Мордовский женский праздничный костюм. Их сначала услышишь, а потом увидишь: мокшанки и эрзянки идут!
Мордовский женский праздничный костюм. Их сначала услышишь, а потом увидишь: мокшанки и эрзянки идут!
Национальная одежда – предмет гордости для каждого народа наряду с его языком, фольклором, обычаями. Как правило, с традиционными костюмами мы знакомимся визуально. Одни нас поражают многообразием своей расцветки, другие подкупают сдержанностью в цветовой гамме, третьи удивляют необычными, порой даже кажущимися причудливыми, головными уборами и аксессуарами. Но есть и такие, которые нужно постараться не только правильно разглядеть, но и услышать. Речь идет о женских национальных костюмах мордвы – мокшанском и эрзянском, которые в свою очередь, имеют не менее полутора десятка разновидностей.
1.
Мокшанки и эрзянки из группы OЙME в национальных костюмах.
Фото 1: Владимир Кальян.
Мокша и эрзя являются субэтносами одного финно-угорского народа – мордвы, живут бок о бок на протяжении многих веков, разговаривают на близких языках и имеют сходство в оформлении и ношении национальной одежды. Еще с давних времен мокшанский и эрзянский женские костюмы объединяло присутствие в них большого количества шумящих аксессуаров, к которым относятся броши-заколки– сюлгам/сюлгамо, бусы и ожерелье – кърганят/эрьгеть, серьги с подвеской – пилькст/пилекст, пояса с подвесными элементами – каркс, набедренные украшения – каркс цёкт/пулай, гайтаны из монет, накосники, браслеты. Для оформления этих украшений использовались пуговицы, бусинки, монеты, бляшки, жетоны, раковины каури – все, что при движении могло создавать звук. Поэтому этнографы, отправлявшиеся в экспедиции для изучения быта и традиций мордвы в конце 19-начале 20 веков, справедливо отмечали, что мордовку сначала услышишь, а потом увидишь.
2. 3. 4. 5. 6.
7. 8. 9. 10. 11.
12. 13. 14. 15. 16.
Элементы костюма.
Фото 2–16: Гейкель А.О. 1884, Национальный музей Финляндии.
Мокшанки свои набедренные украшения – каркс цёкт – дополняли даже маленькими колокольчиками. Получалось наподобие уличного шумового театра, когда девушки и женщины на праздниках или во время свадебных обрядов начинали двигаться. Танцуют, поют и сами же себе аккомпанируют своими шумящими украшениями. Это было непросто – и себя показать, и осанку удержать под тяжестью наряда. К примеру, поясной элемент эрзянского костюма – пулай – широкий набедренник мог весить до 6 килограммов. А сам праздничный костюм эрзянки достигал – до 25. В те времена мокшанки и эрзянки были статные, крепкие, пышнотелые, поэтому без ущерба для своего здоровья справлялись с этой непростой задачей.
Мастерству по изготовлению национальных аксессуаров обучали девочек в каждой семье, и оно передавалось из поколения в поколение. Но не одним только стремлением быть ярче и звонче во всей деревне руководствовались мокшанки и эрзянки. Эта традиция – надевать шумящие украшения является отголоском далекого прошлого, и связана она с музыкальными шумовыми инструментами мордвы, имевшими в древности обрядовое значение. С помощью колокольчиков, навешанных на посох – байдяма/люляма, деревянных ударялок – шавома/чавома, мокша и эрзя и людей лечили, и богов за хлеб-соль благодарили, и злых духов из дому изгоняли. Вера в магическую силу шума, способную уберечь от сглаза и несчастий, перенеслась и на женский национальный костюм. Ведь в него облачались по праздникам и важным событиям, показывая себя во всей красе при большом скоплении народа, а завистников и в те времена хватало.
17. 18. 19.
Подвенечные костюмы эрзянки Свадебный костюм мокшанки.
Фото 17-19: Мордовский Краеведческий музей им. И. Д. Воронина.
Когда услышали мокшанку и эрзянку в праздничном традиционном костюме, теперь можно ее и разглядеть, и желательно поближе. Мордовский женский костюм – очень красочный, многосоставный, сложный в исполнении, с целым рядом приемов драпирования фигуры, с обилием украшений, многочисленными вариантами орнамента. Поэтому его по праву можно считать венцом прикладного творчества. Исследователь этнических процессов финно-угорских народов Поволжья И. Н. Смирнов сравнивал мордовскую рубаху из-за наличия оригинальных нашивок и «массой потраченной на вышивку шерсти», что придавало ей тяжесть и особую торжественность, даже с верхней одеждой византийских царей.
Облачение в праздничный костюм походил на целый ритуал. Женщина не могла справиться с ним самостоятельно. В обряде участвовали две, а то и три помощницы, и длился он несколько часов – пока на молодой мокшанке или эрзянке все элементы костюма не собирались вместе и не составляли единый ансамбль.
Основной частью традиционной женской одежды как у народа мокша, так и эрзя, независимо от района проживания, возраста и достатка, являлась белая рубаха – панар туникообразного кроя, сшитая из домотканых полотен, с длинным рукавом, без воротника, с глубоким вырезом на груди. Мордовские женщины напоказ даже руки не выставляли (а грудь тем более), поэтому прорезь застегивалась наглухо брошью-заколкой и закрывалась нагрудными украшениями. Длина рубахи варьировалась от колен и ниже – носили так, как было принято в их мокшанской или эрзянской деревне. На панар и эрзянки, и мокшанки надевали передник. Только у первых он более строгий, архаичного типа, в виде прямоугольного куска холста, а у вторых сшивался из броской однотонной ткани и украшался разноцветными лентами и яркой тесьмой.
