Саамы

Саамы – не крупный народ. В мире их всего 50 тыс., они проживают на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Больше всего их в Норвегии (30 тыс.). Меньше всего в России – 1,9 тыс., в основном, в Мурманской области. 

Тем не менее, российские саамы – объект нездорового внимания со стороны норвежских властей. Заинтересованность Осло саамами возросла в связи с претензиями Норвегии и её западных партнёров на арктические просторы, где ни США, ни НАТО, ни их союзники не хотят видеть ни Россию, ни Китай, которые сообща противостоят давлению Запада. 

Осло занялся продвижением нездоровых смыслов под видом заботы о сохранении саамского в России. Подавляющее большинство российских саамов родного языка не знают. Это неизбежная ситуация, учитывая малочисленность саамов в России. Советские учёные пытались поднять саамский язык на более высокий научный уровень – создавали словари, при Институте языкознания АН СССР учредили Лабораторию саамского языка. Действовали народные ансамбли, печатались сборники саамских сказок, развивалась саамская литература, но всё напрасно. Саамский находится под угрозой исчезновения. 

В этом языке девять диалектов, и Норвегия озабочена созданием некоего промежуточного варианта языка, общего для всех саамов. Появился гимн саамов, а в нём строки про необходимость саамам создать Саамскую страну. Понятно, что создавать её будут за счёт российских территорий, а не территорий Финляндии или Швеции. Последний раз норвежская неправительственная организация, проявлявшая нездоровый интерес к саамской тематике в России, была закрыта по распоряжению наших властей в 2018 г. 

В Австралии власти в связи с усилением влияния Китая в Океании разработали проект по привлечению австралийских аборигенов к несению военной службы в районах расселения, где белым австралийцам тяжело переносить засушливый климат. Наверняка, в арктической стратегии Запада скоро появится пункт о взаимодействии с коренными народами Крайнего Севера и использовании ситуации с соблюдением их прав в качестве повода для давления на Россию. Норвегия эту тему обрабатывает уже сегодня, правда, пока неуспешно.

Русские вступили в контакт с саамами в XI в. благодаря проникновению на Кольский полуостров предприимчивых новгородских купцов и поморов. Уже в XII в. на саамских землях появились русские погребения. Говорят, при дворе Ивана Грозного находился одного время саамский жрец. Первое детальное описание быта и культуре этого народа дал в 1890 г. Н. Н. Харузин в книге «Русские лопари» (лопари – старое русское название саамов). Саамы – финно-угорский народ, родственники финнов, венгров, эстонцев, а также манси, хантов, удмуртов, марийцев. 

Это демонстрирует с осязательной наглядностью, что не генетика, а климатические условия проживания формируют быт народа. Быт саамов во многом схож с бытом чукчей, эвенов, якутов. Саамы в старину тоже держали домашних оленей и охотились на диких, жили в чумах и деревянных погостах. Ездили на оленьих упряжках, но вместо нарт использовали корёжи – деревянные средства передвижения по снегу, на вид похожие на маленькую лодку. Питались, преимущественно, олениной. Как и чукчи, юкагиры или эвены пили оленью кровь. У саамов были свои шаманы – нойды, которые тоже камлали, ударяя в бубен. Одежду шили из оленьшей кожи и кожи морских животных. По внешнему виду саамы – самые что ни на есть европейцы, как финны, венгры или эстонцы, в отличие от сибирских финно-угров с их монголоидными чертами лица. Европейцев-саамов жить «по-чукотски» заставили суровые природные условия. 

У саамов бытовал культ священных камней. «Ещё издали они маячили своими загадочными очертаниями. Это были камни, похожие на головы гигантских людей, поднимающихся из-за горы. Ветры выдолбили в скалах такие углубления, что создавалась полная иллюзия лиц...», – так описывал эти камни исследователь В. В. Чарнолуский.
 
Такие камни назывались «сейд». Они представляли собой огромные валуны или утёсы, которым саамы присваивали названия – Хлебный камень, Дикий олень и т.п. Сейдам подносили приношения – кусочки рыбы, мяса или ценные вещи, прося помощи в охоте и рыбалке. Как указывает Л. В. Хомич в книге «Саамы» (Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 1999), идея связи священных камней с предками существовала не только у саамов, но и у других северных народов, например, коряков, проживающих на пограничье Чукотки и Камчатки. 

Интересно, что граница между Россией и Норвегией окончательно была установлена только в 1826 г. Её линия прошла через саамские земли, разделив этот народ. Российские саамы всегда оставались лояльны российскому государству. Во время войны с Наполеоном саамы потерпели серьёзный материальный ущерб, поставляя продовольствие военному ведомству. В годы Крымской войны, когда англо-французская эскадра бомбила Кольский полуостров, хозяйство саамов тоже пострадало. 

С особенным напряжением саамы трудились во благо государства в годы Великой Отечественной войны. Л.В. Хомич указывает, что многие саамы ушли в действующую армию, из саамов формировали оленно-транспортные подразделения. Они подвозили снаряды, горючее, продукты, увозили раненых, занимались поиском в тундре экипажей сбитых советских самолётов. Среди саамов были награждённые медалью «За оборону Советского Заполярья». Саамские женщины вместо ушедших мужчин ходили на охоту, ловили рыбу, вязали вещи для солдат.

«Выраженьем глубокой ласки, непременно в вечерни час шли саамские наши сказки до рассвета баюкать нас», – писал поэт Аскольд Бажанов, чьи сборники издавались в 1980-х годах. Будем надеяться, что российские саамы сберегут свои традиции и национальное самосознание.

5
1
Средняя оценка: 2.87458
Проголосовало: 295