Две очень небольшие разницы
Две очень небольшие разницы
Претензии гитлеровского Третьего рейха и нынешних США на собственную исключительность не просто концептуально тождественны, но также являются функциональными аналогами друг друга, происходящими от одного исторического корня.
Для того, чтобы полный смысл слов руководителя государства достигал умов и сердец массовой аудитории, их надобно широко и неустанно разъяснять. Что для нашей избавленной от непосильного бремени государственной идеологии прессы, в большинстве случаев, несвойственно. Думаю, что и эти слова Президента России, прозвучавшие на параде в честь 76-й годовщины Великой Победы, будут пропущены мимо ушей основной массой наших полностью деидеологизированных «писателей слов».
«Почти век отделяет нас от событий, когда в центре Европы наглел и набирал хищную силу чудовищный нацистский зверь. Всё циничнее звучали лозунги расового и национального превосходства, антисемитизма и русофобии. С лёгкостью перечёркивались соглашения, призванные остановить сползание к мировой войне.
История требует делать выводы и извлекать уроки. Но, к сожалению, многое из идеологии нацистов, тех, кто был одержим бредовой теорией о своей исключительности, вновь пытаются поставить на вооружение. И не только разного рода радикалы и группировки международных террористов».
Между тем, эти слова Президента стоят того, чтобы не только обратить на них внимание, но и попытаться понять их глубинную суть, которая имеет отношение не столько к истории, сколько ко дню сегодняшнему и к будущему каждого из нас.
Путин, ввиду краткости своей речи и тонкостей дипломатии, не мог называть некоторые вещи своими именами. Тем не менее, вполне можно понять, что когда он говорит о том, что «с лёгкостью перечёркивались соглашения, призванные остановить сползание к мировой войне», он имеет в виду не только Гитлера и его Третий рейх, но и современный Запад во главе с США, которые с той же лёгкостью перечеркивают основополагающие международные соглашения о контроле над вооружениями и мерах военной безопасности. Только за последние десять лет США в одностороннем порядке вышли из Договора по противоракетной обороне, Договора о ракетах средней и меньшей дальности в Европе, Договора о мерах доверия в военной области и были в пяти минутах от уничтожения Договора о стратегических наступательных вооружениях.
Точно такое же современное звучание имеет и фраза Путина о том, что «многое из идеологии нацистов, тех, кто был одержим бредовой теорией о своей исключительности, вновь пытаются поставить на вооружение». При этом Президент специально подчеркнул, видимо, для особо тупых за океаном, что речь идёт не только о разного рода радикалах и международных террористах. Как говорится, имеющий уши, да услышит.
Фактически, прямым текстом от лица первого лица Российского государства нынешний Запад во главе с США был обвинён в подготовке новой войны и в чисто фашистской идее собственной исключительности.
Согласитесь, обвинения достаточно серьёзные. И чтобы в полной мере оценить их весомость и не остаться в недоумении по поводу реальностей современной мировой ситуации, их стоит соотнести с фактами истории и сегодняшнего дня. Попробуем это сделать.
Итак, Гитлер в своё время, признав самого себя и подведомственных ему немцев господствующей арийской расой и даже «сверхчеловеками», сделал вывод об их мировой уникальности и об исключительном праве учить прочее Человечество уму-разуму. Каковой был назван нацистами «новым порядком».
При этом он, разумеется, не был дураком и оборачивал свои грабительские, захватнические планы в красивую обёртку миролюбивых фраз, исполненных доброй воли ко всему Человечеству.
«1941 год, в котором я убеждён, станет историческим годом великой перестройки Европы! Программа не может быть ничем иным, как: освоением мира для всех, через преодоление амбиций отдельных лиц, преодоление тирании определённых народов и, ещё лучше, их финансовых властителей. И, наконец, этот год поможет действительно обеспечить основы для взаимопонимания и, следовательно, примирения народов».
Как видите, даже под этой конфетной обёрткой истинные цели нацизма просматриваются достаточно хорошо. Декларируемая Гитлером борьба за счастье всего Человечества подразумевает не что иное, как слом сопротивления отдельных лиц, явно нерядовых, а политических и экономических лидеров других стран, и даже «тирании определённых народов», если это потребуется. Понятно, что иными способами, кроме как насильственными, поломать всё это возможным не представлялось. Тем не менее, «миротворец» Гитлер сулит такие неземные красоты, как «освоения мира для всех» и даже «великую перестройку Европы». Тем не менее, вполне понятно, что только на основе установления своего собственного господства главарь третьего рейха видел единственный способ разрешения всех мировых проблем.
А теперь вернёмся в наше время и посмотрим, что примерно по тому же поводу вещает Джозеф Байден. И насколько то, что он говорит, на самом деле отличается от речей фюрера нацистских «сверхчеловеков».
«Мы восстановим наши альянсы и вновь будем играть важную роль на мировой арене – не для того, чтобы решать проблемы прошлого, а для того, чтобы решать сегодняшние и завтрашние проблемы. Американское лидерство должно стать ответом на новые проявления авторитаризма, в том числе растущие амбиции Китая, намеревающегося стать соперником Соединённых Штатов, и стремление России нанести ущерб и подорвать нашу демократию <…> Мы будем не колеблясь повышать для России цену и защищать жизненные интересы нашего народа. <…> И мы также ответим на вызовы, которые создают прямую угрозу нашему процветанию, безопасности и демократическим ценностям, вызовы со стороны нашего самого серьёзного конкурента, Китая».
