Таинство строки
Таинство строки
Пётр Гулдедава. «Я Россией пропитан незримо». Избранная лирика. – М.: НИЯУ МИФИ, 2022. − 144 с.
Современная отечественная поэзия богата заметными именами и интересными дарованиями. Литературный процесс пульсирует жизненными токами, личностными темпераментами, эстетическими экспериментами и мировоззренческими концепциями. Сама жизнь, хаотичная и лишённая устойчивой системы координат, благоприятствует иррациональному, дерзновенному, поэтическому взгляду на действительность. Поэтов сегодня много. Но, в то же время, порой приходит острое ощущение недостатка чего-то подлинно значительного, дающего глубокий духовный образ нашей эпохи в его объёмном и внутренне цельном виде, воплощённый в художественном слове. Конечно, есть и настоящие, крупные поэты, чьё творчество возвышается над нестабильным и ускользающим «средним» уровнем современного стихотворства, но для того, чтобы расслышать их в нынешнем многоголосье, нужно иметь подлинное благородство вкуса, духовную принадлежность к национальной традиции и внимательный, чуткий слух, позволяющий услышать сокровенное, предназначенное для посвящённого в таинство языка и поэзии. Кроме того, как всегда, большую роль играет случай: нужно, чтобы хорошая книга попала в руки квалифицированного читателя, способного оценить стихи по достоинству.
Пётр Георгиевич Гулдедава – один из значительных поэтов нашей российской, русской современности. На протяжении многих лет наблюдая за эволюцией его творческого дара, я постоянно отмечал его удивительную внутреннюю силу духа, позволяющую поэту не поддаваться соблазнам суетной эпохи и сохранять достоинство русского человека, оставаясь при этом сыном своего времени. Ведь за прошедшие годы нередко мы имели возможность наблюдать, как и зрелые, в прошлом прославленные мастера порой сдавали свои нравственные и, как следствие, художественные позиции в стремлении любой ценой остаться «на плаву», в центре внимания толпы. Как правило, расплачиваться за это им приходилось внутренним измельчанием и творческим бессилием, вырождением таланта в риторическое рифмоплётство. Пётр Гулдедава сохранил свою душевную цельность в неприкосновенности, оставшись истинным национальным поэтом в эпоху духовной смуты и смешения всех классических критериев.
Непросто выжить при всемирном море,
Когда природа вздыбилась, грозясь,
Но в мире надо жить, как рыба в море,
Не впитывая соль его и грязь...
Внутренняя установка, сформулированная в этих строках, является для поэта своеобразным ненарушимым онтологическим императивом, исполнение которого только на первый взгляд кажется лёгким. А вот поди, попробуй, проживи в мире, не пуская внутрь себя всё то зло, которое зримо и незримо царит вокруг и требует себе поклонения и служения, уверяя, что по-другому невозможно... Но жить надо, не жалуясь, не сетуя на судьбу, а твёрдо и неуклонно осуществляя своё высокое призвание.
Пётр Гулдедава по природе своего дарования лирик. В рамках лирического мироощущения он глубоко раскрывается и как тонкий ценитель природы, глубоко постигающий её бытийный смысл и взаимосвязь со всем сущим; и как патриот, переживающий со судьбу России, откликающийся на её болевые вопросы, поставленные историей и бытием; и, конечно же, как обыкновенный человек, которому свойственно ошибаться, любить и страдать. В каждой из своих ипостасей он предельно честен перед самим собой, поэтому его стихи звучат пронзительно и душевно, проникая прямо в душу читателя. Это голос настоящего поэта.
На небе росчерк журавлиный
Отметкой осени завис, −
Прощальный крик, тоскливо-длинный,
На хмурый дол роняет высь.
Леса уже полунагие,
И летний жар помалу стих, −
И вторит птичьей ностальгии
Багряных листьев белый стих...
В отношении стихотворных форм Пётр Георгиевич является последовательным приверженцем русской классической традиции. Наши великие предшественники оставили нам в наследство поистине беспредельные возможности стихотворной речи, которые способны вместить любой творческий замысел, любое художественное впечатление, любую сложную и глубокую мысль. Принадлежность к русской традиции для поэта – великая честь и столь же великая ответственность, ведь необходимо проявить свой талант до самого предела, чтобы создать стихи, способные занять своё законное место в сокровищнице русского поэтического слова. Петру Гулдедаве это удаётся, поскольку он неуклонно следует избранным путём.
Дорога к Божьему порогу
Укрыта в таинстве строки:
Кратчайший путь навстречу Богу –
Любовь, молитва… и стихи.
В наше время, время утраченных критериев Истины, Добра и Красоты, особое значение приобретает каждый голос, нашедший в себе веру, талант и мужество для того, чтобы возвыситься в защиту фундаментальных ценностей русской цивилизации. Стихи, собранные в книге «Я Россией пропитан незримо», не содержат нравоучений и проклятий в адрес торжествующего мирового зла; эти стихи напоминают нам о том, что мы – русский народ, что за нами – великая история и великая духовная культура, и мы должны быть достойны этого наследия.
Новая книга русского поэта Петра Гулдедавы – весомый вклад в современную поэзию и дорогой подарок читателю.