Ништадтский договор: как Россия принудила к миру гордых шведов
Ништадтский договор: как Россия принудила к миру гордых шведов
300 лет назад, 10 сентября 1721 года, в городке Ништадт (ныне финский Уусикаупунки) между Россией и Швецией был подписан мирный договор, завершивший 21-летнюю Северную войну. Для достижения этого весомого дипломатического успеха нашим войскам пришлось немало потрудиться.
По большому счету Северная война была проиграна Швецией в ходе Полтавской битвы летом 1709 года, когда шведская армия была наголову разбита войсками Петра I, а королю Карлу XII пришлось бежать в Турцию.
Тем не менее, Карл пытался не дать России возможности воспользоваться плодами шведского поражения. Ведь главной целью Петра I в Северной войне было «прорубить окно в Европу», обеспечить стране порты на Балтике и свободную торговлю с европейскими странами. А российская морская торговля при наличии у шведов сильного военного флота оставалось делом очень затруднительным. К тому же крупные европейские страны, в первую очередь, Британия, напуганные российскими успехами, к концу Северной войны перешли на сторону шведов вплоть до посылки на Балтику мощной английской эскадры.
Мирные переговоры с Россией летом 1718 года, в ходе Аландского конгресса, Карл XII всё же начал, но после его смерти в ноябре того же года пришедшая к власти его сестра Ульрика-Элеонора возжаждала реванша над «московитами», заручившись поддержкой Лондона.
Однако российский флот на Балтике действовал все более решительно и умело. Только в 1719 году наши моряки осуществили несколько крупных десантных операций на территорию Швеции, вблизи Стокголльма. В конце июля 1720 года состоялась последняя крупная морская битва Северной войны у мыса Гренгам, когда русская эскадра из гребных судов захватила в плен 4 шведских фрегата, обратив остальные корабли в бегство.
После этого англичане, убедившись в бессилии своих шведских союзников, сами начали давить на них, убеждая поскорее заключить с русскими мир. В конце концов, британские купцы и промышленники были заинтересованы в российских товарах, а будут их доставлять на острова шведы или русские, беспокоило их куда меньше.
На таком фоне мирные переговоры между российскими и шведскими дипломатами пошли быстрее, и 10 сентября 1721 года в городке Ништадт (ныне финский Уусикаупунки) между Петербургом и Стокгольмом был заключен «Вечный мир».
Главным его итогом было признание шведской короной российских прав на юго-восточное побережье Балтийского моря – Ингрию (где уже находилась новая российская столица – Санкт-Петербург), Эстляндию, Лифляндию, некоторые другие территории. Тем самым Россия получала возможность безопасной торговли для собственных и иностранных судов.
Петр I со своей стороны согласился возвратить шведам Финляндию.
Важный моментом была выплата Россией шведам по условиям Ништадского мира 2 миллионов «ефимков» (серебряных рублей).
Деньги были немалые – от трети до половины российского бюджета и практически полный годовой бюджет Швеции. Кроме того, шведам было разрешено ежегодно беспошлинно закупать для своих нужд в теперь уже российской Прибалтике зерна на 50 тысяч рублей. И вольности тамошнего дворянства, сменившего подданство на российское, в Ништадте тоже были подтверждены, как и свобода вероисповедания.
Однако серьезных уступок Россия в ходе переговоров о мире не допустила. Петр I исходил из реальной обстановки и хотел заключить со шведским соседом долговременный мир, а не превращать Швецию в загнанного в угол зверя. А что касается 2 миллионов «ефимков», то здесь стоит обратить внимание на следующее.
Первое – эти деньги были выплачены Россией очень быстро, за считанные недели, максимум месяцы. И второе – лишения почти «половины бюджета» огромная страна как бы не заметила. То есть источник этих 2 миллионов, судя по всему, находился не в России, а в другом месте. Вполне возможно, что в самой Швеции! Десанты адмирала Апраксина и его коллег успешно «поработали» в ходе своих рейдов на шведское побережье в 1719 году. Захваченные ими трофеи были знатными. Только пушек на одном лишь шведском военном заводе было захвачено три сотни – столько, сколько могла отлить в России в 1701 году.
Так что, вероятнее всего, российское правительство уговорило шведов подписать выгодный России мирный договор с помощью шведского же золота.
Посему и 2-миллионная «компенсация», и возможность покупки по льготным ценам российского хлеба для предотвращения голода в Шведском королевстве служила стратегическим целям. Которые, пусть не сразу, привели к нужному России результату.
Партия «колпаков», шведских политиков, возражавших против войн с Россией, появилась в Швеции вскоре после смерти Петра. Она не всегда брала верх над «реваншистами» (партия «шляп»), но все же три скоротечные войны, быстро заканчивавшиеся поражением шведских войск, не идут ни в какое сравнение с тяжелейшей 21-летней Северной войной.
А с начала XIX века Швеция традиционно начинает выступать во всех конфликтах в Европе в качестве нейтральной страны. И по сию пору это западноевропейское государство не входит в НАТО. В этом немалая заслуга наших предков – воинов и дипломатов, три столетия назад сумевших привести Россию к победе в Северной войне, закрепив ее выгодным для русских Ништадтским миром.
Художник: Мария Иванова-Очерет.