Кряшены
Кряшены
Кряшен часто называют субэтнической группой татар. Сами же кряшены считают себя отдельным народом, говоря, что если бы они были крещёнными татарами, в их фольклоре и народном творчестве всё равно сохранились бы следы прошлого единства с татарским народом, но таких следов нет.
В то же время язык кряшен многие считают диалектом татарского языка. В мире есть случаи, когда у одного и того же народа – два алфавита и диалекта, причём носитель каждого из них не совсем легко понимает другого. Например, мордва, состоящая из субэтнических групп эрзя и мокша. Бывает, что народ говорит не на родном языке, а на языке более многочисленного соседнего народа. Многие ирландцы не знают родной язык и общаются на английском. Возможно, в такой же ситуации находятся кряшены. С 1926 г. их насильно записывали татарами, да и соседство с богатой и насыщенной татарской культурой невольно способствовало проникновению всего татарского в кряшенскую культуру.
Православное вероисповедание кряшен не может служить доводом в пользу версии о том, что они бывшие татары-мусульмане. Татары в религиозном смысле – бинарный народ, исповедующий ислам и христианство. Так же, как кабардинцы, осетины и абхазы. Христианство и татары – вполне совместимые понятия. Списать христианизацию татар на Ивана Грозного тоже не получится, потому что подавляющее большинство татар, проживающих вне исламских республик Российской Федерации, являются христианами. Так, только в Кемеровской области официально проживает 45 тыс. татар, и практически все – православные. Не Иван Грозный заставил их креститься, а собственный выбор.
В целом доля православных в структуре татарского народа составляет 30%. Заявлять, что татары – только мусульмане, значит, отрезать от татарского народного организма 30% его численности.
«Абсолютно неверно, когда нас называют крещёными татарами. Мы, кряшены, приняли православие задолго до взятия Казани Иваном Грозным, православие среди нас распространялось еще в Волжской Булгарии и Золотой Орде, на что указывает множество фактов. И наши предки не были мусульманами. Наша традиционная культура, наш национальный язык не имеют ничего мусульманского: в нем нет арабизмов и персизмов. Показательно, что еще в XIX веке в Казанской губернии встречались кряшены-язычники, что документально зафиксировано. Какие же мы бывшие татары-мусульмане? Мы – кряшены, а не татары. И православие является не просто частью нашей национальной культуры, православие для кряшен – это часть их этнического мировоззрения, это составная часть нашей самоидентификации. И я могу сказать однозначно: как самостоятельный народ, а не какой-то субэтнос, кряшены сохранились и сохранятся только в лоне православия», – сказал редактор информресурса «Кряшенская духовная миссия» священник Димитрий Сизов в интервью порталу «Православие.ру».
В Москве в одном из храмов раз в неделю читают службу на татарском языке. На татарский уже давно переведены «Отче наш» и другие христианские молитвы. Особенность ситуации в том, что православные татары остаются татарами и не считают себя кряшенами! Получается, христианизация не делает татар кряшенами, иначе с принятием православия татарин автоматически становился бы кряшеном.
Далее, крещённый татарин может в обиходе принять христианское имя, но сохраняет свою татарскую фамилию, а у кряшен и имена, и фамилии русские. Кряшенами были знаменитый в регионе педагог Василий Тимофеев (1836-1895), поэт Яков Емельянов (1849-1893), автор кряшенского алфавита Николай Ильминский (1822-1891), легендарный герой обороны Брестской крепости майор Пётр Гаврилов – один из немногих «брестчан», доживший до Победы. Кряшеном из Омска был доблестный генерал Дмитрий Карбышев, погибший в нацистском концлагере.
Кряшенский вопрос весьма актуален для Татарстана. Некоторые татарские активисты бескомпромиссно заявляют, что кряшены – бывшие татары-мусульмане, и должны вернуться к вере предков – исламу. Отсюда рождается несколько враждебное отношение к кряшенам. Разнятся данные о численности кряшен. Официально их более 30 тыс., неофициально – около 300 тыс. Не поймёшь. Татарстанские власти заинтересованы в наименьшей цифре, чтобы кряшены фактом своего существования не мешали сплочению единой татарской нации.
У кряшен есть церковно-кряшенский язык. Кряшены – тюрки, их язык – тюркский, но они приспособили его к отправлению церковных служб. Рождество по-кряшенски «Раштуа», Масленица «Мяй бяйряме». Практика показывает, что в исламе неофиты редко достигают духовных высот. Чаще христиане, перешедшие в ислам, мелькают в сводках МВД как носители экстремистских взглядов. При переходе из ислама в православие ситуация обратная. Можно в этой связи вспомнить священника и писателя Василия (Фазиля) Ирзабекова, этнического азербайджанца, священника Онисима Османова, этнического табасаранца и т.д. Среди принявших ислам кряшен тоже попадаются фанатики исламистской идеологии. А вот среди православных кряшен экстремистов нет.
Именно как христианский народ кряшены – это фактор стабильности для Татарстана. Особенно полезную роль они сыграли в 1990-х, когда в России, и Татарстане в том числе, набирала силу тенденция исламизации молодёжи под воздействием деструктивной пропаганды из Чечни, Дагестана и зарубежных стран. Без кряшен влияние исламизма в Татарстане было бы сильнее. Соседство татар-мусульман и кряшен-христиан научает оба народа взаимопониманию и уважению религиозного выбора соседа.
Художник: И. Максимов.