Тульское оружие: эталонное качество уже больше трех столетий

26 февраля 1712 года Петр I подписал Указ о создании «Казенной оружейной фабрики», ставшей основой успешно действующего и развивающегося по сей день Тульского оружейного завода. 

В петровском Указе говорилось: «Для лучшего в том ружейном деле способу построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою». 
 «Казенная оружейная фабрика», официально открывшаяся спустя два года, появилось не на пустом месте. Первое упоминание о 30 мастерах-самопальщиках (как тогда называли тех, кто изготавливал огнестрельное оружие) датируется 1595 годом. В то время оружейное производство было еще полукустарным, штучным и дорогим.
Следующий этап развития тульского оружейного дела начался в 1632 году с приглашением в Тулу голландских мастеров. Им было поставлено условие не просто производить оружие для нужд российского войска, но и учить премудростям профессии местных мастеров. И спустя 20 лет в Туле вместе с иностранными специалистами насчитывалось уже около восьмисот оружейников.
В 1695 году появился построенный в Туле частный завод Демидова. Спустя еще 10 лет там был построен Казенный оружейный двор, и, наконец, в 1712 году последовал царский Указ об образовании полноценной государственной оружейной фабрики. 
Оружие стало выпускаться относительно унифицированным, а не так, как раньше, когда те же пушки, которые каждый купец-подрядчик отливал по своему усмотрению, были почти уникальными по калибру что создавало огромные трудности при снабжении армии боеприпасами.
Предпринятая реорганизация позволила в 1720 году выпустить для нужд российской армии 22 тысячи легких и надежных пехотных фузей и кавалерийских карабинов. Вскоре тульское оружие было официально признано эталонным, на его показатели должны были равняться другие русские оружейники.
С середины 18 века Тульский завод наладил также широкий выпуск сабель, шпаг и палашей. Выпускалось и более дорогое подарочное оружие вроде инкрустированных драгоценными металлами пистолетов, охотничьих ружей и т.п.
Объемы производства росли. В тяжелый для страны 1812 год, с началом наполеоновского нашествия, туляки поставляли в армию уже 13 тысяч ружей ежемесячно! А к середине 19 века в прогрессе оружейного дела в Туле наступил спад. Его отзвуком в аллегорически-назидательной форме стал рассказ Лескова о Левше, который «стальную блоху подковал». Работал главный герой лесковского произведения как раз на Тульском оружейном заводе. И так и умер, не услышанным в своих предупреждениях о том, что «англичане ружья песком не чистют!»
Однако дело было не только в том, чем чистить оружейные стволы после стрельбы: англичане и другие европейцы к началу Крымской войны в значительной мере перевооружили свои армии на нарезное оружие, имевшее прицельную дальность стрельбы в 800 шагов против 200 шагов у гладкоствольных фузей русского армии. Это стало одним из важных факторов проигрыша России в Крымской войне. 
После Крымской кампании Тульскому оружейному заводу несколько десятилетий пришлось осваивать передовые новинки западного производства. Нередко русские мастера существенно модифицировали эти новинки. Так произошло и с улучшением винтовки Бердана во второй половине 19 века, и со знаменитым пулеметом «Максим» в начале 20 века. 
1891 год вошел в историю Тульского завода появлением, пожалуй, самой знаменитой отечественной винтовки Мосина – Нагана. Роль бельгийского оружейника в создании этой винтовки была довольно условной, а знаменитый револьвер Наган его конструкции Тульский завод выпускал практически до конца Великой Отечественной войны.
Объем производства в Туле с начала 20 века побил все старые рекорды. Так, в 1916 году завод выпустил 648 тысяч винтовок, 180 тысяч револьверов и 11 тысяч пулеметов!

 ***

После установления Советской власти заводчане начали осваивать еще более современные образцы вооружений. С середины 30-х годов и до конца войны тульские оружейники специализировались на выпуске пистолетов ТТ («Тульский Токарева»), от пули со стальным сердечником которого был способен защитить вблизи лишь бронежилет штурмового 5-6-го класса предназначенный для защиты при стрельбе из винтовок и пулеметов. 
Разработанные Токаревым автоматические и снайперские винтовки СВТ тоже стали одними из лучших в своем классе. А скажем, авиационных пушек ШВАК калибром 20 мм и весом всего около 40 кг завод выпустил больше 100 тысяч – абсолютный мировой рекорд среди орудий такого калибра! Их устанавливали на советские истребители (от скромного И-16 до лучшего самолета Второй Мировой Ла-7), штурмовики Ил-2, бомбардировщики Туполева…
После войны на Тульском заводе, кроме военной продукции, начался широкий выпуск охотничьих ружей и малокалиберных винтовок для спортивной стрельбы, самозарядных карабинов Симонова (СКС). Однако и боевая составляющая не была забыта (автомат Калашникова, противотанковые управляемые ракеты в составе комплексов «Малютка», «Фагот», «Конкурс», подствольный гранатомет «Костер»).
В настоящее время туляки, продолжая выпуск охотничьих ружей, начали производить боевое оружие для специальных подразделений российской армии. В частности, бесшумную снайперскую винтовку «Винторез и «автомат специальный модернизированный» (АСМ). 
Так что и спустя 310 лет после своего создания петровским указом первый в государственный российский оружейный завод продолжает славные традиции отечественной оборонной промышленности.

5
1
Средняя оценка: 2.86364
Проголосовало: 154