли не полтора десятка диалектов! В России первые обучающие хантыйскому языку книги появились в середине XIX в. Много внимания развитию культуры народов Севера уделялось советской властью. Этим занималась Научно-исследовательская ассоциация институтов народов Севера при ЦИК СССР.
Первый советский словарь хантыйского языка издали в 1926 г., следующие – в 1931 и 1933 гг. Работа над словарями всё время продолжалась, исправлялись допущенные ошибки, совершенствовалась система транскрибирования. В 1950 г. вышло указание подготовить словари сразу для нескольких диалектов хантыйского языка.
Хантыйский язык – родственник венгерского. В древности венгры из Сибири переселились на Дунай, а ханты остались. И венгерский, и хантыйский языки очень сложные. В хантыйском, к примеру, 18 согласных! Газеты на хантыйском выходят с 1950-х. Сегодня издаётся газета «Ханты ясанг» и «Лух авт». Последняя выходит в Ямало-Ненецком автономном округе, занимающему второе место по численности хантов (30,7%).
«Ханты ясанг» предлагает уроки изучения хантыйского и мансийского языков (https://khanty-yasang.ru/khanty-yasang/rubrics/8). Хочется верить, что этот труд принесёт свои плоды. Хантыйский язык изучается в начальных классах, в старших – по желанию. Преподавателей готовят педагогические училища в Ханты-Мансийске и Салехарде и Российский государственный педагогический университет им. Герцена.
У хантов сложились своя профессиональная живопись и народная литература.
Хантыйский язык и культура увлекали зарубежных исследователей. Финн Куста Карьялайнен составил первый хантыйско-иноязычный словарь. Немец Вольфганг Штейниц преподавал финно-угристику, в том числе хантыведение, в вузах Швеции и ГДР. Штейниц жил долгое время в СССР, много раз бывал на Севере. Его называли «немец, который знал хантыйский язык».
Региональные власти продолжают поддержку коренных народов ХМАО. Действуют программы внеконкурсного приёма лиц коренной национальности в вузы, поставок оленей стойбищам, льгот на пользование лесным фондом и т.д.