Эвенки

Эвенки населяют бескрайние просторы от Красноярского края до Сахалинской области. Численность этого народа сравнительно невелика (77 тыс.), причём часть эвенков живёт на территории Монголии и Китая, и можно только удивляться его способности рассеиваться на таком огромном пространстве.

Почти 50% всех эвенков проживают в Якутии, остальные – в более чем ста населённых пунктах по всей Сибири и Дальнему Востоку. Такая географическая распылённость не способствует консолидации этноса, совместному развитию культуры и совершенствованию типов хозяйствования. И дело не в эвенках, а в географии. Любой народ такой численности в условиях проживания на таком бескрайнем пространстве дал бы приблизительно те же результаты в области культуры, что и эвенки. Против природы не попрёшь.

Среднестатистическому российскому обывателю об эвенках, как и прочих северных народах, почти ничего неведомо. Житель российского мегаполиса благодаря туризму может про тайцев или вьетнамцев и их культуру знать больше, чем про культуру российских северных народов, потому что в Таиланде и Вьетнаме бывали многие, а на Крайнем Севере – немногие.

Присутствие эвенков на карте России заметнее, чем кажется на первый взгляд. Чита, Амур, Енисей, Сахалин, Лена – это эвенкийские названия, навсегда запечатлённые в российской географии. Ну а про Тунгусский метеорит слышали все (тунгусы – старое русское название эвенков).

Роль и значение северных народов в жизни государства Российского остаются недооценёнными. Забывают, что без тех навыков быта и хозяйственной деятельности в тайге и тундре, которыми северяне делились с русскими первопроходцами, последним вряд ли удалось бы быстро закрепиться на вновь освоенных землях.

Северяне обучали русских хитростям охоты на северного зверя и ловли северной рыбы, хранения запасов продуктов, технологии строительства тёплого жилища и прочим нюансам жизнеобеспечения в условиях сурового климата. Благодаря северянам русские быстро освоили езду на собачьих и оленьих упряжках, способы добычи пропитания, методы лечения северными травами и т.д. и т.п. Чукчи, эвены, эвенки, манси, ительмены, коряки, долганы, кеты трудились проводниками, поставщиками продуктов и погонщиками оленей, помогали дельным советом советским геологам, благодаря чему стала возможной разработка залежей полезных ископаемых.

Вопреки стереотипу, эвенки, эвены, чукчи и многие другие северные народы – не наивные бесконфликтные простаки. Они жёсткие и дерзкие. Как могут быть кроткими чукчи, которые веками охотились на китов и моржей на вёсельных лодках с одними гарпунами? Или эвены, проводившие многие сутки в морозной тундре во время оленьих переходов? Поднаторевшие в охотничьих вылазках на медведя, росомаху и других опасных животных? Эти народы сызмальства учились метко стрелять, бесстрашно бить копьём и ловко орудовать охотничьим ножом.
На фронтах Великой Отечественной войны сражались 16 тыс. представителей северных народов, и не только снайперами, как принято считать, но и лётчиками, танкистами, артиллеристами. Очень важна была помощь северян при поставках американской военной техники для Советского Союза. Самолёты для Красной армии перегоняли с Аляски на Чукотку, и здесь коренное население оказывало властям всемерную поддержку.

Эвенское село Омолон (сейчас Билибинский район Чукоткского автономного округа) ведёт свою родословную с 1943 г., когда на берегу одноимённой реки построили запасной аэродром для перегона американских самолётов. Сначала посёлок назывался Щербаково в честь местного проводника Семёна Щербакова, помогавшего советским военным топографам. За несколько лет при содействии эвенов в районе появилась аэрологическая станция (работает по сей день), база геологической экспедиции, оленеводческий колхоз. Благодаря колхозу работавшие здесь специалисты не нуждались в мясных продуктах.

Эвенки в содействии фронту не отставали от эвенов, поставляя государству ценную пушнину, рыбу, добытое на охоте мясо, а также шкуры и мясо оленей. Эвенки – кочевой народ. Они идут туда, куда идут их оленьи стада. На Крайнем Севере ценится особая порода эвенкийских верховых оленей. Они крупнее обычных тундренных, в старину за одного эвенкийского оленя давали два-три обычных.

Ежегодно эвенкийские семьи проходили сотни километров по негостеприимной тундре, а порой и тысячу километров. При любой погоде, хоть бы и при -55С, без выходных, изо дня в день. Некоторые оленеводческие семьи живут так до сих пор.

Эвенки и эвены – родственные народы, разошедшиеся по бескрайним широтам Сибири и Дальнего Востока. Присоединение эвенкийских земель к государству Российскому положительно сказалось на судьбе народа. После прихода русских и до сего дня численность эвенков увеличилась более чем в два раза.

Для эвенков, как и многих других малых народов России, актуальна проблема сохранения родного языка. Чуть более 30% эвенков говорят по-эвенкски. Государство оказывает поддержку усилиям энтузиастов по популяризации языка. Так, на реализацию проекта «Школа эвенкийского языка» в Забайкалье 2019 г., который был объявлен Годом языков коренных малых народов России, правительство выделило президентский грант почти в полмиллиона рублей.

Забайкальские эвенки (их всего 1238 чел.) демонстрируют желание изучать родной язык. Преподавателей готовит Российский государственный педагогический университет им. Герцена.

К пропаганде языков малых народов Сибири и Дальнего Востока подключились мультипликаторы. Сегодня в свободном доступе в интернете есть мультфильмы «Эвенки-первопроходцы» (https://m.youtube.com/watch?v=lM07wcC6W2U), «Селькупы – люди живой земли», «Луораветланы – отважный народ Чукотки»
(луораветланы – самоназвание чукчей).

Сибирь, Крайний Север и Дальний Восток – это целая этническая палитра. Языки аборигенных народов различаются по строю и составу. Эвенк не поймёт чукчу, ненец юкагира, коряк селькупа, телеут эскимоса. У каждого народа этой палитры свои обычаи и обряды. Без них этнографическая карта России была бы тусклее и менее экзотична.
 

5
1
Средняя оценка: 2.85159
Проголосовало: 283