Иван Туркенич: командир «Молодой гвардии»

Он побывал в плену, совершил побег и сумел объединить разобщенные отряды молодых подпольщиков в Краснодоне. Единственный военный в составе «Молодой гвардии» умело координировал действия своих бойцов против оккупантов. Но дожить до победы ему, как и многим другим молодогвардейцам, Ивану Васильевичу было не суждено. 

В августе 1944 года Красная армия добралась до оккупированного немцами польского города Глогув-Малопольский. И начались ожесточенные сражения за его освобождение. В тех боях принимал участие и Иван Васильевич Туркенич, человек, за плечами которого уже были и плен, и побег, и руководство подпольной организацией. 
13 августа стало для капитана роковым. Бой шел тяжело, гитлеровцы изо всех сил старались переломить ход сражения. И в какой-то момент показалось, что им это удастся. И тогда во главе дрогнувших красноармейцев встал Туркенич. Он поднял бойцов своего полка в атаку. Немцы растерялись. Но вдруг рядом с Иваном Васильевичем разорвалась мина. И один из осколков попал ему в грудь. Капитана вынесли с поля боя, отправили в госпиталь. Но, несмотря на старания врачей, рана оказалась смертельной. 14 августа Туркенича не стало. Ему было всего 24 года… 
Герой Советского Союза Семен Прокофьевич Серых, который являлся сослуживцем Туркенича, вспоминал: «Жители Глогува, наверное, помнят, как мы входили в местечко. Приветствовали нас цветами. А мы везли на повозке тяжелораненого офицера. Преклонного возраста крестьянин, увидев смертельно бледное лицо молодого героя, вытер рукавом слёзы… Когда мы хоронили Туркенича, собрались жители Глогува. Прогремел последний залп. На могиле выросла гора живых цветов и венков…»

Иван Васильевич – человек, которому за короткую жизнь пришлось немало пережить, родился 15 января 1929 года в селе Новый Лиман, находящееся в Воронежской губернии. Происходил он из шахтерской семьи. 
Когда мальчику не было еще и года, семейство перебралось в город Краснодон, что в Луганской области. Так началась новая глава жизни Туркеничей. Отец трудился на шахте, мать занималась воспитанием детей. Маленькому Ване очень нравились рассказы о родном дяде – Спиридоне Ивановиче Шабельском, который являлся комиссаром Богучарского полка, воевавшего в Гражданской войне. 
Сначала Иван отучился в неполной средней школе, после чего окончил и среднюю школу №1 имени Максима Горького. А в 1935 году стал студентом педагогического рабочего факультета Ворошиловградского института. Устроился на работу в краснодонскую районную газету «Социалистическая родина». Правда, не журналистом, а наборщиком в типографии. Стал членом ВЛКСМ. В 1940-м году его призвали в армию. К этому моменту за плечами парня были еще и 3 курса Севастопольского техникума железнодорожного транспорта. В армии Туркенича определили в Севастопольское военное училище зенитной артиллерии. 
Когда началась Великая Отечественная война, Ивана Васильевича перевели в расположение Уральского военного округа. После чего лейтенант был отправлен на курсы командиров минометных батарей при Артиллерийской академии РККА имени Дзержинского. 

*** 

На фронт Иван Васильевич попал в мае 1942 года. И сначала он занимал должность помощника начальника штаба 614-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка. Но только начавшийся фронтовой путь Туркенича чуть было трагически не оборвался уже в августе того же года. 
В то время Красная армия вела тяжелые, кровопролитные бои с гитлеровцами на среднем Дону в ходе Сталинградской битвы. Обе стороны понимали, что именно здесь и сейчас решается судьба всей войны. Если бы немцы сумели захватить город, то советские солдаты уже не смогли бы поправиться от такого удара. А если верх возьмет Красная армия, то на эмоциональном подъеме она могла бы клонить чашу весов в свою сторону.
Подразделение Ивана Васильевича занимало позиции в районе реки Чир. Как раз по тому направлению отчаянно пытались прорваться гитлеровцы. Красноармейцам был отдан четкий приказ: «Стоять насмерть!» И они его выполнили, ценой собственных жизней. 
Перевес сил был полностью на стороне противника. Подразделение Туркенича вело огонь до последнего снаряда. А затем противник окружил бойцов и уничтожил. Иван Васильевич получил ранение в руку, потерял сознание. Его тело было присыпано землей. И это спасло ему жизнь. Очнувшись, он понял, что находится на занятой противником территории. Но сдаваться в плен Иван Васильевич не спешил, он попытался прорваться к своим. Вот только сильное ранение и слабость не позволили осуществить задуманное. Через несколько дней обессиленного Туркенича схватили гитлеровцы. Добивать его не стали, а отправили в лагерь для военнопленных. 
Там Иван Васильевич пробыл 5 дней. И хотя из еды он получил только кружку с моченым зерном, этого хватило парню, чтобы немного окрепнуть. На шестой день гитлеровцы решили перегнать пленников на новое место. И Туркенич понял, что это его шанс оказаться на свободе. Воспользовавшись моментом, он сумел сбежать. А дальше предстояло самое сложное – добраться до своих. Измученное и израненное тело не хотело слушаться. Сильно хотелось есть. Иван Васильевич понял, что план действий необходимо пересмотреть. Позже он писал об этих событиях: «Не дойдя до него, погибну голодной смертью, не принеся ничего полезного во славу Родины. Твёрдо решил идти в тыл врага и проводить полезную работу. Так и сделал. В августе я прибыл в Краснодон… Узнав о листовках, стал искать тайных писателей листовок. Но вопреки моим ожиданиям они опередили меня…»
Так Иван Васильевич оказался в оккупированном Краснодоне. 