Если очистить основной смысл этих высказываний от обычной в таких случаях словесной шелухи, то получается, что суть риторики президента США Байдена мало чем отличается от речей германского рейхсканцлера Гитлера. Другие страны, конкретно – Китай и Россия, неправильные. Их необходимо поправить, чтобы они не создавали угрозы американским «демократическим ценностям», то есть, проще говоря, глобальным интересам США. И когда Америка их поправит, тем или иным способом, но в любом случае через повышение цены (верхний предел которой не указан, то есть в том числе, возможно, путём войны), тогда на планете наступит «взаимопонимание и примирение народов». Ой, прошу прощения! Это уже не Байден, а Гитлер говорил.
Примерно ту же песенку исполняет и правая рука Байдена, его госсекретарь Энтони Блинкен:
«Американские лидерство и участие имеют важное значение. Мы слышим сегодня это от наших друзей. Хотим мы того или нет, мир не организуется сам по себе. Когда США отступают, случается одна из двух вещей: либо другая страна пытается занять наше место, но таким способом, который не учитывает наши интересы и ценности; либо, и это может быть ещё хуже, никто не пытается – и тогда мы получаем хаос и все связанные с ним опасности. В любом случае, это плохо для Америки. <…> Мы станем влиятельным примером. Мы будем поощрять других проводить ключевые реформы, отменять плохие законы, бороться с коррупцией и пресекать несправедливые действия. Мы будем побуждать к демократическому поведению. Однако мы не будем продвигать демократию путём дорогостоящего военного вмешательства или попыток свергнуть авторитарные режимы силой. Мы испробовали эту тактику в прошлом. Какими бы благими намерениями она ни руководствовалась, она не сработала. Она дискредитировала “продвижение демократии” и потеряла доверие американского народа. Мы будем действовать иначе».
Как видите, и здесь практически то же самое, что у фюрера немецких нацистов. В мире полно неправильных стран. Их нужно поправлять, без чего всеобщее благоденствие наступить никак не может. А делать это будет Америка потому, что «американское лидерство имеет значение».
Разница лишь в том, что Гитлер предлагал всему миру объединиться против англосаксонских империалистов, а сами нынешние англосаксонские империалисты называют в качестве «источников мирового зла» Россию и Китай.
В любом случае, что глава Третьего рейха, что нынешние носители «высших истин» из города Вашингтона буквально соревнуются в том, кто больше себя похвалит в качестве несомненного мирового лидера и единственной точки отсчёта для поправления всех остальных неправильных держав и народов.
Как именно они их собираются поправлять, объяснил на днях тот же Блинкен, который, при любом удобном случае, поднимает тему так называемого «международного порядка, основанного на правилах». Это очень мутная формула, которая явным образом ставит во главу угла не обязательные для всех государств мира писаные международные законы, но то, что называется волюнтаризмом и самоуправством сильных мира сего. Эту разницу довольно удачно разъяснил член Совета Федерации РФ Алексей Пушков:
«The rules-based world» – это и есть мир американской гегемонии. Блинкен постоянно толкует об этом – не об Уставе ООН и не о международном праве, которые США постоянно нарушают, а о каком-то нигде не зафиксированном “порядке, основанном на правилах”, который США и западный альянс стремятся навязать всему миру. Поэтому он и повторяет эту формулу. Но Россия её не принимает, поскольку она утверждает правила однополярного мира, а мы под ними никогда и нигде не подписывались».
Таким образом, принцип исключительности одной конкретной страны, присвоившей себе право устанавливать «правила» и требовать от всех остальных их соблюдения, «красной нитью» проходивший через всю гитлеровскую политику, в точно такой же, а именно в полной мере характеризует и нынешнюю политику Запада в лице его предводителя США.
Вот почему Владимир Путин совершенно прав (и это подтверждается вышеприведёнными высказываниями самих западных лидеров), когда говорит, что «многое из идеологии нацистов, тех, кто был одержим бредовой теорией о своей исключительности, вновь пытаются поставить на вооружение». А коль скоро в фундаментальных подходах Третьего рейха и нынешних США к международным делам наблюдается, за вычетом словесной шелухи, практически полное совпадение, то и практика их действий наверняка будет вполне тождественной.
Что же касается уверений Блинкена в том, что «мы не будем продвигать демократию путём дорогостоящего военного вмешательства или попыток свергнуть авторитарные режимы силой», то это, как говорится, до поры до времени. И если, например, Москва положительно отреагирует на американское предложение в стиле «Рус сдавайс!», то действительно, зачем применять военную силу или свергать российскую власть? Ну, а если упрётся и не захочет идти добровольно в американское стойло, тогда у Байдена в рукаве всегда найдётся запасной козырь:
«Основа нашей глобальной политики – наша глобальная мощь. Это неиссякаемый источник силы. Это непреходящее преимущество Америки. <…> Американский народ намерен стать сильнее, преодолев испытания, стать решительнее и быть более подготовленным к тому, чтобы объединить мир в борьбе за дело демократии, потому что мы сами за неё боролись».
Даже в этом смысле Гитлер говорил практически то же самое:
«Мы находимся в войне, которую мы не хотели… Но если эти финансовые гиены хотят борьбы и имеют цель искоренить немецкую нацию, то они раскаются в своих голубых мечтах. На этот раз они встретят не ослабленную Германию, как в мировой войне, столкнутся с мобилизованной и в высшей степени боеспособной Германией».
Такие вот две совсем небольшие разницы! И тут и там одна и та же песня – кругом одни неправильные враги, которые замышляют всякие каверзы. И которым надо давать сокрушительный отпор во имя высшего блага и самых святых ценностей национал-социализма, пардон – американской демократии. Тьфу ты, вконец запутался...