Кеты

В этнографии нередко бывает так, что самые малочисленные и малоизвестные народности являются одновременно самыми экзотическими. Кеты как раз такой народ. Их всего около полутора тысяч и проживают они в Красноярском крае. 

Уникальность кетов в том, что они носители последнего живого языка енисейской языковой семьи. Численность кетов, владеющих родным языком, не превышает 30%, и в ближайшие десятилетия кетский язык может уйти в небытие. Эта проблема языков малых народов характерна не только для России. В наш предельно глобализированный XXI в. трудно выживать малочисленным языкам, не имевшим долгое время письменной истории. Кеты то ассимилировались русскими, хакасами, тувинцами, селькупами, то сами ассимилировали энцев и прочие ещё более малочисленные этнические группы. 

Кетов в царское время называли енисейцами. Письменную форму их язык приобрёл лишь в 1920-1930-х годах. В XVIII в. о кетах писал Пётр Паллас, немецкий учёный на русской службе. Сегодня лингвисты считают кетский язык родственным языкам американских индейцев, подтверждая теорию о миграции предков индейцев в Америку с территории Сибири. И у мужчин кетов, и у индейцев высок людей с гаплогруппой Q1а, а у женщин – с гаплогруппой U4. Первая считается «индейской» гаплогруппой, вторая указывает на родство с индоевропейскими народами. Это значит, кеты образовались от смешения нескольких племенных групп разного происхождения. Среди них можно встретить светлоглазых и кареглазых. 

Разница в судьбе американских индейцев и сибирских народов предельно ясно показывает разницу в принципах государственного устройства русского и англосаксонского государств. В России ни один народ не был уничтожен физически. В США, как отмечают психологи, индейцы до сих пор на уровне психики не могут оправиться от исторической травмы, нанесённой белыми колонизаторами, истребившими практически под корень многие индейские народы. 

Окончательной версии происхождения енисейцев не существует. Их история уходит корнями в седую древность, что подтверждает теорию Льва Гумилёва о том, что малочисленные народности находятся не в начале, а в конце своего исторического пути, и движутся не к расцвету, а к упадку. 

Кеты жили довольно изолированно вдоль притоков могучего Енисея. Расстояние они измеряли реками. Сколько рек нужно пройти? – стандартный для кета вопрос при определения расстояния. Говоря о месте жительства, называли реку, возле которой находилось их стойбище. При этом кеты отличались от соседних народов даже по манере одеваться, что говорит об их поздней миграции в регион сегодняшнего проживания. По легенде, в Сибирь они пришли, спасаясь от какого-то народа. Но что это за народ, конкретно определить не удалось. 

Отличались кеты от соседей и жилищем. Они строили чумы, крытые берёстой, а не шкурами, а зимой – полу-землянки. Летом могли жить в лодках-илимках – довольно просторных судах с парусом и помещениями для ночлега и хранения утвари. А ещё отличались крайне низким ростом. Хотя самыми низкорослыми в мире считаются пигмеи, чей средний рост составляет 144 см., у кетов он составляет всего 140 см.

Есть у кетов и уникальный музыкальный инструмент – музыкальный лук. Кроме него, кеты играли на варгане и смычковом инструменте, напоминающем лютню. У кетов есть свой Илья Муромец – Бальнэ. Длиной из черёмухового дерева он побивал врагов и с тех пор черёмуха для кета – священное дерево.

Суровый климат наложил отпечаток на кетский быт, культуру и кухню. Главным занятием кетов были охота и рыболовство. Они придумали свой яд кураре – протухший рыбий жир. Им смазывали стрелы и раненое животное, если не умирало от стрелы, умирало от протухшего жира, попавшего в рану. Кетские луки славились среди близлежащих народов. 

Питаться иногда приходилось даже беличьим мясом. Но иногда к кетам попадали мука, чай, табак, сахар. Их они выменивали у русских купцов на шкурки горностая, белки, соболя. От таёжного гнуса приходилось спасаться дымом. В старину кеты по запаху могли узнать, из какого стойбища их соплеменник.

Малочисленность енисейцев определяла их брачные традиции. На вопрос одного российского социолога о том, что самое главное в жизни для кета, представитель этого народа ответил: «Не брать в жёны женщину из своего рода». По традиции, жених преподносил родителям невесты котёл с подарками – сукном, пушниной. Если родители соглашались на брак, они оставляли подарки нетронутыми. Если были против, переворачивали котёл кверху дном. 

Выживет ли кетский народ и шагнёт ли в будущий век? Вопрос открытый, поскольку утрата кетами в условиях урбанизации родного языка идёт быстрыми темпами. Тем насущнее становится необходимость создания этнографических парков и музейных экспозиций, посвящённых этому интересному народу. Это не заменит им живую культуру, но познакомит широкую аудиторию с их историей и покажет уникальность кетов.

5
1
Средняя оценка: 2.86667
Проголосовало: 465