20. 21. 22. 23.
Вышивка на рубахах
Фото 20–23: Гейкель А. О. 1884, Национальный музей Финляндии.
Оригинальная сложная вышивка, которая наносилась на ворот, манжеты, подол рубахи, еще и выдавала данные «прописки» обладательницы костюма, так как даже в соседних селах одной и той же губернии национальный орнамент был разный. Расцветка мордовской вышивки в основном состояла из четырех цветов: черно-синего, темно-красного, желтого и зеленого. Помимо солярных знаков, рубаха украшалась орнаментальными рисунками, которые женщины «черпали» из природы. Так появились «фирменные» мордовские узоры: «солнечные узелки», «звездочки», «еловые ветки», «козьи копыта», «змеиная головка», «куриные лапки», «крылышки».
Вышивать умели все мокшанские и эрзянские женщины, а как же иначе? В противном случае замуж не выйдешь, ведь это один из важнейших критериев (помимо умения стряпать), по которым выбирали в дом будущую невестку. Поэтому девочек этому рукоделию обучали с 6-7 лет. С малого возраста они готовились стать невестами и знали, что на свадьбе им придется продемонстрировать вышитые своими руками подарки: рубашку для жениха, платки и полотенца для родственников. Девушки постоянно между собой соревновались в вышивальном мастерстве, придумывая новые оригинальные узоры.
24. 25. 26. 27. 28.
29. 30.
Фото 24–30: Национальная вышивка и выкройки из монографии «Одежда и орнамент мордвы», 1899 г., Гейкель О. А.
Впечатленный национальным орнаментом, богатством и самобытностью мордовского костюма, финский этнограф и археолог Аксель Олави Гейкель, в 1899 году издал монографию «Одежда и орнамент мордвы». Эта иллюстрированная энциклопедия из 312 страниц по культуре мордвы содержит 250 иллюстраций, более двух тысяч отдельных видов орнамента мордовской вышивки. В ней описываются простые и сложные схемы узоров, способы их нанесения, даются пояснения отдельным знакам.
В монографиях Гейкеля мы находим схемы-рисунки кроя и самой рубахи, а также множество выкроек головных уборов. Особое внимание последнему атрибуту (а в ансамбле костюме – первому) этнограф уделил неслучайно. Голова мокшанки и эрзянки, а точнее, то, как она покрыта, как паспорт, сразу же выдавала всю необходимую информацию: сколько лет, где родилась, замужем или на выданье, из какой семьи, то есть стоит ли парню вздыхать по красавице, повстречавшейся у него на пути. Если у девушки головной убор не закрывал волосы, то значит она свободна, и на нее не запрещено заглядываться. Очень правильный старинный обычай. Девичья краса – длинная коса, хоть русская, хоть мордовская, и хорошо, что ее не прятали. Девушки носили вышитые налобные повязки и обручи из бересты, обтянутые тканью –ашкоркс/пря сюкс.
31. 32. 33. 34.
35. 36.
Головные уборы мокшанок и эрзянок
Фото 31–36: Гейкель А. О. 1884, Национальный музей Финляндии.
Головные уборы эрзянок – панго, сорока, сорка, шлыган были высокими, в виде цилиндра, полуцилиндра и даже конуса. Делали их из грубого домотканного холста, обшитого обычно кашемиром. Мокшанки носили на голове конструкции поменьше – панга, златной, которые представляли собой род мягкого чепца трапециевидной формы. И те, и другие не скупились на украшение своих головных уборов, обильно «наряжая» их традиционными узорами, разноцветными лентами, кружевами и блестками. В отдельных мордовских селах замужние женщины голову повязывали полотенцами и платками, а некоторые их завязывали таким способом, что у них на голове как будто вырастали рога. Не правда ли, своеобразный отличительный признак? А может знак: «Не приближайся – иначе будет худо»? Рога это что, разве в деревне ими кого-нибудь удивишь? А вот павлиньи перья, которые самые модные и состоятельные мокшанки Тамбовской губернии вставляли в свой чепец-златной – были делом необычным и удивительным.
Однако со временем и торжественно-величественные, и самые простые головные уборы мордовских женщин стали выходить из моды, а у мокшанок уже к концу 19 – началу 20 века им на смену пришли яркие цветные платки фабричного производства. Облачаясь в праздничный традиционный наряд, мокшанки стали повязывать их вокруг головы подобно чалме.
37. 38. 39.
Девушки в мокшанском костюме
40. 41.
Девушки в эрзянском костюме.
Фото 37–40: Татьяна Муравкина. Фото 41: Анна Башмакова.
Трансформация мордовского костюма как единого целого коснулась и украшений: их стало гораздо меньше, из-за чего и сама праздничная одежда стала легче и чуть проще. Исчезли лапти – карьхть/карть, а мокшанки и эрзянки переобулись в кожаные сапожки – кямот/кемть с острыми носами. Верх их часто обшивался красным сафьяном, хорошо сочетавшимся с белой рубахой-панар, главным элементом мордовского костюма. Он практически не изменился, проделав многовековой путь от древнейших времен до наших дней, продолжая оставаться самой главной и величественной составляющей женского традиционного костюма двух финно-угорских народов – мокша и эрзя.
Художник: А. Баргов.