Юкагиры
Юкагиры
Юкагиры – один из древнейших народов российского Крайнего Севера. Их всего 1,5 тыс., но территория их расселения огромна, от Якутии до Чукотки и Магаданской области, а некогда была ещё больше – от Таймыра до Чукотки. Юкагиры первыми из народов Крайнего Севера сблизились с русскими первопроходцами и служили проводниками у казаков, осваивавших эти суровые места.
Процесс сближения, как всегда бывает в таких случаях, не обходился без стычек и недопонимания. Но затем юкагиры увидели в казаках силу, способную защитить их от набегов чукчей и коряков. Юкагиры – чукчи – коряки – эти народы жили в «треугольнике вражды», постоянно нападая друг на друга, угоняя оленей и убивая жителей. Случалось, что юкагирские стойбища переселялись поближе к казачьим островам. Конец извечной вражде положило появление русских.
Главным требованием юкагиров к царским властям была гарантия защиты в обмен на выплату ясака. Ясак – аналог современных налогов в госбюджет, а не система грабежа туземных народов по примеру западных колонизаторов в Индии, Америке и Африке. Русские платили такой же налог, разве что он назывался податью, а не ясаком.
Изолированная жизнь на ледяных просторах не способствовала выработке иммунитета к неизвестным болезням, поэтому поначалу юкагиры часто умирали от хворей, занесённых русскими. Также и русские умирали от непривычных условий жизни. Постепенно юкагиры и русские приспособились друг к другу и заимствовали методы хозяйства, ремесла, охоты и рыболовства.
Контакты с русскими способствовали христианизации юкагиров. Иногда юкагиры переделывали библейские мифы в соответствии со своими представлениями о мире. Например, рассказывали о мамонтах, которым не хватило места в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа. Однако очень долго юкагиры совмещали христианство и шаманизм. Когда рождался ребёнок, они считали его пришельцем «с того света». Большое значение имела связь с умершими предками, «кормление» огня (бросание кусочков мяса в костёр во время обеда) и т.д.
Умершего шамана не хоронили, как всех, а разделывали, отделяя мясо от костей. Мясо сушили и распределяли среди родственников шамана в качестве талисмана, кости доставались на хранение младшему сыну.
В учебниках по истории Чукотки указывается, что юкагирским девушкам запрещено признаваться в любви первыми, но не запрещено делать это в виде рисунков. Этнографы полагают, что юкагиры – единственный народ на свете, у которого было т.н. «девичье письмо» на бересте – рисунки, с помощью которых девушки открывали любимому свои чувства.
«Мужское письмо» тоже было, но касалось охоты. На бересте фиксировали полезную информацию или указывали местонахождение ближайшего стойбища. Найдя такое «письмо», охотник знал, где найти кров и пищу. Заезжие купцы (русские, якуты) по этим , «письмам» находили покупателей для своих товаров.
Самым ценным товаром было железо. За железный топор отдавали десять соболей! С русскими к юкагирам попали и другие редкие товары – чай, сахар, табак, холст, стекло, порох.
Охота в непростых климатических условиях, где за зверем приходилось идти много километров по пересечённой местности, превратила юкагиров в выносливых людей с отличными физическими способностями. Так, юкагиры прыгали в высоту на 2 метра, прекрасно бегали и метко стреляли из луков.
Жили юкагиры в конусообразных чумах, крытых оленьими шкурами. Летом чумы покрывали корой дерева. Разводили оленей и собак, охотились на дикую птицу и диких оленей. В последнем случае выпускали к дикому стаду домашнего оленя-манщика. Его рога опутывали верёвкой. Начиная с ним драку, вожак дикого стада запутывался рогами в ловушке и попадал в руки охотников. Так юкагиры пополняли свои стада. Иногда дикого оленя убивали. Если убивали и его стадо, то одного оленя обязательно оставляли в живых.
Олени у юкагиров были крупные и выносливые, на них можно было ездить верхом. Скорей всего, юкагиры позаимствовали их у эвенов, потому что эвенские олени славятся ростом и силой. Олени у чукчей и якутов, наоборот, малорослые и непригодные для верховой езды.
Мясо и рыбу хранили в ледяных срубах. Их делали из плит, вырубленных изо льда. В таких срубах продукты хранились всю зиму.
Самоназвание юкагиров – одул или вадул, что означало «сильный народ». Происхождение этнонима «юкагиры» до конца не выяснено. В наши дни состояние юкагирского народа далеко не так прочно, чтобы его можно было назвать сильным. Малочисленность и разбросанность на бескрайнем пространстве привела к частичному обособлению разных родов, появлению языковых диалектов (тундрового и таёжного).
Этнографы уже в начале ХХ века фиксировали слабость этнического самосознания юкагиров. С 1970-х численность юкагиров растёт, но почти все юкагиры говорят только по-русски и не знают национальных обычаев. Даже старшее поколение не помнит юкагирский фольклор и юкагирские традиции. Современные юкагиры, коряки, чукчи и другие северные народности, носят фамилии великорусские, украинские, белорусские, иногда даже кавказские и прибалтийские фамилии. Традиционные национальные имена и фамилии редкость.
Юкагирский язык находится на грани исчезновения. Сложно возродить язык столь малочисленного народа, обитающего в труднодоступных местах. Скорей всего, этот язык, к сожалению, со временем умрёт.
О юкагирах отзываются как о гостеприимном народе. Пожелаем же ему сохранить оставшееся культурное наследие, дабы передать его новым поколениям.