*** 

Оказавшись в оккупированном городе, Туркенич быстро нашел применение всем своим навыкам, полученным как до войны, так и во время. Оказалось, что в городе и близлежащих населенных пунктах хаотично образовались подпольные ячейки сопротивления, в которые вошли молодые парни и девушки. Но им не хватало лидера, человека с военным опытом, умеющего и руководить, и брать на себя ответственность. Соответственно, Туркенич полностью подходил на эту роль. И по решению руководителя подпольной организации «Молодая гвардия» Филиппа Петровича Лютикова, Иван Васильевич стал главным по боевой подготовке молодых людей. По некоторым данным, чуть позже Туркенич стал и начальником штаба «Гвардии». 
Совместно с комиссаром организации Виктором Третьякевичем, Иван Васильевич сумел объединить подпольщиков Краснодона и близлежащих сел. И разрозненные группы превратились в единый, боеспособный отряд. А его уже, в свою очередь, поделили на пятерки. Точное количество молодогвардейцев до сих пор неизвестно. И на эту тему существует множество споров. Но, принято считать, что в «Молодую гвардию» входило около сотни парней и девушек. 
Завоевывать авторитет у подпольщиков Туркеничу не пришлось. Сказались его военное образование и фронтовой опыт. Соответственно, он выстроил организацию по армейскому принципу. И сам лично учил молодогвардейцев обращаться с различными видами оружия, а также разрабатывал диверсионные операции. При этом, Иван Васильевич, что называется, не отсиживался в штабе. Очень часто он вместе с остальными ходил «бить фашистов». «Специализировались» молодогвардейцы на подрыве вражеских автомобилей, освобождении военнопленных, повреждении коммуникаций и распространении агитационных листовок среди населения. 

Но «Молодой гвардии», как организации, не суждено было дожить не только до победы, но и до освобождения Красной армии города. Когда советские войска были уже совсем рядом, гитлеровцы сумели раскрыть подпольщиков. Многие из них были арестованы, а затем казнены. 
Туркеничу удалось избежать расправы. Он сумел сбежать от полиции и вплоть до февраля 1943 года прятался в Краснодоне. И только когда Красная армия подошла к Северному Донцу, он покинул город и присоединился к солдатам. 
Когда Краснодон был освобожден, Туркенич вернулся в город. На тот момент он являлся командиром минометной батареи 163-го гвардейского стрелкового полка 54-й гвардейской стрелковой дивизии. Но в конце весны 1943 года Ивана Васильевича перевели в 473-й артиллерийский полк 33-й стрелковой дивизии, где он занял должность помощника начальника штаба. А зимой 1944 года Туркенич присоединился к политотделу 99-й стрелковой Житомирской Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Довелось капитану сражаться с гитлеровцами за Киев, Тернополь, Львов, Житомир. Затем была польская земля, ставшая для Ивана Васильевича последним пристанищем. Он погиб в сражении за город Глогув-Малопольский 14 августа 1944 года. 

  

После гибели руководство хотело добиться для Туркенича присвоения звания Героя Советского Союза посмертно. Но высшая инстанция решила, что ордена Отечественной войны I степени будет достаточно. По одной из версий, «Героя» Ивану Васильевичу не дали из-за того, что он побывал в плену, пусть и всего лишь несколько дней. 
Но все же, Туркенич стал Героем Советского Союза посмертно. Высшую награду ему присвоили уже под самый занавес существования СССР, в мае 1990-го года.

 

Художник: В. Кошевой.

5
1
Средняя оценка: 2.94606
Проголосовало: 241