Как в СССР боролись с тунеядством

4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ о борьбе с тунеядством. Несмотря на ушаты грязи, вылитые с тех пор на эту практику, мера была вполне обоснованной. 

Указ назывался «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». И адресатами этого акта были отнюдь не только пресловутые «алкоголики, дебоширы, тунеядцы». 

Указ был направлен против получавших нетрудовые доходы. Под нетрудовыми доходами советское законодательство подразумевало доходы от занятий, не входивших в перечень законных видов трудовой деятельности на территории СССР. Некоторые занятия относились к теневой экономике и подлежали ведению милиции (скажем, фарцовка) или КГБ (подпольная торговля валютой, например). Отдельные предприимчивые граждане, работая своими руками, умудрялись получать прибыль в размере, многократно превышавшем зарплату обычных советских рабочих, колхозников, интеллигенции. Например, штамповали из обычной полиэтиленовой пленки пакеты с фотографиями западных рок-идолов, продавая их по 10 рублей за штуку. Или был случай осуждения инженера, бросившего работу на заводе и жившего за счет доходов с собственной кролико-фермы. Такой кроликовод приобретал корма, стройматериалы и проч. по твердым госценам, а мясо и шкурки продавал по ценам рынка. 

Никаких налогов такие «подпольные предприниматели», конечно, не платили. 

***

Система борьбы с нетрудовыми доходами в СССР зиждилась не только на социалистических подходах к социальной справедливости, но и на принятых во всём мире понятиях. Пункт 2 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, гласил, что «каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд». Об этом в «свободном мире» забывали, экспортируя капитал в страны с дешевой рабочей силой, но в стране победившего труда об это праве человека помнили. И максимумом даже для представителей высшей партийно-государственной элиты были госдача да служебное авто.

Советское руководство следило за тем, чтобы граждане за сравнимый по затратам физических и умственных усилий труд получали сравнимую оплату. И с ситуацией, когда один рабочий или инженер получает за 8-часовый рабочий день 150-300 рублей в месяц, а доморощенный цеховик раз в 10 больше не мирились. 

Создаваемые в советской стране блага стоили, как правило, копейки: символическая плата за коммунальные услуги, буханка хлеба за 16 копеек, творог за 15 копеек килограмм, колбаса «Докторская» за 2.20… А еще полностью бесплатное образование, включая ВУЗы, бесплатная медицина… 

И все эти цены на товары, все эти услуги финансировались за счет общественного продукта. Так что какой-нибудь алкоголик мог пристойно питаться и одеваться за счет сданных пустых бутылок (по 12 копеек за штуку!), но реальная стоимость покупаемых им вещей и продуктов дотировалась за счет труда работающих сограждан!

А кроме «социально неблагополучных» так же паразитировали на обществе всевозможные гешефтмахеры, совмещавшие бесплатные социалистические блага с «капиталистическими» доходами.

Для таких и был принят Указ. Суть его была простой: хочешь пользоваться всеми социальными благами своей страны – принимай участие в их создании. 

При этом занятие общественно-полезным трудом в СССР не сводилось к необходимости проводить рабочее время от звонка до звонка за станком, на полевом стане, в школе, больнице, научной лаборатории. Полное отсутствие безработицы в Советском Союзе объяснялось не в последнюю очередь наличием, скажем так, не самых нужных должностей. Например, кассира и билетера в небольшом сельском кинотеатре. Ряд должностей были со служебными обязанностями типа «не бей лежачего», вроде ночных сторожей. Знаменитый в конце 80-х годов певец Виктор Цой пару лет работал дежурным в газовой котельной с единственной обязанностью – среагировать на крайне редкий аварийный сигнал в случае его подачи автоматикой. 

Ст. 9 Конституции СССР разрешала также работу в артелях, кооперативах на дому по свободному графику. Существовала возможность устроиться на неполный рабочий день.

Подавляющее большинство населения относилось что к алкоголикам-бродягам, что к жирующим нуворишам, мягко говоря, осуждающе. Недаром, правом определять тунеядцев для «трудовой ссылки» на срок от 2 до 5 лет с последующим утверждением судебными органами были наделены не только исполкомы Советов, но и собрания трудовых коллективов! А там отлично знали, мог ли трудившийся на четверть ставки слесарь Петров купить за трудовые доходы шикарную дачу с машиной. 

Достаточно либеральной в СССР была и процедура уголовного преследования тунеядцев. Начиналась она лишь после второго предупреждения, выносимого таким гражданам, если те на предупреждениями не реагировали. Доля таких «неподдающихся» была относительно небольшой. Критики Указа говорят о «37 тысячах осужденных на его основании за 4 года», но ведь выявленных тунеядцев за этот период было больше полумиллиона! То есть 93% из числа получивших предупреждение взялись за ум и устроились на работу. 

Последнее тоже косвенно свидетельствует о том, что безработицы в СССР не было; кстати, в 1930 году в стране закрылась последняя биржа труда.

Ну а те 7%, которые не захотели подыскать себе даже символическую общественно-полезную работу, действительно отправлялись в «трудовую ссылку», обычно в северные области Союза. Но не в «страшный ГУЛАГ», и не в щадящую по режиму колонию-поселение, а в просторечье – «на химию», в обычные хозяйства с имевшимися для таких спецпереселенцев трудовыми вакансиями, с предоставлением вполне сносного жилья. 

Активная фаза действия Указа продолжалась около 4 лет – до 1965 года. Потом борьба с социальным паразитизмом периодически активизировалась, последний раз во время правления Юрия Андропова (1982-1984). 

С началом «перестройки» паразитирование ушлых «пионеров частного бизнеса» на социалистической экономике превратилось в доблесть, чтобы внести свой вклад в экономический развал Советского Союза. Хороший повод задуматься над тем, стоит ли смеяться над попытками советского руководства ограничить нетрудовые доходы отдельных категорий граждан. 

5
1
Средняя оценка: 2.92578
Проголосовало: 256